Управление образования администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Итатская коррекционная школа – интернат»
МКОУ «Итатская коррекционная школа – интернат»
Внеклассное мероприятие
«Экологический КВН»
Составители: Берлинская А.В.,
Казаева Е.А.
2017
Авторы – составители А.В.Берлинская – учитель географии и биологии, Е.А.Казаева - воспитатель 3 группы МКОУ «Итатская коррекционная школа – интернат».
В пособии представлена методическая разработка внеклассного мероприятия на экологическую тему «Экологический КВН». На занятии дети участвовали в различных конкурсах, пели песню, мастерили поделку, показывали свои знания в области охраны природы.
Адресовано учителям и воспитателям коррекционных школ.
Содержание
Пояснительная записка
Конспект занятия
Самоанализ урока
Пояснительная записка
Мероприятия на тему экологического воспитания в настоящее время приобретает актуальность в связи с тем, что глубокие изменения в современном мире затронули все сферы социальной жизни общества, привели к возникновению серьёзных экологических проблем. И уже сейчас необходимо наметить пути к иному образу жизни человека, мышлению и типу поведения в окружающей среде.
Данное внеклассное мероприятие «Экологический КВН» можно провести в рамках классных часов по экологии в школе или приурочить ко Дню Земли (22 апреля) .
В ходе подготовки и проведения внеклассного мероприятия происходит знакомство с природой, обучение детей пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру, совершенствованию внутреннего мира самого человека.
«Экологический КВН» Цель: формирование широких познавательных интересов и экологической культуры у школьников.
Задачи: углубить знания по экологии; расширить знания воспитанников об экологических терминах; развивать у учащихся внимание и наблюдательность, любознательность и интерес к экологическим проблемам земли в целом; развивать мышление, креативность, творчество, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, конверт с заданием, «мусор», клей, ножницы, пластилин,
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово.
На фоне музыки звучит стихотворение:
Ученик:
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости и участники!
Ведущий 2:Сегодня здесь собрались те, кому не безразлично состояние природы, те, кто считает охрану природы своим долгом.
Ведущий1: Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа,
и просит только одного – беречь ее. Охрана природы – главная цель экологии.
Ведущий 2– Нужно ли сегодня охранять природу? (Ответы детей)
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений, ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
Ведущий1
Говорим при всём народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы - человек.
Ведущий2
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!
Ведущий 1:А сейчас вы можете показать свои знания, умения в области охраны природы. Проведём конкурс - экологический КВН
У нас сформированы 2 команды.
1 этап.
Представление команды. (девиз)
1 команда- «Друзья природы»
Природы верные друзья!
Дружны мы, как одна семья!
В КВН пришли играть,
Чтоб больше о природе знать!
2 команда- «Следопыты»:
Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать
2 этап.
Разминка.
Ведущий 2: Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 балла, если со 2 – 3, если с 3 — 2, если с 4 – 1 балл. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 балл.
Ведущий 1: Оно может жить до 2000 тыс. лет.
Ведущий 2: В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
Ведущий 1: Из него делают бочки и паркет.
Ведущий 2: Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)
Ведущий 1: Оно всегда зеленое или голубое.
Ведущий 2: Из него делают струнные музыкальные инструменты.
Ведущий 1: Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
Ведущий 2: Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. (Ель)
Ведущий 1: Из него самые лучшие дрова.
Ведущий 2: Из его древесины делают лыжи
Ведущий 1: Из его коры делают много полезных вещей.
Ведущий 2: Это самое любимое русское дерево. (Береза)
Ведущий 1: У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
Ведущий 2: Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
Ведущий 1: Оно быстрее всех заселяет пари.
Ведущий 2: Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)
3 этап
«Что такое «Экология»?»
Ведущий 1: Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой.
Представители из каждой команды готовятся выполнить следующие задания:
1задание «Мы видим природу».
Необходимо с помощью жестов объяснить термины (не издавая никаких звуков):
1 команда – рыба, облако, солнце, обезьяна.
2 команда – собака, вода, елка, огонь.
Ведущий 2:
2 задание «Мы слышим природу».
Необходимо с помощью слов (без жестикуляции) объяснить следующие термины, не произнося их.
1 команда – осень, молния, землетрясение.
2 команда – весна, кактус, наводнение.
Ведущий 1.
3 задание Блиц -турнир «Вопрос-ответ для капитанов команд».
Приглашаются капитаны команд. Они по очереди соревнуются в блиц - турнире «Вопрос- ответ». Кто из капитанов даст больше верных ответов, тот получает жетон.
Вопросы для капитана «Следопыты»:
1. Каким орудием лова рыбы пользовался известный пушкинский старик? (Неводом.)
2. Какую птицу называют «сплетницей»? (Сорока.)
3. Ближайшая к нам звезда (солнце).
4. Что ест зимой жаба? (Ничего, спит.)
5. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел)
6. Охраняемые государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав (заповедник).
7. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)
8. Какие грибы растут на пнях? (опята)
Ведущий 2:
Вопросы для капитана «Друзья природы»:
1. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин.)
2. Самый холодный океан (Северный Ледовитый)
3. Птица, в которую превратился гадкий утенок. (Лебедь.)
4. Какой зверь помогает нам переходить дорогу? (Зебра.)
5. Самый холодный материк (Антарктида).
6. Как называется книга, где записаны исчезающие виды животных и растений (красная книга).
7. Какой лесной обитатель сушит на ветках грибы? (белка)
8. Бусы красные висят и с куста на нас глядят. Любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)
Ведущий 1:
4 задание. «Электронное письмо».
Следующий конкурс необычный. Необычен он тем, что задания к нему мы получили по электронной почте. Вы наверняка знаете, что любая организация или учреждение имеет свой электронный адрес или свой собственный сайт в Интернете. Такой сайт есть и в нашей школе. Узнав о том, что у нас состоится экологический КВН, на сайт нашей школы стали поступать электронные письма с вопросами. Причем, немало вопросов пришло от самих представителей флоры и фауны, которые тоже встревожены сложной экологической обстановкой в природе.
Но некоторые письма пришли не подписанные и не можем узнать, кто их автор. Поэтому ваша задача – прочитать вслух письмо и отгадать, кто автор.
Зачитывается вслух письмо и команда дает ответ. За правильный ответ, команда получает жетон.
1. Я - самое высокое из млекопитающих. У меня маленькая голова на длинной шее и длинные ноги. Глаза черные с густыми ресницами. У меня все приспособлено для того, чтобы доставать листочки с самых вершин деревьев. Мое любимое лакомство – листья акации. (Жираф).
2. Мы умеем хорошо лазить по деревьям. Нас легко можно узнать по черным полоскам на спине. Предпочитаем хвойные леса. Любим питаться орехами, разными семенами, грибами и ягодами. Нас считают самыми чистоплотными животными. (Бурундук).
3. У нас длинное, лишенное ног туловище, покрытое сухой кожей с роговыми чешуйками. Рот устроен так, что мы можем открывать его очень хорошо и заглатывать целиком добычу. Зубы развиты хорошо и служат для укуса, но не для жевания. Язык раздвоенный и является важнейшим органом чувств. Есть ноздри – мы хорошо чувствуем запахи. Ушей нет совсем, поэтому мы совершенно глухие. (Змеи).
4. Мы не пользуемся популярностью среди людей. Они борются с нами, чтобы нас стало меньше. Хотя мы необходимы природе! Наши личинки живут в воде. Ими питаются некоторые рыбы. Мы сами – любимое лакомство многих птиц! Особенно нас любят стрекозы. (Комары).
Ведущий 2
4 этап
«Мы – друзья природы»
Завершающий этап нашего КВНа является больше творческой частью, где командам предлагается сделать поделку из «мусора». Оценивается количество использованного «мусора», оригинальность и полезность поделки.
Ведущий 1
Уважаемое жюри, мы просим вас подсчитать жетоны и выявить победителя. В завершении мы хотим подарить всем присутствующим нашу песню. (звучит песня «Береги природу» на мотив «Бременские музыканты»)
Подведение итогов
Первое слово предоставляется гостям мероприятия, итог подводят жюри вручение грамот.
Ведущий 2
Всем спасибо.
Самоанализ внеклассного мероприятия
Классный час с учащимися 6 класса.
Экологический КВН.
Цель: формирование широких познавательных интересов и экологической культуры у школьников.
Задачи: углубить знания по экологии; расширить знания воспитанников об экологических терминах; развивать у учащихся любознательность и интерес к экологическим проблемам земли в целом; развивать креативность, творчество, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить детей соблюдать правила игры, умение слушать ответы товарищей и дополнять их, развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.
Данное внеклассное мероприятие направленно на экологическое воспитание обучающихся 6 класса коррекционной школы.
Форма занятия: КВН
Такая форма проведения занятия повышает познавательный интерес детей к природе, развивает творческие способности.
Данное мероприятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.
В основу построения нашего занятия положена игровая технология, которая формирует интерес детей к охране природы и побуждает к познанию окружающего мира. При подготовке к мероприятию нами были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интерес к
окружающей природе, умение применять свои знания по окружающему миру.
Форма занятия и методы соответствовали задачам и содержанию материала.
Формы и методы были направлены на выполнения целей и задач данного мероприятия.
Форма организации деятельности – групповая.
Учащиеся были активны на протяжении всего мероприятия. Психологическая атмосфера была доброжелательной. Дети участвовали с удовольствием.
Мы считаем, что наше занятие прошло на высоком эмоциональном уровне. Все поставленные цели и задачи были достигнуты.
«Экологический КВН [текст]: Казаева Е.А., Берлинская А.В., – Итатский: МКОУ «Итатская коррекционная школа – интернат», 2017 – 14
Технический редактор Е.А.Казаева
Оригинал – макет подготовлен на компьютере МКОУ «Итатская коррекционная школа – интернат»
Почтовый адрес – 652245, Кемеровская область, Тяжинский район, пгт. Итатский, ул. Школьная, 23