«Двоеточие
в бессоюзном сложном предложении»
Задание 5. Орфографический анализ
2.
проверка
Двоеточие
в бессоюзном сложном предложении
Сегодня мы…
продолжим знакомство с ………….;
выясним, в каких случаях в БСП ставится…..;
потренируемся …………………………………….
Дат-нет
1 На письме части БСП выражаются соответствующими знаками препинания.
2 Простые предложения соединяются в БСП при помощи союзов и при помощи относительных местоимений.
3 В БСП отношения, возникающие между частями, важны для постановки знаков препинания.
4 Знаки препинания в БСП – отделительные.
5 Запятая в БСП ставится ,если предложения противопоставлены друг другу.
6 В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных.
проверка
В БСП отношения, возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинания между частями.
отношения
знак препинания
Если мы будем знать, какие отношения возникают между частями…
… то мы узнаем, какие знаки препинания нужно ставить между частями БСП!
В БСП отношения, возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинания между частями.
отношения
знак препинания
п
:
п
д
аббревиатура
1.-П.
Вторая часть обозначает причину того, о чём говорится в первой части.
Я легко справился с этим упражнением, потому что оно было несложным.
Потому что!
Почему?
Я легко справился с этим упражнением : оно было несложным.
Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть обозначает причину того, о чём говорится в первой части.
На место двоеточия можно подставить «потому что».
Причина
Мы продвигались медленно : дорога была скалистой, опасной.
Причина
У Ваняши потекли слюнки : сливки выглядели уж очень аппетитно .
Причина
Ночь была удивительно светлой :
на небе стояла полная луна.
2.-П.
У меня возникла блестящая идея
Вторая часть поясняет, раскрывает то, о чем говорится в первой части.
А именно?
То есть…
Какая?
А именно…
можно отправиться в поход.
…
У меня возникла блестящая идея : можно отправиться в поход.
Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём говорится в первой части.
На место двоеточия можно подставить «то есть», «а именно».
Пояснение
Ребята нашли себе отличное занятие : на досуге они начали играть в волейбол.
Капитан получил приказ :
атаку нужно было провести на рассвете.
Пояснение
Я скажу вам только одно :
вы должны помириться.
Пояснение
3.-Д .
Вторая часть дополняет содержание первой части.
Я знаю, что завтра у нас пять уроков.
Что…
…
Я знаю : завтра у нас пять уроков.
БСП с отношениями дополнения
Вторая часть дополняет содержание первой части.
Я выглянул во двор и увидел, что солнце уже почти село.
И увидел, что…
И услышал, что…
…
Я выглянул во двор : солнце уже почти село.
Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть дополняет то, о чём говорится в первой части.
На место двоеточия можно подставить «что», «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что».
Дополнение
Гаврила подставил ладонь и ощутил : легчайшее дуновение шло откуда-то сверху.
Он резко щёлкнул выключателем : по стене метнулась черная тень.
Дополнение
Они прислушались : где-то далеко в лесу ухала сова.
Дополнение
Определить, какой знак препинания ставится между частями БСП, можно по отношениям между частями.
Запомните!
отношения
знак препинания
причины
:
пояснения
дополнения
Немного подсказок…
Запомните!
Причины поясните дополнительно!
причина
пояснение
дополнение
Двоеточие можно заменить
что ,
и увидел, что ,
и услышал, что
потому что
то есть,
а именно
- Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.
- Бессоюзные сложные предложения
- 1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится _________________________________________________________
- 2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится ___________________________________________________________________
- 3. Укажите верные утверждения.
- Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
- а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части
- б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов
- в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части
- 4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
- а) Настанет утро двинемся в путь.
- б) Дрова все вышли топить нечем.
- в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
- 5. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
- Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…
- а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления
- б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу
- в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
6.Расшифруйте:
- Ключ:
- 1-,
- 2-;
- 3-а,б
- 4-в
- 5-в
- 6.причина.пояснение.дополнение
- Какая была тема урока?
- Какая цель урока?
- Что нам удалось узнать?
- Кто хочет кого-нибудь похвалить?
- Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли я, чего хотел?
- Получил необходимые знания?
Подсчитаем баллы:
- «5»- от 22
- «4»-21-19
- «3»-18-11
- «2»-10-0
Домашнее задание
- П.-16 упр266(1-5) или
- создать текст, используя БСП на тему
- «Мой день в школе»-(5-7предложений)
До встречи
на уроках русского языка!