Организационный (2 мин) | Фронтальная работа | Приветствие обучающихся. Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке. Учитель эмоционально настраивает ребят на урок: Начинается урок. Тихо все за парту сели, На меня все посмотрели И работать захотели. | Приветствуют учителя, готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
Актуализация знаний (5 мин) | Фронтальная работа | - Ребят, давайте вспомним материал предыдущих уроков. Проведем географический диктант: 1. Резкие внутренние толчки и колебания земной поверхности, возникшие в результате движений в земной коре или в верхней мантии … (землетрясение) 2. Участок земной поверхности, где с наибольшей силой проявляется землетрясение .. (эпицентр) 3. Место в земной коре или верхнем слое мантии, в котором происходит внезапный разрыв и смещение горных пород … (очаг) 4. Прибор, следящий за землетрясением (сейсмограф) 5. Назовите не менее трех стран, в которых наиболее часто бывают землетрясения. 6. Движения земной коры по направлению бывают … (горизонтальные и вертикальные) - А теперь проведем взаимопроверку. | Отвечают на вопросы письменно Ученики обмениваются тетрадями и выставляют друг другу оценки | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | | Достаточно ли вы изучили информации про литосферу? Надо ли и дальше ее изучать? Зачем? | Отвечают на вопросы, высказывают предположения | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, находить в различных источниках информацию, готовить сообщение. Регулятивные УУД: адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. |
Постановка цели урока (3 мин) | | Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, отгадав ребусы. Посмотрите фильм - О каком процессе идет речь в фильме? Помогает сформулировать тему урока и цель. | Отвечают, что фильм говориться о Вулкане. Под руководством учителя учащиеся определяют тему «Вулканизм» и цель урока «Расширить знания о вулканах, их строении, выявить причины возникновения вулканов». Записывают тему в тетрадях |
Изучение нового материала (16 мин) | Фронтальная Работа с учебником в парах | - Какие признаки вулкана вы видели в фильме, назвате? - Попробуйте самостоятельно сформулировать определение термина «Вулкан». А теперь сверим его с определением из учебника на стр.71. Показывает на экране и объясняет учащимся строение вулкана (очаг, жерло, кратер), продукты вулканизма (лава, облака пепла и газа, вулканические бомбы) (Приложение 2) Предлагает с помощью текста в учебнике определить этапы извержения вулкана При извержении вулканов происходят выбросы вулканического пепла и сернистого газа в атмосферу. (Приложение 1) Как вы думаете, где на Земле расположено больше всего вулканов? - Это место называют Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо (показывает на карте) - А почему именно в этом месте больше всего вулканов? С чем это связано? - Вулканические извержения и землетрясения угрожают людям во многих регионах мира. На карте 1 показано расположение вулканов. На карте 2 показаны места землетрясений. Район, называемый Огненным кольцом, обозначен на обеих картах. - Выберите на приведенной ниже карте место, которое, вероятно, менее всего подвержено угрозе вулканических извержений и землетрясений. - А теперь с помощью текста на стр.72 давайте выясним, какими бывают вулканы. - Но помимо действующих и потухших вулканы еще бывают и спящие. Показывает на экране таблицу «Виды вулканов» (Приложение 3) - Какие еще явления происходят в районах извержений вулканов? - В России гейзеры мы можем увидеть на полуострове Камчатка (показывает на карте). Предлагает просмотреть короткое видео о гейзерах | Пытаются назвать существенные признаки вулкана. Ученики сверяют свое определение с тем, которое есть в учебнике. Затем записывают определение в тетрадь «Вулкан – конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху». Формулируют этапы извержения вулкана: 1. Образование трещин в земной коре 2. Выброс дыма, пепла, вулканических бомб 3. Образование боковых кратеров 4. Выход магмы на поверхность земли Ученики определяют, что больше всего вулканов на островах и побережье Тихого океана. Выдвигают задания Выдвигают версии о том, что вулканы также как и землетрясения приурочены к границам литосферных плит. Выполняют задания Читают текст на стр. 72 и проговаривают, что вулканы бывают действующие и потухшие. Ребята отвечают, что образуются горячие источники (гейзеры) | Предметные УУД: знание строения вулканов, форм вулканов, типов вулканов; умение объяснять образование вулканов, источников, устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле Коммуникативные УУД: умение воспринимать устную форму информации. Познавательные УУД: поиск и анализ информации, решение поставленных задач, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение анализировать текст, выделять главное и второстепенное. Личностные УУД: наличие и направленность познавательного интереса на изучение вулканов. . |
Первичное закрепление (10 мин) | Индивидуальная работа с контурной картой и атласом | Предлагает отметить на контурной карте действующие и потухшие вулканы мира, подписать названия данных географических объектов и их координаты. При необходимости помогает ребятам. | Работают с картами в атласе и контурными картами, находят вулканы и подписывают их названия и координаты. | Предметные УУД: наносить на контурную карту вулканы. Регулятивные УУД: умение работать в заданном темпе. Познавательные УУД: выполнять практические задания по карте. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности |
Итоги урока. Рефлексия (4 мин) | Индивидуальная работа | Формулирует выводы, благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке, ответив на следующие вопросы: Было ли вам интересно на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Сумеете ли вы применить свои знания в повседневной жизни? | Ученики самостоятельно оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой. Личностные УУД: формирование личностного самоопределения. |
Домашнее задание (1 мин) | Индивидуальная работа | Параграф 21 пересказ, задания Это я могу №6,7, доделать контурную карту | Записывают домашнее задание в дневник | Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |