ЕГЭ Задание 21
1. В каких предложениях запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом?
(1)Такие природные явления часто можно наблюдать, например, в пустынях, где днём раскаленный песок нагревает воздух внизу, а выше он остается холодным.(2) Вот и начинают вдали блестеть чудесные озера. (3)Ах, сколько утомленных зноем путников обретало надежду!(4) «Вода! Неужели вода?!» – ликовали они.(5) Быстро, однако, несчастные шли к спасительному водоему, дальше отступала от них заветная синяя гладь. (6)Ясно: это было никакое не озеро, а всего лишь голубое небо, вернее, его отражение на земле.
2. В каких предложениях тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом?
(1) Перелет - тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. (2) Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.
(3) Одна из загадок природы - способность птиц определять время начала перелетов. (4) Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. (5) Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня - всё это торопит в дорогу. (6) Другое дело - возвращение к местам гнездовий, на родину. (7) Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? (8) По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.
3. В каких предложениях запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом?
(1)Анды -высочайшие горы американского континента, рассекающие его с севера на юг. (2)Они поражают меняющимися пейзажами. (3)Здесь увидишь непокоренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. (4)На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек. (5)Из столицы Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. (6) Доезжаем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. (7) Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. (8) Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх.
4. В каких предложениях запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом?
(1)Весь сегодняшний день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать
откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке. (2)С этой целью Мерцалов обегал
чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь повсюду. (3)Елизавета Ивановна ходила к барыне. (4)
Дети были посланы с письмом к тому барину, домом которого управлял раньше Мерцалов. (5)Но
все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег. (6)Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца.
5. В каких предложениях тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом?
(1) Снег. (2) Ну что в нём загадочного? (3)Растопи его, и получишь воду, стало быть, снег - это замерзшая вода. (4)Но вот вам на ладонь упала снежинка.
(5)Снежинка - ледяной кристалл, который может иметь удивительную форму, и ни одна из них не повторяет другую. (6)Установлено, что существуют 2 основные формы, шестиугольная пластинка
и шестиугольная звездочка. (7)Но и в их пределах природа способна на вариации: столбики, ежи, иглы. Да и не всегда ледяной кристаллик - снежинка, оторвавшись от облака, долетает до земли.
6. В каких предложениях двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом?
(1)Всю ночь шел теплый дождь.(2) Он начался как-то очень тихо: дождь был без ветра, без грозы,
без наползающих черных туч.(3) Простое небо слегка потускнело, а после захода солнца звёздочки
не зажглись. (4) Потянуло лесом: сыростью, запахом еловой смолки.(5)По ветвям деревьев застучали крупные редкие капли.(6) Так всегда начинается ничем не приметный, обыкновенный дождь.(7) Однако все: тихий, убаюкивающий стук падающих на землю капель, мягкий шелест травы, окружавшей палатку, - казалось недобрым.
7. В каких предложениях тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом?
(1) Путешественники бывают разные. (2) Одних влекут самые оживлённые, людные места,
других – заповедные уголки природы.(3) Путешествовать в одиночку по затаённым родным просторам - хорошая возможность не спеша осмыслить прожитую жизнь.(4) Одним интересно осматривать памятники старины и фотографировать достопримечательности, другим - бродить
по прекрасным тропинкам родного края. (5)Красота природы лечит от душевных травм, от накопившейся усталости. (6) Отдых - это здоровые и естественные нагрузки, на которые
настроен наш организм.
8. В каких предложениях двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом?
(1)Левитан изображает начало весны: ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебета птиц. (2)Но лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю. (3)Мягкий солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. (4)Всё словно замерло кругом, согретое солнцем: деревья, отбрасывающие на снег голубоватые тени, стена дома, тихо дремлющая лошадка у крыльца. (5) Картина полна бездумной ликующей радости, вызванной приходом весны. (6) Пейзаж безлюден. (7) Но присутствие человека ощущается в картине: стоит в ожидании лошадь у крыльца. (8)Приоткрыта дверь дома, на бревне у самого дома - скворечник.
9. В каких предложениях кавычки ставятся в соответствии с одним и тем же правилом?
(1) К. Паустовский в повести «Золотая роза» вспоминает о том, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию газеты «Моряк» свой рассказ, «раздёрганный, спутанный, хотя и интересный
по теме и, безусловно, талантливый». (2)Все прочли его и смутились: печатать «его в таком небрежном виде было нельзя» (3)Корректор взял рукопись и поклялся, что, работая над ней, он
не выбросит и не впишет ни одного слова.(4) «На следующее утро, - вспоминает К. Паустовский, - я прочёл рассказ и онемел: это была прозрачная проза, всё стало ясным».
10. В каких предложениях запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом?
(1)Зелёную иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. (2)Растёт она по берегам лесных речонок, вдоль ручьев.
(3)Ещё не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде жёлтыми пуховками, нежная ива. (4)Чуть-чуть пригреет солнце - вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчёлы.
(5)Ива - неприхотливое дерево.(6) Можно срубить ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю - примется, пустит корни, начнёт расти.
11. В каких предложениях запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом?
(1) Был седьмой час вечера. (2) Целый день шёл дождь, и теперь разгуливалось. (3) Голубое, как горящая сера, озеро с точками лодок уходило вперёд, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагромождённых друг на друга долинах, горах, облаках и льдинах. (4) На первом плане были мокрые разбегающиеся берега с тростниками, а далее располагались тёмно-зелёные поросшие уступы с развалинами замков.(5) И всё залито прозрачной лазурью воздуха и освещено прорвавшимися с неба жаркими лучами заката.
(6) Так один сам с собою я наслаждался тем, что испытываешь при созерцании красоты природы.
Ответы:
1 - 19 –156 (вводные слова)
2 – 136 (тире между подлежащим и сказуемым)
3 – 148 (ПО)
4 – 1, 4 (СПП)
5 – 35 (тире между подлежащим и сказуемым)
6 – 47 (обобщающие слова при однородных членах)
7 – 24 (тире в неполном предложении)
8 – 17 (двоеточие в БСП)
9 – 12 ( цитаты)
10 - 46 (тире в БСП)
11 – 24 (ССП)