Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Им.Магомед-Герея Зульпукарова
Г.Южно-Сухокумск
Учащиеся 8 «А» класса
МКОУ СОШ № 1 им.М.Г. Зульпукарова
Тип проекта
Поддержка волонтерства
Основной регион реализации проекта
РД г. Южно-Сухокумск
Руководитель отряда
Магомедова Альбина Шамильевна
Тел.89898648760
Цель проекта
Повышение уровня экологической культуры молодежи г. Южно-Сухокумск через приобретение экологических знаний и компетенций при решении практических природо-восстановительных и природоохранных задач в рамках участия школьников в движении эковолонтёров «ЭКОМИР».
Описание проекта
Основной идеей проекта является развитие волонтёрской деятельности на базе СОШ , направленной на воспитание экологической культуры среди учащихся МКОУ СОШ № 1 им. Магомед-Герея Зульпукарова . Для этого в школе необходимо продолжить работу по совершенствованию условий, обеспечивающих развитие непрерывного экологического образования школьников, оптимизации воспитательной системы экологической направленности через вовлечение школьников, их родителей и преподавателей в природоохранную и экопросветительскую деятельность, включающую в себя систему экомониторинга окружающей среды, участию в проектно-исследовательской деятельности, экологических конкурсах и конференциях различных уровней (от школьного до республиканского), организации социальных акций по борьбе с загрязнениями окружающей среды в г.Южно-Сухокумске и пропаганды экологического воспитания и здорового образа жизни не только для учащихся образовательного учреждения, но и для жителей г. Южно-Сухокумск в целом.
Основные целевые группы, на которые направлен проект:
учащиеся 7-9 классов (13 - 15лет), родители, педагоги МОУ СОШ № 1, жители города Южно-Сухокумск.
Задачи проекта:
Развитие у школьников, педагогов экологического сознания, пробуждение стремления и поощрение активных действий в целях устойчивого развития окружающей среды через организацию внеурочной деятельности с экологической направленностью (кружок «Юный эколог», занятия внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность», факультативные курсы: «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека, культура здоровья», «Юный химик», и др.);
Развитие у школьников исследовательских навыков при использовании различных видов мониторингов окружающей среды для анализа экологической обстановки через подготовку и участие в конкурсах научно-исследовательских работ и проектов, олимпиадах различных уровней;
Воспитание у подрастающего поколения экологически ответственного поведения, новых ценностных ориентаций, стимулирующих уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания, навыков вероятностного мышления через участие в социальных акциях экологической направленности различных уровней;
Пропаганда знаний о состоянии природной среды среди различных возрастных групп населения через их анкетирование, интервьюирование и проведение экологических лекториев, подготовку школьных агитбригад с экологической тематикой;
Решение конкретных практических задач природо-восстановительного и природоохранного характера через организацию и проведение природоохранных акций (по озеленению, уборке территорий города Южно-Сухокумск , в том числе территории, прилегающей к МОУ СОШ №1); создание социальных экологических видеороликов размещение в соц.сети
Актуальность проекта для молодежи:
Процесс модернизации российского образования предполагает формирование личности учащегося, которая была бы компетентной в различных сферах жизнедеятельности, что подразумевает и наличие экологической компетентности. Экологическая компетентность охватывает освоение школьниками деятельности по практической оценке состояния среды, выявлению социально-экологических проблем, причин их возникновения, выбору способов решения указанных проблем, а также формированию экологически грамотного поведения в природной, культурной, образовательной среде.
Одной из приоритетных задач молодежной политики края является формирование ценностей здорового образа жизни, формирование экологической культуры молодёжи, приобщение молодёжи к молодёжной добровольческой (волонтёрской) деятельности, следовательно, данный проект по организации школьного волонтёрского движения представляет практический интерес. Реализация проекта будет способствовать дальнейшей социализации личности ребенка, позволит ему самоопределиться в жизни, делать правильные выводы и поступки по отношению к самому ценному – природе и человеческой жизни.
Охват молодежи целевой группы – до 50 человек, в том числе на организацию мероприятий:
Данный проект позволяет решать общую для городов экологическую проблему, способствует подключению к проблемам экологии детей, специалистов промышленных предприятий и научных организаций, повышению экологической культуры населения.
Для распространения опыта реализации проекта в других муниципальных образованиях города планируется провести ряд мероприятий:
1. Проведение городского семинара учителей естественно-научного цикла по проблемам экологизации школьного образования и организации волонтёрского движения школьников (организационные и управленческие решения, программное обеспечение, пакет учебных планов и рекомендации к ним, разработки внеклассных мероприятий и уроков и др.).
2.Разработка и проведение дней экологии с привлечением преподавателей биологии и химии с приглашением к участию учащихся и педагогов других образовательных учреждений города.
3.Организация и проведение на базе МКОУ СОШ № 1 городского заседания экологических отрядов города.
4.Публикация и распространение школьного видеоматериала отряда «ЭКОМИР» в соцсетях и на сайте города.
5. Разработка и апробация программ экологической направленности (факультативов, элективных курсов, экологического кружка).
В целях комплексного решения основных приоритетных направлений проекта в школе созданы и активно работают Управляющий совет, детская организация волонтеров РДШ, творческие межпредметные методические объединения педагогов, координационный центр по реализации проекта, библиотека, общество учащихся.
Реализация проекта в соответствии с календарным планом мероприятий, организация деятельности учащихся, родителей, взаимодействие со всеми заинтересованными лицами по проекту;
внесение предложений по совершенствованию экологического образования с 1-11 класс;
осуществление научно-методической работы внедрение в комплексный план педагогов ;
представление отчетов о ходе и результатах деятельности на совещании отряда.
Результаты проекта
Качественные результаты проекта:
Подготовка гражданина, ориентирующегося в основных экологических проблемах, усвоившего главные экологические законы, характеризующие пределы устойчивости природных систем, главные принципы взаимодействия общества и природы, а также мотивированного к продолжению экологического и природоохранного образования применительно к своей дальнейшей работе и своему месту в обществе, обладающего практическими навыками поведения в современном мире;
Систематизация и углубление знаний учащихся по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов;
Формирование экологического мировоззрения, как основы экологической культуры, мотивация на грамотные действия по решению экологических проблем;
Социальное самоопределение учащихся, активный поиск знаний и их применение на практике, развитие творческой самостоятельности, в частности, в природоохранной деятельности;
Формирование системы представлений, ценностей, ориентаций, обеспечивающих выпускнику школы возможности адаптации на последующих этапах жизни;
Формирование исследовательских и экспериментальных умений и навыков школьников;
Развитие деятельностной составляющей экологической культуры, знаний, умений, ценностных ориентаций школьников в системе экологического образования, выступления на конференциях различных уровней, публикации, тесное взаимодействие с научными сотрудниками институтов, природоохранных организаций, участие в городских акциях и организация самостоятельных проектах по очистке территорий от мусора, ликвидации несанкционированных свалок в черте города, озеленению.
Количественные результаты:
Диагностика экологической культуры среди школьников и их родителей, повышение экологической культуры до 70%;
Создание раздела сайта школьного движения эковолонтёров «ЭКОМИР на сайте МКОУ СОШ № 1;
Проведение и обработка анкет эколого-социологического исследований по разным направлениям;
Создание карты качества воды водных объектов г.Южно-Сухокумск.;
Создание и установка экобаннеров в школе– 5 шт.;
Разработка рекомендаций по экологической безопасности для жителей города – 5 экз.;
Проведение субботников;
Высадка деревьев и кустарников на территории школы- 20 деревьев и 10 кустарников;
Организация и высадка цветочных клумб;
Участие в мониторинге окружающей среды, отражение их в исследовательских проектах;