СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый урок по Конституции

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Единый урок по Конституции»

Единый урок

Тема: 15 марта – день Конституции Республики Беларусь

Цель: сформировать у учащихся правовую культуру, активную гражданскую позицию, понимание сущности и значения Конституции Республики Беларусь, готовности сознательно и активно выполнять гражданские обязанности, соблюдать и уважать законы своей страны;

Задачи:

- создать условия для знакомства с понятиями «право», «обязанность»;

- познакомить с основными правами и обязанностями ребёнка;

- содействовать развитию внимания, мышления, связной речи;

- воспитывать чувство ответственности перед своей страной и окружающими людьми, правовую культуру личности.


Ход информационного часа

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня на едином уроке мы с вами поговорим на очень важную тему. А что это за тема, вы узнаете после прослушивания сказки.

  1. Введение в тему

Давным-давно, миллионы лет назад, на Земле появились люди. Они строили жилища, разводили скот, обрабатывали землю. На древнем острове жило племя. Два жителя этого племени были большими друзьями. Одного звали Там-Там, а другого Мне-Мне. Однажды встретились они под древним деревом.

— Послушай, Там-Там, — сказал Мне-Мне, — меня мучает один вопрос. Почему люди на нашем острове так часто ссорятся друг с другом, воюют, вступают в драки? И каждый из них думает, что он прав.

— Наверное, мой друг, — ответил Там-Там, — это оттого, что нет на нашем острове единых правил, которые знали бы все жители острова, соблюдали и могли бы ими пользоваться. Похоже, вечером нужно собраться нашему Совету племени и придумать эти правила.

Поздним вечером вокруг костра собрался Совет острова. Все участники Совета согласились с Там-Тамом и Мне-Мне. Не один час прошел в беседах, переговорах, прежде чем на древнем острове появились свои правила. Эти правила люди начертали на большой горе и назвали ее «Правильная гора». (открывается доска с «Правильной горой»)

Первое правило гласило о том, что каждый житель острова должен их соблюдать. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 1. Каждый должен соблюдать правила

На острове часто происходили ссоры и драки между жителями. Одни пытались выгнать с острова других. Говорили, что им не место среди жителей острова. Поэтому было принято второе правило о том, что все люди равны в своих правах. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 2. Все люди равны в своих правах. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Недавно жена моего соседа, - говорит Там –Там, - не разрешила сыну учиться делать лук для охоты. Она сказала, что этому учиться не обязательно, отец сделает ему лук сам. И мы начертали следующее, третье, правило об образовании. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 3. Каждый человек имеет право на образование, которое является обязательным и содействует полному развитию личности.

Мне-Мне сказал:

- А я слышал, как ругались два соседа. Один сосед заставлял другого пойти с ним на охоту и говорил, что от нее больше пользы, чем от какого-либо другого труда. А сосед настаивал на рыбалке — рыба полезнее и вкуснее, а охота — это напрасный труд. В результате они поссорились и подрались. Поэтому было придумано четвертое правило о праве на труд. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 4. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда.

Там – Там продолжил:

- Три дня тому назад меня хотели побить за то, что я забыл слова нашей охотничьей песни. Ведь это не преступление, и никто из вас не хотел бы оказаться на моем месте!? Все согласились и приняли пятое правило — против бесчеловечного обращения. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

А как-то раз вождь племени расправился с одним из жителей острова: связал бедняге руки, ноги и целый день продержал его в своей пещере, пока арестованный не пообещал принести вождю убитого лося. После этой истории было начертано правило шестое — о произвольном аресте. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

А к нам в дом вчера заскочила соседка, даже не спросив разрешения войти, - сказал Там - Там. Она стала кричать, ругаться, бить нашу посуду. А все из-за ссоры на улице наших детей. В такую ситуацию не хотел попасть никто из жителей острова, и мы приняли седьмое правило — о неприкосновенности жилища. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 7. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательств на честь и репутацию.

И еще одно, восьмое, правило было принято на Совете в тот вечер — о владении имуществом. Очень часто жители острова пытались отобрать личные вещи, скот у своих соседей, потому что завидовали им и хотели иметь то же самое. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 8. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.

Уже под утро жители острова разбрелись по своим хижинам. Они были радостны и счастливы. Теперь они были уверены, что жизнь их станет спокойной и мирной, ведь у них есть свои правила — законы, которые все будут знать и выполнять. Так и было. Шли годы. Уже не стало Мне-Мне и Там-Тама. Поколения людей сменяли друг друга. Правила, придуманные в тот вечер на острове, дополнялись новыми. Но и сейчас иногда эти правила нарушаются.

3. Постановка темы и целей

- Скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- А чтобы узнать правильно ли мы с вами догадались предлагаю поиграть и из предложенных букв составить слова (игра «Анаграммы»).

т у ц и с о к я н и т – конституция

к о н з а - закон

Ребята в группах составляют из букв слово Закон и Конституция. Учитель озвучивет, что Конституция является основным законом страны.

- А кто знает, когда отмечается День Конституции Республики Беларусь? (15 марта) (на доску прикрепляется тема)

- Сегодня на едином уроке мы с вами поговорим на тему: «15 марта – День Конституции РБ».

- Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?

Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=1-16DFM1-v4 (5 минут)

4. Конституция

- Конституция Республики Беларусь – Основной Закон нашего государства. (прикрепляется карточка). Это главные правила, которые установили для себя граждане Республики Беларусь.

Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.

Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 года (прикрепляется карточка), с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года, 27 февраля 2022 (прикрепляется карточка).

Наша Конституция состоит из 9 разделов, 8 глав и 146 статей (прикрепляется карточка).

Что записано в Конституции?

Во-первых, в Конституции определено устройство нашего государства (Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство).

Во-вторых, провозглашено, что высшая ценность государства – человек. Это относится и к тебе, и к твоим друзьям, и к твоим родителям, и ко всем остальным гражданам нашей страны. Государство обязано делать все возможное для блага граждан.

В-третьих, перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, определено, что можно делать, а чего нельзя.


5.Права и обязанности

Теперь предлагаю вам порассуждать и ответить на вопросы:

- Что значит быть гражданином Республики Беларусь?

- Что же обозначает слово право? Слово обязанность? Какие права есть у вас? А обязанности?

Почему права и обязанности взаимосвязаны? Могут ли быть права без обязанностей?

Игра «Разрешается – запрещается»

- Сейчас я буду говорить о каком-то праве, а вы будете отвечать: «Разрешается или запрещается».

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это … (разрешается).

Этот знак обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.

Это… (запрещается).

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это … (разрешается).

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Это … (разрешается).

Посмотри на этот знак:

Человек здесь поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка

…(Разрешается).

Вот ребёнок груз несёт,

Тащит, надрывается,

В детстве тяжкая работа

… (запрещается).

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго …(запрещается).


Игра «Ассоциации»

Давайте поиграем еще в одну игру, я показываю картинку какого-либо предмета, а ваша задача подобрать конституционное право, которое ассоциируется с этим предметом:

  1. Ключи (право на жилье)

  2. Бинт (право на медицинское обслуживание)

  3. Краски (право на свободу творчества)

  4. Учебник (право на образование)

  5. Семейное фото (право на семью)

  6. Деньги (право на достойный уровень жизни)

- Сегодня мы много говорили о правах ребёнка и гражданина. А какие обязанности вы должны выполнять? (Ребята высказывают своё мнение).

- Сейчас я прочитаю обязанности, которые записаны в Законе о правах ребёнка.

Обязанности детей:

- соблюдать законы государства

- заботиться о родителях

- уважать права других людей

- уважать традиции и культурные ценности белорусского народа и других народов

- овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности

- бережно относиться к окружающей среде


Игра «Право или обязанность»

Группам даются карточки, которые нужно разделить на 2 группы («право», «обязанность») и прикрепить к доске.

Жить в семье.

Помогать родителям.

Получать образование.

Старательно учиться.

Получать медицинскую помощь.

Иметь достаточное количество воды и пищи.

Беречь природу.

Играть с другими детьми.

Соблюдать законы государства.

Иметь своё имя.

Уважать права других людей.

Заботиться о родителях.

Беречь школьное имущество.

Защита личной собственности.


Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 3. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 4. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Игра «Венгерский кроссворд» (если есть время)

Вам нужно найти слова, обозначающие права ребенка (образование, имя, семья, медицина, свобода, защита, отдых, труд).

о

б

р

а

з

о

в

а

и

м

о

л

а

н

и

н

м

с

е

м

ь

я

ц

и

я

о

с

м

е

д

и

е

д

о

в

о

т

з

а

щ

а

б

о

д

д

ы

х

и

д

т

р

у

ц

ы

а

т


В завершении хочу отметить, что любой закон силен, прежде всего, своим реальным воплощением в жизнь, он реализуется в каждодневных делах страны. Соблюдать Конституцию Республики Беларусь – долг каждого.

7. Подведение итогов.

- Как называется основной закон страны?

- Когда отмечается День Конституции?

- Назовите права ребёнка.

- Назовите обязанности ребёнка.

8. Рефлексия «Незаконченное предложение»

- Я узнал(а)…

- Мне понравилось…

- Было интересно…

- Я выполнял(а) задания…

- Я понял(а), что…

- Было трудно…

- Я приобрел(а)…


ЗАДАНИЕ

Учащимся предлагается разработать «Свод законов нашего класса» и разместить его в классе на стенде.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!