Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24 «Колосок» г. Назарово Красноярского края
Принята на заседании педагогического совета протокол № 1от 28.08.2016 | Утверждаю: приказом № 48-о от 28.08.2016 Заведующий ________Т.А. Алькова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-оздоровительной направленности
для детей дошкольного возраста
по йоге «Здоровый ребенок»
Срок реализации программы: 3 года
Авторы: Щербакова Г.Г.
2016 год.
Пояснительная записка.
Направленность программа дополнительного образования направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, развитие и тренировку дыхательной системы, повышение защитных функций организма детей с использованием нетрадиционной формы-хатха-йоги, которая эффективна в плане не только физического, но и нравственно-духовного оздоровления детей дошкольного возраста.
Новизна и значимость заключается в том, что гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста, в отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер. В гимнастике хатха-йога, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма.
Упражнения хатха-йоги:
- развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляют сутулость;
- улучшают мышечный корсет, что является профилактикой нарушения опорно-двигательного аппарата, развивают крупную и мелкую моторику;
- улучшают координацию движений, тренируют вестибулярный аппарат;
- активизируют работу внутренних органов, укрепляют нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат;
Актуальность – выбранной работы в том, что наблюдается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей. В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений в оздоровлении детей. Йога – это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, улучшает физическое здоровье.
Педагогическая целесообразность – в нашем регионе, климат резкоконтинентальный, сильно загрязнена окружающая среда, поэтому, эта программа на мой взгляд будет более эффективной, так как она направлена на активизацию работы внутренних органов укрепление нервной системы, что в свою очередь улучшает физическое здоровье.
Цели программы:
- сохранение и укрепление здоровья;
- улучшение физического развития;
- повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги
Задачи.
Образовательные:
- изучить технику выполнения асан, гимнастики для глаз;
- учить детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);
- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
- совершенствовать равновесие, координацию движений;
Развивающие:
- развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;
- укреплять мышцы тела;
- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
- способствовать повышению иммунитета организма.
Воспитательные:
- воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);
- воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками;
- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программе, 4-7 лет.
Срок реализации 3 года:
1-й год обучения - 4-5 лет;
2-й год обучения – 5-6 лет;
3-й год обучения – 6-7 лет.
Продолжительность занятий по хатха-йоге, для детей 4-7 лет, составляет 20-35 минут, в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Проводится 1раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
Показатели физической подготовленности дошкольников:
Быстрота
Ловкость
Выносливость
Равновесие
Гибкость
Статическая выносливость
Дыхательные пробы
Представлены в таблице:
Физические качества | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май |
м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | д |
Быстрота: Бег 10 м, сек | 3.3-2-4 | 3.4-2.6 | 2.5-2.1 | 2.7-2.2 | | | | | | | | |
Бег 30 м, сек | | | | | 9.2-8.3 | 9.8-8.5 | 8.2-7.0 | 8.5-8.1 | 7.8-7.0 | 8.0-7.7 | 7.5-7.3 | 7.8-7.5 |
Ловкость, сек | 8.5-8.0 | 9.5-9.0 | 8.0-7.5 | 9.0-8.5 | 7.2-6.8 | 8.5-8.0 | 7.0-6.5 | 8.0-7.0 | 6.5-6.0 | 7.0-6.0 | 6.5-5.6 | 6.5-5.5 |
Выносливость (приседание за 30 с), кол-во раз | 14-16 | 13-15 | 16-18 | 15-17 | 18-20 | 17-19 | 20-22 | 20-21 | 22-23 | 21-22 | 23-26 | 23-25 |
Равновесие, сек | 3.3-5.1 | 5.2-8.1 | 5.5-6.5 | 8.5-9.0 | 7.0-11.8 | 9.4-14.2 | 20-30 | 25-30 | 30-35 | 35-40 | 40-60 | 50-60 |
Гибкость, см | | | +2+4 | +7+3 | | | +3+6 | +4+8 | | | +4+8 | +5+10 |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
2 | Общеразвивающая гимнастика | | 2 |
3 | Самомассаж | | 2 |
4 | Суставная гимнастика | | 2 |
5 | Асаны | 1 | 11 |
6 | Дыхательная гимнастика | | 2 |
7 | Гимнастика для глаз | | 2 |
8 | Пальчиковая гимнастика | | 2 |
9 | Релаксация | | 2 |
10 | Подвижные игры | | 2 |
11 | Итоговое занятие | | 2 |
| Итого часов | 2 | 30 |
Содержание программы
1-й год обучения (4-5) лет
Месяц | Тема | Игровая гимнастика | Гимнастика под приговорки | Самомассаж | Асаны | Дыхательная гимнастика | Гимнастика для глаз | Пальчиковая гимнастика | Релаксация |
Сентябрь | Вводное занятие |
Сентябрь-октябрь | «Репка» | «Репка» | «Желтая песенка» | «Дождик» | Комплекс № 1 | «Удивимся» | «Дождик» | «Гости» | «Замедленное движение» |
Ноябрь | «Кот, петух и лиса» | «В темном лесу есть избушка» | «Кошкина зарядка» | «Лисонька» | Комплекс № 2 | «Петушок» | «Теремок» | «Пироги» | «Зернышки» |
Декабрь | «Зимнее путешествие колобка» | «Колобок» | «Белый свет» | «Снеговик» | Комплекс № 3 | «Сдуем с ладошки снежинку» | «Тише, тише» | «Мастера» | «Снежная баба» |
Январь | «Два жадных медвежонка» | «Прогулка» | « Муравьи» | «Блины» | Комплекс № 4 | «Маятник» | «Белка» | «Сидит белка» | «Птички» |
Февраль | «Волк и семеро козлят» | «Козлята» | « Кто живет у нас в квартире» | «Строим дом» | Комплекс № 5 | «Погладь бочок» | «Ветер» | «Капуста» | «Шалтай-Болтай» |
Март | «Лиса лапотница» | «По - лисьи» | «Весело в лесу» | «Рукавицы» | Комплекс № 6 | «Ежик» | «Лиса» | «Разминаем пальчики» | «Просыпайся глазок» |
Апрель | «Три медведя» | «На водопой» | «Три мишки» | «Трубы» | Комплекс № 7 | «Насос» | «Медведь» | «Замок» | «Тишина» |
Май | «Маша и медведь» | «За грибами» | «Мишки» | «Ежик» | Комплекс № 8 | Радуга, обними меня!» | «Оса» | «Ладушки» | «Летний денек» |
2-й год обучения (5-6) лет
Месяц | Тема | Игровая гимнастика | Гимнастика под приговорки | Самомассаж | Асаны | Дыхательная гимнастика | Гимнастика для глаз | Пальчиковая гимнастика | Релаксация |
Сентябрь | Вводное занятие |
Сентябрь-октябрь | «Правила дорожного движения» | «Светофор» | «Мартышки» | «Умывание» | Комплекс № 1 | «Регулировщик» | «Комарик» | «Наши пальцы» | «Паучок» |
Ноябрь | «Сам себя я полечу» | «Гимнастика для глаз» | «Зайчик» | «Вышел зайчик погулять» | Комплекс № 2 | «Воздушный шар» | «Зайка» | «Считалка» | «Путешествие облачка» |
Декабрь | «Как защитить себя от микробов» | «Я позвоночник берегу» | «Аэробика» | «Умывалочка» | Комплекс № 3 | «По ступенькам» | «Угощение для больного» | «Мяч» | «Лентяи» |
Январь | «Чистота-залог здоровья» | «Мойдодыр» | «Для мышц шеи» | «В январе» | Комплекс № 4 | «Самовар» | «Смотрит носик» | «Крокодил» | «Лимон» |
Февраль | «Школа здоровья» | «Шли мы после школы» | «Буквы» | «Красим» | Комплекс № 5 | «Гармошка» | «Буквы» | «Слова» | «Вибрация» |
Март | «Опасности в природе весной» | «Медведь» | «В лесу» | «Неболейка» | Комплекс № 6 | «Дует ветерок» | «Самолет» | «Пироги» | «Ленивая кошечка» |
Апрель | ОБЖ | «По полям бегут ручьи» | «Я жду!» | «Тили – бом» | Комплекс № 7 | «Песок» | «Дождик 2» | «Весна» | «Ленивый барсук» |
Май | «Опасности в лесу и на воде» | «Утята» | «В речке» | «Солнышко» | Комплекс № 8 | «Вдохни аромат цветов» | «Треугольник, круг, квадрат» | «Кто приехал?» | «Палуба» |
3-й год обучения (6-7) лет
Месяц | Тема | Игровая гимнастика | Ритмическая гимнастика | Гимнастика под приговорки | Самомассаж | Асаны | Дыхательная гимнастика | Гимнастика для глаз | Пальчиковая гимнастика | Релаксация |
Сентябрь | | Вводное занятие |
октябрь | «Укрепи свое здоровье» | «Жучки» | «Лезгинка» | «Ветер» | «что делать после дождика?» | Комплекс № 1 | «Ветер» | «Солнечный зайчик» | ______ | «Медведь после Зимней спячки» |
«Наше тело» | «Поезд» | | «Сидит белка» | «Точечный массаж» | Комплекс № 1 | «Плечи» | __________ | «Добрый день» | «Буратино» |
ноябрь | «Что такое правильная осанка» | «Птицы» | «По ниточке» | «Бревнышко» | «Солнечный зайчик» | Комплекс № 2 | «Вырасти большой», «полет на луну» | «Солнечный зайчик» | ______ | «Дерево», «сказка» |
«Береги свой позвоночник» | «Марш на параде» | | «Мы разминку начинаем» | «Барабан» | Комплекс № 2 | «поднимемся на носочки», «Полет на солнце» | __________ | «Солнце» | «Космос» |
декабрь | «Чем мы дышим» | «Ходьба» | «Чудак» | «Качаем Лялю» | «Улитка» | Комплекс № 3 | «Дыхание 1» | Пальминг | _______ | «Кулачки» |
«Чудо нос» | «Птички» | | «Котята» | «Как у Буратино» | Комплекс № 3 | «Носик» | __________ | «Мальчик пальчик» | «Веселые гномы» |
январь | «Мое волшебное горло» | «Ходим по снегу» | «рок-н-ролл лежа» | «Веселая прогулка» | «Веселый мяч» | Комплекс № 4 | «Дыхание 2» | «Пальминг» | __________ | «Молчок» |
«Береги свое горло» | «Зимние забавы» | | «Веселые гуси» | «Массаж головы» | Комплекс № 4 | «Чистим носы» | ________ | «Маляры» | «Рыбки» |
февраль | «чем мы слышим» | «Для чего нужны уши» | «Солдатик» | «Слон» | «Массаж ушей» | Комплекс № 5 | «Ушки» | «Муха» | _________ | «Бриллиантики» |
«Здоровыеуши» | «Прогулка в лес» | | «Бабочка» | «Лепим ушки» | Комплекс № 5 | «Легкий ветерок» | __________ | «Бабочка» | «Звери и птицы спят |
Март | «Как мы видим» | «Мы готовы для похода» | «На море» | «Рыбалка» | «Бурундук» | Комплекс № 6 | «лодочка на волнах» | «Муха» | __________ | «Океан» |
«Будем видеть хорошо» | «Енотик весело шагает» | | «Сурья-чандра» | «Раздеваем лук» | Комплекс № 6 | «Задувание свечи» | _________ | «Пальчики» | «Волшебный сон 1» |
апрель | «Красивые ноги» | «Ты шагай» | «Песня Волшебника Сулеймана» | «Ножки» | «Ой, лады» | Комплекс №7 | «Дышим на вертушку» | «Паучок» | _________ | «Волшебный сон 2» |
«Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка» | «Будем ноги поднимать» | | «Велосипед» | «Массаж тела и лица» | Комплекс № 7 | «Сбрось усталость» | _________ | «Считаем пальчики» | «Прогулка на велосипеде» |
май | «Солнце воздух и вода» | «Мы идем дорожками» | «Дельфин» | «Косцы» | «Веселый дождик», «Голубая чаша» | Комплекс № 8 | «Жужжащая пчела», шипящее стимулирующее дыхание. | «Паучок» | «Жук» | «Овощи», «Олени» |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1-й год обучения
Месяц | Тема | Методы и приемы | Спортивное оборудование | Игра |
Сентябрь | «Репка» | Игровые ситуации, упражнения на имитацию движений животных, мини-рассказы, наглядно-зрительные (показ физических упражнений), наглядно-слуховые приемы (музыка), тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя), объяснения, подача команд, вопросы к детям, беседа, проведение упражнений в соревновательной форме, подвижная игра, игра-подражание. | Аудиоматериалы с записями музыки и звуков природы | Игра «Репка» |
Октябрь | «Кот, петух и лиса» | Аудиоматериалы с записями музыки, стулья. | Игра «Хитрая лиса» |
Ноябрь | «Зимнее путешествие колобка» | Музыкальный центр, игрушки-колобок, лиса | Игра «Догони колобка» |
Декабрь | «Два жадных медвежонка» | Музыкальный центр, маска медведя | Игра, «Поиграем с мишкой» |
Январь | «Волк и семеро козлят» | Аудиоматериалы с записями музыки и звуков природы | Игра «Идет коза по лесу» |
Февраль | «Лиса лапотница» | Музыкальный центр, гимнастическая палочка, обручи | Игра «Бездомный заяц» |
Апрель | «Три медведя» | Музыкальный центр, гимнастический мяч (фитбол) | Игра «Лягушата и медвежата»» |
Май | «Маша и медведь» | Музыкальный центр, мел | Игра «У медведя во бору» |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
2-й год обучения
Месяц | Тема | Методы, приемы | Спортивное оборудование | Игра |
Сентябрь | «Правила дорожного движения» | Игровые ситуации, упражнения на имитацию движений животных, мини-рассказы, наглядно-зрительные (показ физических упражнений), наглядно-слуховые приемы (музыка), тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя), объяснения, подача команд, вопросы к детям, беседа, проведение упражнений в соревновательной форме, подвижная игра, игра-подражание. | Музыкальный центр | Игра «Ловкий пешеход» |
Октябрь | «Сам себя я полечу» | Музыкальный центр, бубен | Игра «Прятки» |
Ноябрь | «Как защитить себя от микробов» | Музыкальный центр, мяч | Игра «Догони мяч» |
Декабрь | «Чистота-залог здоровья» | Музыкальный центр (либо бубен) | Игра, «Бегай и замри» |
Январь | «Школа здоровья» | Музыкальный центр | Игра «Петух, цыплята и коршун» |
Февраль | «Опасности в природе весной» | Музыкальный центр, мячи по количеству «охотников» | Игра «Охотники и куропатки» |
Апрель | «ОБЖ» | Музыкальный центр, 2 стула, листы бумаги, 4-5 фантов | Игра «Домовитый хомячок» |
Май | «Опасности в лесу и на воде» | Музыкальный центр, веревка, 2 стула | Игра «Лягушки и цапля» |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
3-й год обучения
Месяц | Тема | Методы, приемы | Спортивное оборудование | Игра |
Сентябрь | «Укрепи свое здоровье» «Наше тело» | Игровые ситуации, упражнения на имитацию движений животных, игра-подражание, мини-рассказы, наглядно-зрительные (показ физических упражнений), наглядно-слуховые приемы (музыка), тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя), объяснения, подача команд, вопросы к детям, беседа, проведение упражнений в соревновательной форме, подвижная игра. | Музыкальный центр, мел или 2 веревки для разметки линий площадки. Стулья, обруч | Игра «Мы веселые ребята», «Поймай белочку» |
Октябрь | «Что такое правильная осанка» «Береги свой позвоночник» | Музыкальный центр, кленовый березовый, дубовый листочки. | Игра «Найди свое дерево» «Совушка-сова» |
Ноябрь | «Чем мы дышим» «Чудо нос» | Музыкальный центр, 2 стула, листы бумаги, 4-5 фантов | Игра «Хвост дракона» «Домовитый хомячок» |
Декабрь | «Мое волшебное горло» «Береги свое горло» | Музыкальный центр, обручи, коврики. | Игра, «заяц, елочки и мороз» «Острова» |
Январь | «Чем мы слышим» «Здоровые уши» | Музыкальный центр, обручи, стулья, мел, веревка | Игра «Едем в зоопарк» «Мышеловка» |
Февраль | «Как мы видим» «Будем видеть хорошо» | Музыкальный центр, скакалка или веревка | Игра «Рыбаки и рыбки» «Блинчики» |
Апрель | «Красивые ноги» «»Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка | Музыкальный центр, стулья, простынки, ленточки | Игра «Донеси не урони» «Ловишки с ленточкой» |
Май | «Солнце, воздух и вода» | Музыкальный центр, веревка или скакалка. | Игра «Удочка» |
Список литературы
Иванова Т. А. Парциальная программа для детей дошкольного возраста: Йога для детей – Детство-пресс 2015г.
Картушина М. Ю. оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет.-М.: ТЦ «Сфера», 2008 г.
Картушина М. Ю. Праздники для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ-М.: ТЦ «Сфера», 2009 г.
Картушина М. Ю. Праздники для здоровья детей 4-5 лет. Сценарии для ДОУ.- М.: «Сфера», 2009 г.
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Лечебно-профилактический танец. «Фитнес-Данс». Учебное пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2007 г.