СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Здоровый ребенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста по йоге 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Здоровый ребенок"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24 «Колосок» г. Назарово Красноярского края





Принята на заседании

педагогического совета

протокол № 1от 28.08.2016


Утверждаю:

приказом № 48-о от 28.08.2016

Заведующий ________Т.А. Алькова




























ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

физкультурно-оздоровительной направленности

для детей дошкольного возраста

по йоге «Здоровый ребенок»

































Срок реализации программы: 3 года

Авторы: Щербакова Г.Г.



2016 год.

Пояснительная записка.

Направленность программа дополнительного образования направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, развитие и тренировку дыхательной системы, повышение защитных функций организма детей с использованием нетрадиционной формы-хатха-йоги, которая эффективна в плане не только физического, но и нравственно-духовного оздоровления детей дошкольного возраста.

Новизна и значимость заключается в том, что гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста, в отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер. В гимнастике хатха-йога, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма.

Упражнения хатха-йоги:

- развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляют сутулость;

- улучшают мышечный корсет, что является профилактикой нарушения опорно-двигательного аппарата, развивают крупную и мелкую моторику;

- улучшают координацию движений, тренируют вестибулярный аппарат;

- активизируют работу внутренних органов, укрепляют нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат;

Актуальность – выбранной работы в том, что наблюдается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей. В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений в оздоровлении детей. Йога – это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, улучшает физическое здоровье.

Педагогическая целесообразность – в нашем регионе, климат резкоконтинентальный, сильно загрязнена окружающая среда, поэтому, эта программа на мой взгляд будет более эффективной, так как она направлена на активизацию работы внутренних органов укрепление нервной системы, что в свою очередь улучшает физическое здоровье.

Цели программы:

- сохранение и укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги

Задачи.

Образовательные:

- изучить технику выполнения асан, гимнастики для глаз;

- учить детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);

- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

- совершенствовать равновесие, координацию движений;

Развивающие:

- развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

- укреплять мышцы тела;

- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;

- способствовать повышению иммунитета организма.

Воспитательные:

- воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);

- воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками;

- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программе, 4-7 лет.

Срок реализации 3 года:

1-й год обучения - 4-5 лет;

2-й год обучения – 5-6 лет;

3-й год обучения – 6-7 лет.

Продолжительность занятий по хатха-йоге, для детей 4-7 лет, составляет 20-35 минут, в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Проводится 1раз в неделю.

Ожидаемые результаты.

Показатели физической подготовленности дошкольников:

  • Быстрота

  • Ловкость

  • Выносливость

  • Равновесие

  • Гибкость

  • Статическая выносливость

  • Дыхательные пробы

Представлены в таблице:


Физические качества

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

Быстрота:

Бег 10 м, сек

3.3-2-4

3.4-2.6

2.5-2.1

2.7-2.2









Бег 30 м, сек





9.2-8.3

9.8-8.5

8.2-7.0

8.5-8.1

7.8-7.0

8.0-7.7

7.5-7.3

7.8-7.5

Ловкость, сек

8.5-8.0

9.5-9.0

8.0-7.5

9.0-8.5

7.2-6.8

8.5-8.0

7.0-6.5

8.0-7.0

6.5-6.0

7.0-6.0

6.5-5.6

6.5-5.5

Выносливость (приседание за 30 с), кол-во раз

14-16

13-15

16-18

15-17

18-20

17-19

20-22

20-21

22-23

21-22

23-26

23-25

Равновесие, сек

3.3-5.1

5.2-8.1

5.5-6.5

8.5-9.0

7.0-11.8

9.4-14.2

20-30

25-30

30-35

35-40

40-60

50-60

Гибкость, см



+2+4

+7+3



+3+6

+4+8



+4+8

+5+10



Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.


п/п

Наименование разделов

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Общеразвивающая гимнастика


2

3

Самомассаж


2

4

Суставная гимнастика


2

5

Асаны

1

11

6

Дыхательная гимнастика


2

7

Гимнастика для глаз


2

8

Пальчиковая гимнастика


2

9

Релаксация


2

10

Подвижные игры


2

11

Итоговое занятие


2


Итого часов

2

30

Содержание программы

1-й год обучения (4-5) лет


Месяц

Тема

Игровая гимнастика

Гимнастика под приговорки

Самомассаж

Асаны

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Пальчиковая гимнастика

Релаксация

Сентябрь

Вводное занятие

Сентябрь-октябрь

«Репка»

«Репка»

«Желтая песенка»

«Дождик»

Комплекс № 1

«Удивимся»

«Дождик»

«Гости»

«Замедленное движение»

Ноябрь

«Кот, петух и лиса»

«В темном лесу есть избушка»

«Кошкина зарядка»

«Лисонька»

Комплекс № 2

«Петушок»

«Теремок»

«Пироги»

«Зернышки»

Декабрь

«Зимнее путешествие колобка»

«Колобок»

«Белый свет»

«Снеговик»

Комплекс № 3

«Сдуем с ладошки снежинку»

«Тише, тише»

«Мастера»

«Снежная баба»

Январь

«Два жадных медвежонка»

«Прогулка»

« Муравьи»

«Блины»

Комплекс № 4

«Маятник»

«Белка»

«Сидит белка»

«Птички»

Февраль

«Волк и семеро козлят»

«Козлята»

« Кто живет у нас в квартире»

«Строим дом»

Комплекс № 5

«Погладь бочок»

«Ветер»

«Капуста»

«Шалтай-Болтай»

Март

«Лиса лапотница»

«По - лисьи»

«Весело в лесу»

«Рукавицы»

Комплекс № 6

«Ежик»

«Лиса»

«Разминаем пальчики»

«Просыпайся глазок»

Апрель

«Три медведя»

«На водопой»

«Три мишки»

«Трубы»

Комплекс № 7

«Насос»

«Медведь»

«Замок»

«Тишина»

Май

«Маша и медведь»

«За грибами»

«Мишки»

«Ежик»

Комплекс № 8

Радуга, обними меня!»

«Оса»

«Ладушки»

«Летний денек»










2-й год обучения (5-6) лет


Месяц

Тема

Игровая гимнастика

Гимнастика под приговорки

Самомассаж

Асаны

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Пальчиковая гимнастика

Релаксация

Сентябрь

Вводное занятие

Сентябрь-октябрь

«Правила дорожного движения»

«Светофор»

«Мартышки»

«Умывание»

Комплекс № 1

«Регулировщик»

«Комарик»

«Наши пальцы»

«Паучок»

Ноябрь

«Сам себя я полечу»

«Гимнастика для глаз»

«Зайчик»

«Вышел зайчик погулять»

Комплекс № 2

«Воздушный шар»

«Зайка»

«Считалка»

«Путешествие облачка»

Декабрь

«Как защитить себя от микробов»

«Я позвоночник берегу»

«Аэробика»

«Умывалочка»

Комплекс № 3

«По ступенькам»

«Угощение для больного»

«Мяч»

«Лентяи»

Январь

«Чистота-залог здоровья»

«Мойдодыр»

«Для мышц шеи»

«В январе»

Комплекс № 4

«Самовар»

«Смотрит носик»

«Крокодил»

«Лимон»

Февраль

«Школа здоровья»

«Шли мы после школы»

«Буквы»

«Красим»

Комплекс № 5

«Гармошка»

«Буквы»

«Слова»

«Вибрация»

Март

«Опасности в природе весной»

«Медведь»

«В лесу»

«Неболейка»

Комплекс № 6

«Дует ветерок»

«Самолет»

«Пироги»

«Ленивая кошечка»

Апрель

ОБЖ

«По полям бегут ручьи»

«Я жду!»

«Тили – бом»

Комплекс № 7

«Песок»

«Дождик 2»

«Весна»

«Ленивый барсук»

Май

«Опасности в лесу и на воде»

«Утята»

«В речке»

«Солнышко»

Комплекс № 8

«Вдохни аромат цветов»

«Треугольник, круг, квадрат»

«Кто приехал?»

«Палуба»





3-й год обучения (6-7) лет


Месяц

Тема

Игровая гимнастика

Ритмическая гимнастика

Гимнастика под приговорки

Самомассаж

Асаны

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Пальчиковая гимнастика

Релаксация

Сентябрь


Вводное занятие

октябрь

«Укрепи свое

здоровье»

«Жучки»

«Лезгинка»

«Ветер»

«что делать после дождика?»

Комплекс № 1

«Ветер»

«Солнечный зайчик»

______

«Медведь после

Зимней спячки»

«Наше тело»

«Поезд»


«Сидит белка»

«Точечный массаж»

Комплекс № 1

«Плечи»

__________

«Добрый день»

«Буратино»

ноябрь

«Что такое правильная осанка»

«Птицы»

«По ниточке»

«Бревнышко»

«Солнечный зайчик»

Комплекс № 2

«Вырасти большой», «полет на луну»

«Солнечный зайчик»

______

«Дерево»,

«сказка»

«Береги свой

позвоночник»

«Марш на параде»


«Мы разминку начинаем»

«Барабан»

Комплекс № 2

«поднимемся на носочки», «Полет на солнце»

__________

«Солнце»

«Космос»

декабрь

«Чем мы дышим»

«Ходьба»

«Чудак»

«Качаем Лялю»

«Улитка»

Комплекс № 3

«Дыхание 1»

Пальминг

_______

«Кулачки»

«Чудо нос»

«Птички»


«Котята»

«Как у Буратино»

Комплекс № 3

«Носик»

__________

«Мальчик пальчик»

«Веселые гномы»

январь

«Мое волшебное

горло»

«Ходим по снегу»

«рок-н-ролл

лежа»

«Веселая прогулка»

«Веселый мяч»

Комплекс № 4

«Дыхание 2»

«Пальминг»

__________

«Молчок»

«Береги свое горло»

«Зимние забавы»


«Веселые гуси»

«Массаж головы»

Комплекс № 4

«Чистим носы»

________

«Маляры»

«Рыбки»

февраль

«чем мы слышим»

«Для чего нужны уши»

«Солдатик»

«Слон»

«Массаж ушей»

Комплекс № 5

«Ушки»

«Муха»

_________

«Бриллиантики»

«Здоровыеуши»

«Прогулка в лес»


«Бабочка»

«Лепим ушки»

Комплекс № 5

«Легкий ветерок»

__________

«Бабочка»

«Звери и птицы спят

Март



«Как мы видим»

«Мы готовы для похода»

«На море»

«Рыбалка»

«Бурундук»

Комплекс № 6

«лодочка на волнах»

«Муха»

__________

«Океан»

«Будем видеть хорошо»

«Енотик весело шагает»


«Сурья-чандра»

«Раздеваем лук»

Комплекс № 6

«Задувание свечи»

_________

«Пальчики»

«Волшебный сон 1»

апрель

«Красивые ноги»

«Ты шагай»

«Песня

Волшебника

Сулеймана»

«Ножки»

«Ой, лады»

Комплекс №7

«Дышим на вертушку»

«Паучок»

_________

«Волшебный сон 2»

«Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»

«Будем ноги поднимать»


«Велосипед»

«Массаж тела и лица»

Комплекс № 7

«Сбрось усталость»

_________

«Считаем пальчики»

«Прогулка на велосипеде»

май

«Солнце воздух и вода»

«Мы идем дорожками»

«Дельфин»

«Косцы»

«Веселый дождик», «Голубая чаша»

Комплекс № 8

«Жужжащая пчела», шипящее стимулирующее дыхание.

«Паучок»

«Жук»

«Овощи», «Олени»













Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1-й год обучения


Месяц

Тема

Методы и приемы

Спортивное оборудование

Игра

Сентябрь

«Репка»

Игровые ситуации,

упражнения на имитацию движений животных,

мини-рассказы,

наглядно-зрительные (показ физических упражнений),

наглядно-слуховые приемы (музыка),

тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя),

объяснения, подача команд, вопросы к детям, беседа, проведение упражнений в соревновательной форме, подвижная игра, игра-подражание.

Аудиоматериалы с записями музыки и звуков природы

Игра «Репка»


Октябрь

«Кот, петух и лиса»

Аудиоматериалы с записями музыки, стулья.

Игра «Хитрая лиса»



Ноябрь

«Зимнее путешествие колобка»

Музыкальный центр, игрушки-колобок, лиса

Игра «Догони колобка»


Декабрь

«Два жадных медвежонка»

Музыкальный центр, маска медведя

Игра, «Поиграем с мишкой»


Январь

«Волк и семеро козлят»

Аудиоматериалы с записями музыки и звуков природы

Игра «Идет коза по лесу»


Февраль

«Лиса лапотница»

Музыкальный центр, гимнастическая палочка, обручи

Игра «Бездомный заяц»


Апрель

«Три медведя»

Музыкальный центр, гимнастический мяч (фитбол)

Игра «Лягушата и медвежата»»


Май

«Маша и медведь»

Музыкальный центр, мел

Игра «У медведя во бору»










Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

2-й год обучения



Месяц

Тема

Методы, приемы

Спортивное оборудование

Игра

Сентябрь

«Правила дорожного движения»

Игровые ситуации, упражнения на имитацию движений животных,

мини-рассказы,

наглядно-зрительные (показ физических упражнений), наглядно-слуховые приемы (музыка),

тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя),

объяснения, подача команд, вопросы к детям,

беседа, проведение упражнений в соревновательной форме, подвижная игра, игра-подражание.

Музыкальный центр

Игра «Ловкий пешеход»



Октябрь

«Сам себя я полечу»

Музыкальный центр, бубен

Игра «Прятки»



Ноябрь

«Как защитить себя от микробов»

Музыкальный центр, мяч

Игра «Догони мяч»



Декабрь

«Чистота-залог здоровья»

Музыкальный центр (либо бубен)

Игра, «Бегай и замри»


Январь

«Школа здоровья»

Музыкальный центр

Игра «Петух, цыплята и коршун»


Февраль

«Опасности в природе весной»

Музыкальный центр, мячи по количеству «охотников»

Игра «Охотники и куропатки»


Апрель

«ОБЖ»

Музыкальный центр, 2 стула, листы бумаги, 4-5 фантов

Игра «Домовитый хомячок»


Май

«Опасности в лесу и на воде»

Музыкальный центр, веревка, 2 стула

Игра «Лягушки и цапля»










Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

3-й год обучения


Месяц

Тема

Методы, приемы

Спортивное оборудование

Игра

Сентябрь

«Укрепи свое здоровье»

«Наше тело»

Игровые ситуации,

упражнения на имитацию движений животных,

игра-подражание,

мини-рассказы, наглядно-зрительные (показ физических упражнений), наглядно-слуховые приемы (музыка),

тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя), объяснения, подача команд, вопросы к детям, беседа, проведение упражнений в соревновательной форме, подвижная игра.


Музыкальный центр, мел или 2 веревки для разметки линий площадки.

Стулья, обруч

Игра «Мы веселые ребята»,

«Поймай белочку»


Октябрь

«Что такое правильная осанка»

«Береги свой позвоночник»

Музыкальный центр, кленовый березовый, дубовый листочки.

Игра «Найди свое дерево»

«Совушка-сова»

Ноябрь

«Чем мы дышим»

«Чудо нос»

Музыкальный центр, 2 стула, листы бумаги, 4-5 фантов

Игра «Хвост дракона»

«Домовитый хомячок»

Декабрь

«Мое волшебное горло»

«Береги свое горло»

Музыкальный центр, обручи, коврики.

Игра, «заяц, елочки и мороз»

«Острова»

Январь

«Чем мы слышим»

«Здоровые уши»

Музыкальный центр, обручи, стулья, мел, веревка

Игра «Едем в зоопарк»

«Мышеловка»

Февраль

«Как мы видим»

«Будем видеть хорошо»

Музыкальный центр, скакалка или веревка

Игра «Рыбаки и рыбки»

«Блинчики»

Апрель

«Красивые ноги»

«»Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка

Музыкальный центр, стулья, простынки, ленточки

Игра «Донеси не урони»

«Ловишки с ленточкой»

Май

«Солнце, воздух и вода»

Музыкальный центр, веревка или скакалка.

Игра «Удочка»




Список литературы

  1. Иванова Т. А. Парциальная программа для детей дошкольного возраста: Йога для детей – Детство-пресс 2015г.

  2. Картушина М. Ю. оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет.-М.: ТЦ «Сфера», 2008 г.

  3. Картушина М. Ю. Праздники для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ-М.: ТЦ «Сфера», 2009 г.

  4. Картушина М. Ю. Праздники для здоровья детей 4-5 лет. Сценарии для ДОУ.- М.: «Сфера», 2009 г.

  5. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.

  6. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Лечебно-профилактический танец. «Фитнес-Данс». Учебное пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2007 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!