СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое благополучие нашего леса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема в учебном плане

Возродим наш лес

 Цели проекта

 - развивать  представление детей о значении лесов в природе и  жизни человека;                                                                                                                          - показать учащимся,  что наш  лес – это природное сообщество экологическое неблагополучие которого  может привести к серьезным последствиям;                                                                                                                       -  научить наблюдать и описывать влияние леса на микроклимат, составлять схемы пищевых связей в лесном сообществе, представлять результаты исследований;                                                                                                                                 - научить  видеть отрицательное влияние человека на лес;                                                                                   - добиваться усвоения учащимися норм и правил взаимодействия с объектами природы.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое благополучие нашего леса»



Творческое название проекта

Экологическое благополучие нашего леса

Тема в учебном плане

Возродим наш лес

Цели проекта

- развивать представление детей о значении лесов в природе и жизни человека; - показать учащимся, что наш лес – это природное сообщество экологическое неблагополучие которого может привести к серьезным последствиям; - научить наблюдать и описывать влияние леса на микроклимат, составлять схемы пищевых связей в лесном сообществе, представлять результаты исследований; - научить видеть отрицательное влияние человека на лес; - добиваться усвоения учащимися норм и правил взаимодействия с объектами природы.

Задачи проекта

Изучить различную информацию по теме. Получить навыки проектной деятельности





Компетентности, формируемые учебным проектом

Учебно-познавательные Информационные

Вопросы учебного проекта

Основополагающий вопрос: могут ли учащиеся нашей школы защитить леса?

Проблемные вопросы:

Что мы делаем для охраны леса?

Как сохранить наш лес на данном этапе?

Предметные области

Экология Биология Литература

Возраст учащихся

7 класс

Продолжительность работы над проектом

2 недели

Ключевые слова

возродим наш лес, экологическое неблагополучие, лесные проблемы, заповеди друзей.



















ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?


Леса уходят, жалко мне леса

Уходят ели, сосны и березы

Рябины гасят пламенные гроздья

Осинников смолкают голоса

Когда-то жили в тех лесах дубы, и ясени, и золотые клены

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают – океан зеленый.

(С. Орлов)





С древнейших времен человек воздействовал на природу. Люди осушали болота, запруживали реки, распахивали степи и … рубили леса. Рубили, освобождая земли для полей, получая древесину для строительства и дров. Казалось, леса никогда не исчезнут: деревья вырастут снова. Но, увы, потребности людей растут быстрее, чем леса.

Сейчас трудно представить, что большая часть многих центральных и южных регионов России когда-то была покрыта лесом. Только старые карты могут рассказать о некогда обширных лесных массивах. А, сколько лесов, успели уничтожить люди до того, как придумали карты?

Лес входит в жизнь человека навсегда, принося не только пользу, но и огромную радость. Мало найдется людей, которые не любили бы лес и его отсутствие не воспринимали как большую потерю.

Но человек потому и разумен, что способен свои ошибки понять и попытаться исправить.















ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ БЕРЕЧЬ И ОХРАНЯТЬ ЛЕС?


ЛЕС – ВОСПИТАТЕЛЬ


ЛЕС - ЗЕЛЕНАЯ ФАБРИКА ПЛАНЕТЫ


ЛЕС – НАКОПИТЕЛЬ ВЛАГИ


ЛЕС – ЩЕДРЫЙ ДРУГ




До появления человека на Земле

один вид растений или животных исчезал в среднем за тысячу лет,

с 1850 по 1950 годы

этот интервал составил 10 лет,

в настоящее время

один вид исчезает за один день.














Район исследования.


Тульская область, Ленинский район, лес, на территории которого в 1931 году был заложен поселок Барсуки.


Определение видового состава растительности леса.


  1. Определение видового состава деревьев и кустарников.

  2. Определение видового состава травянистых растений.

  3. Описание состояния леса.


Результаты исследования.


Жители поселка называют лес «липовым» потому, что преобладающим деревом в нем является липа мелколиственная.

На вырубках леса и его окраинах встречается береза бородавчатая, в глубине леса растет дуб обыкновенный, рябина обыкновенная, а по периметру – черемуха обыкновенная, клен остролистный.

Из кустарников можно встретить лещину, шиповник, акацию желтую, спирею.

Травянистую растительность представляют: копытень европейский, медуница, ландыш майский, майник двулистный, пролеска двулистная, купена лекарственная, первоцвет весенний, сочевичник, вороний глаз, разнообразные злаки. Некоторые из этих растений ядовиты (вороний глаз), некоторые – полезны (купена лекарственная), некоторые занесены в Красную книгу – ландыш майский.

Несмотря на то, что наш лес небольшой и его видовой состав немногочислен, можно отметить его важную роль как очистителя воздуха, биологического фильтра (особенно в весеннее – летний период), когда возрастает движение автотранспорта по территории поселка. В это время запыленность и загазованность резко увеличиваются, и, приходят на помощь липа, береза и желтая акация, поглащающие свинец, тяжелый металл, входящий в состав выхлопных газов машин.

Давая оценку состояния растительности леса (визуально), можно отметить:

- усыхание ветвей крон некоторых деревьев;

- отсутствие прироста;

- пятнистость листьев;

- видовое разнообразие немногочисленно.




Экологическое неблагополучие нашего леса


- загрязнение территории леса бытовым мусором, постепенное превращение его в свалку;

- уплотнение почвы, вследствие того, что люди протаптывают тропинки там, где им удобно, создают короткие объездные пути по территории леса к своим домам;

- сокращение территории леса за счет расширения частного сектора;

- весенние травяные палы по окраинам леса, на его открытых участках (следствие шалостей детей), что приводит к снижению плодородия почвы, так как основная часть запасенного в растениях связанного азота освобождается в атмосферу, становясь для большинства растений недоступной.































Что мы делаем для охраны леса?

Просветительская работа

Разнообразна тематика бесед о лесе:

Г. Ф. Морозов – основоположник науки о лесе.

Леса планеты, России, Тульской области.

Лес в истории разных народов.

Экологические спектакли:

« Твой шаг в природу».

«Новелла о шляпочных грибах»,

Праздники:

«Путешествие по лесной тропинке».

«Русское разнотравье»,

Игры-конкурсы:

«Лекарственная аптека».

«Ядовитые растения и грибы нашего леса»

Викторины:

« Знаешь ли ты лекарственные растения?».

«Правда ли это?».

Конференция: «Сохранение лесов как уникальной природной экосистемы и рекреационной зоны».


Практическая работа


Ежегодная акция под девизом: «Поможем зеленому другу».

Исследовательские задания учащихся:

« Лес как неотъемлимая часть нашего поселка»,

« Видовое разнообразие в лесной зоне поселка Барсуки»,

«Средообразующие растения нашего леса».










Как сохранить наш лес на данном этапе?

Охранять«зеленое равновесие» - новые посадки должны полностью восполнять срубленные деревья.



Приходить в лес пешком и с любовью.


Слушать таинственную музыку леса.

Леса несут успокоение нашему мозгу, они умиротворяют душу.



Относиться к старым, полувысохшим деревьям, как к выполнившим свой долг солдатам – пусть их участь напомнит нам о необходимости беречь лес.



Уважать жизнь в лесу, даже ту, что невидима нам, включая микроорганизмы.



Если мы увидим новое, неизвестное растение или животное, то постараемся узнать его название.



Собирая дикорастущие плоды, ягоды, грибы, постараемся не уничтожить того, что их родило - деревья, кустарники, грибы.



Относиться к животным в лесу как старший брат, без жестокости и бездушия, не будем мешать им, жить своей жизнью.



Кроме ягод, грибов и охапок цветов, унесем из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!