СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзистенциализм в современной западной философии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философия экзистенциализма актуальна и популярна в современной Западной Европе. Данная проблематика: жизнь человека, его проблемы, - может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания

Просмотр содержимого документа
«Экзистенциализм в современной западной философии»

экзистенциализм

в Современной западной философии


Автор: Пынчук В.А., преподаватель ОАНО ВО «ВУиТ»


Философия экзистенциализма актуальна и популярна в современной Западной Европе.

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.

Экзистенция — переживания отдельного, ни на кого не похожего индивидуума.

1. Экзистенциализм (от лат. существование) - направление философии 20в., главным предметом изучения которого - человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире, зародилось в Западной Европе 20-е гг. 20в.

2. причины его актуализации:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед 1 мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

3. проблемы, которым уделяли внимание философы экзистенциалисты:

• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности жизни;

• проблема внутреннего выбора;

• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.


Основатель экзистенциализма - датский философ СЬОРЕН КЬЕРКЕГОР (1813 — 1855).

Родился Серен Кьеркегор в Копенгагене. Этот город в то время был своего рода большой деревней, где все знали друг друга, где глубокое влияние имела религиозная община и устанавливаемые ею жизненные правила и ценности. Отец - коммерсант считал, что над его семьей тяготеет рок — в детстве, отданный родителями в пастухи, он как-то в порыве отчаяния проклял Бога. И действительно, из семерых его детей пятеро умерли, что ставший богобоязненным М. Кьеркегор воспринял как Божье наказание. Дела в семье М. Кьеркегора шли неплохо, духовно-психологическая атмосфера всегда оставалась тяжелой. Серен рос болезненным, впечатлительным ребенком. В 1830 поступил на теологический факультет Копенгагенского университета.

От расстроенной помолвки бежал в Берлин, где в университете защитил магистерскую диссертацию по философии и поставил в центр своей философии метод иронии.

В 1842 вернулся в Копенгаген, стал объектом осуждений, насмешек = вел замкнутый образ жизни, много работал: его произведения прославили Данию, вошли в золотой фонд мировой культуры. Стал издавать журнал "Мгновение". Самый большой скандал разгорелся, когда умер епископ Мюнстер и когда скорбь о его кончине переросла в печати в неумеренные прославления покойного. Кьеркегор возразил против этого и был прямо-таки оплеван копенгагенцами. 11 ноября 1855 Серен упал на улице и скончался от полного истощения физических и духовных сил. Кьеркегор всю жизнь вел дневник, которые были изданы, составив половину из многотомного собрания сочинений выдающегося мыслителя и писателя".

Кьеркегор концентрировал внимание на том, что происходит в недрах человеческой личности, Категории жизни, страха, смерти, выбора, вины, которые как бы стояли на обочине классической философии, Кьеркегор одним из первых расположил в самом центре философии.

Кьеркегор недоволен и консервативным традиционализмом, и революционизмом, и реформизмом за то, что они всё превратили в политику, а политику сделали поприщем политиканов и их сделок. Революцию 1848 г. он расценил как "катастрофу", "историческую конвульсию". История, предостерегал Кьеркегор, начинает погружаться в кровавую тьму. Единственный выход — обратиться к вечности, к духовно-нравственному и его проблемам.

Каждое время обладает какой-то внутренней безнравственностью. Главная безнравственность его эпохи = индивидууму рекомендовалось отрешиться от себя, отдаться во власть чего-то внешнего (общества, класса, церкви, духа и т.д.) и делать это с энтузиазмом и радостью. Воплощение этой безнравственности - абсолютистская философия Гегеля, кот. создал почти религиозный культ философии в культуре.

Тяготея к якобы абсолютному, объективному, превращая реального человека в познающую логическую машину, философия становится вредной для человека со всеми его жизненными тревогами и страстями.

"...Я предъявляю к философии вполне законные требования — что делать человеку? Как жить? ...Молчание философии является в данном случае уничтожающим доводом против нее самой".

Я как центр философии — это живой реальный человек и то, что для него в жизни главное: страх, преодоление страха и греховности, бытие, выбор, смерть. Если речь и пойдет об истине, то это должна быть такая истина, ради которой человек готов жить и умереть.

Поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к маленьким проблемам человека, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

Кьеркегор выделил понятия:

• неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

• подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция. 

В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

• эстетическую; • этическую; • религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию.

На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.


Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были:

• Карл Ясперс (1883 - 1969);

• Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);

• Альбер Камю (1913 - 1960);

• Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).


КАРЛ ТЕОДОР ЯСПЕРС (1883 - 1969) — нем. философ, психиатр - один из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. после окончания первой мировой войны.

Родился в Ольденбурге. мать из крестьян, отец юрист, впоследствии директор банка. Проучившись нек. время на юрфаке в Мюнхенском университетах, Ясперс понял, что юриспруденция ему не нравится и получил степень доктора медицины. 

Человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом не подозревает, кто он в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Но в особых случаях истинная натура, скрытые качества выходят наружу - это пограничные ситуации — между жизнью и смертью. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, соприкасается с трансцендентальностью (высшее бытие).

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансценденции (перешагивающий, выходящий за пределы) — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

Человек приближается к транценденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцендентального:

• эротику, секс;

• единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);

• свободу;

• смерть — конечность бытия.


ЖАН-ПОЛь САРТР (1905 — 1980) фр. философ, представитель атеистического экзистенциализма занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 (отказался от премии - нежелал быть обязанным к-л социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. И Сартра смущала ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета).

Род. в Париже, единств. ребёнок. отец офицер в-м сил Фр. Когда Жан-Полю было 15 мес., умер отец. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.

Преподавал философию в лицеях Франции; с 1944 посвятил себя литературе, основал журнал «Новые времена». Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году избран чл. Всемирного Совета Мира. Выступал против пыток, утверждая свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангрену, производную колониализма.

фр. националисты 2 раза взрывали его квартиру в Париже, и 5 раз захватывали редакцию.

Сартр активно поддержывал кубинскую революцию 1959. принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений во Вьетнаме. участник революции во Фр. 1968 (можно сказать, её символ: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь только Сартра), Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956, Вьетнамской войны, против вторжения амер. войск на Кубу, против ввода сов. войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР.

Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П.Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то он приказал выпустить Сартра, сказав: «Франция Вольтеров не сажает». в последний путь Жан-Поль Сартра провожали 50 000 чел.

Основная проблема экзистенциональной философии — проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приоритет прежде всего его соб. внутр. мира. Но полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему "другого".

Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности —свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Н-р, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он ч-л хочет: сбежать, сидеть дальше, покончить с собой. Человек обречен на свободу в любых обстоятельствах.

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за себя ("Все, что со мной происходит, — мое").

Единственное, за что человек не может отвечать, — за свое рождение. Но в остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.


АЛЬБЕР КАМЮ (1913 — 1960) род в Алжире у местечка Мондови. отец с/х рабочий, эльзасец, погиб в б. на Марне в нач. Первой мировой войны. Мать испанка переехала с детьми в г. Алжир. Изучал философию в алжирском университете, вступил во фр. компартию. создал самодеятельный «Народный театр», в постановке «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. в 1930 у Камю обнаружен туберкулёз, выздоровел, но ему отказали в последипломном обучении и не призвали в армию. В 1957 Нобелевская премия по литературе.

сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство живет своими мелкими заботами, радостями, не придает жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.

• соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").

В итоге смысл жизни - не во внешнем мире (успехи, взаимоотношения), а в самом существовании человека.


МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889—1976) нем. философ; род.в г. Месскирх в бедной католической семье, учился в гимназиях только благодаря стипендиям католич. организаций. учился на теологическом, закончил философский факультет, преподавал, ректор Фрейбурского университета, вступил в НСДАП (быстро понял суть нацизма и ушел с ректорства). Но в 1945-1951 как сотрудничавшему с нацистами запрещают преподавать.

Разработал основы экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.

Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире ("бытие в мире"), кот. состоит из:

• "бытия с другими";

• "бытия самого себя".

"Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все".

"Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.

Человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окру­жающем мире —главная проблема и забота человека.


Философия экзистенциализма актуальна и популярна в современной Зап. Европе.

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!