СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная западная философия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены следующие направления современной западной философии: экзистенциализм (представители С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю); позитивизм и этапы его развития (О.Конт, Э. Мах, Л. Витгенштейн, К. Поппер); прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи); психоанализ (З. Фрейд).

Просмотр содержимого документа
«Современная западная философия»

Современная западная философия Автор: Т.Б. Федорова, преподаватель философии

Современная западная философия

Автор: Т.Б. Федорова, преподаватель философии

Экзистенциализм Направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире; Зарождается в середине XIX века, но в 20-е — 70-е годы XX века приобрел наибольшую актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Экзистенциализм

  • Направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире;
  • Зарождается в середине XIX века, но в 20-е — 70-е годы XX века приобрел наибольшую актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Причины возникновения нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними; бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку; опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа); усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря); распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность; бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Причины возникновения

  • нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
  • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку;
  • опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
  • усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);
  • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
  • бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.
Рассматриваемые проблемы уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»); проблема бессмысленности жизни, одиночества, заброшенности (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным); проблема внутреннего выбора и проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.

Рассматриваемые проблемы

  • уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
  • разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
  • проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
  • проблема бессмысленности жизни, одиночества, заброшенности (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
  • проблема внутреннего выбора и проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.
Экзистенция – философский термин, которым обозначается бытие конкретного человека здесь и сейчас; нечто, что делает человека уникальным и отличным от всех.

Экзистенция – философский термин, которым обозначается бытие конкретного человека здесь и сейчас; нечто, что делает человека уникальным и отличным от всех.

Основные представители: В Германии - это Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.), Карл Ясперс (1883-1969), во Франции - Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю 1913-1960), в России - Лев Шестов, (1866-1938). Николай Бердяев (1874-1948)

Основные представители:

  • В Германии - это Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.), Карл Ясперс (1883-1969), во Франции - Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю 1913-1960), в России - Лев Шестов, (1866-1938). Николай Бердяев (1874-1948)
Серен Кьеркегор (1813-1855)

Серен Кьеркегор (1813-1855)

Основные понятия: неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания; подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы. Это и есть экзистенция. основная задача, которая ставится перед человеком в жизни, - это обретение собственной самости.

Основные понятия:

  • неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
  • подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы. Это и есть экзистенция.
  • основная задача, которая ставится перед человеком в жизни, - это обретение собственной самости.
Карл Ясперс (1883-1969)

Карл Ясперс (1883-1969)

Важно отметить Человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью — «как все». Скрытые способности, возможности подлинного «Я» проявляются в особых ситуациях . По Ясперсу, это пограничные ситуации - между жизнью и смертью. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью — высшим бытием.

Важно отметить

  • Человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью — «как все».
  • Скрытые способности, возможности подлинного «Я» проявляются в особых ситуациях .
  • По Ясперсу, это пограничные ситуации - между жизнью и смертью.
  • С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью — высшим бытием.
Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Важно отметить Основная проблема – это проблема выбора; Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие» . Это - высшая реальность для человека, приоритетное отношение к своему собственному внутреннему миру; Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого», через «для-другого-бытие»; Вся жизнь человека — это цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» — экзистенциональными решениями .

Важно отметить

  • Основная проблема – это проблема выбора;
  • Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие» . Это - высшая реальность для человека, приоритетное отношение к своему собственному внутреннему миру;
  • Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого», через «для-другого-бытие»;
  • Вся жизнь человека — это цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» — экзистенциональными решениями .
Альбер Камю (1913-1960)

Альбер Камю (1913-1960)

Основные проблемы Жизнь человека в сущности бессмысленна; Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований); Доказательства абсурдности: соприкосновение со смертью: когда возникает смерть, особенно близкая и внезапная, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия; соприкосновение с окружающим миром, природой: человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой

Основные проблемы

  • Жизнь человека в сущности бессмысленна;
  • Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований);
  • Доказательства абсурдности:
  • соприкосновение со смертью: когда возникает смерть, особенно близкая и внезапная, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;
  • соприкосновение с окружающим миром, природой: человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой
Позитивизм Философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук. Каждая наука – сама себе философия. Наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами. Все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.

Позитивизм

  • Философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук.
  • Каждая наука – сама себе философия.
  • Наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.
  • Все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.
Этапы развития позитивизма Первый — классический (сер.XVIII — конец XIX вв.) О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер Второй — эмпириокритицизм, или махизм (конец XIX — начало XX в.) Э. Мах, Р. Авенариус Третий — неопозитивизм , или логический позитивизм (1920 — 1950 / 60 г.) М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, У. Ван, О. Куайн Постпозитивизм 1960 / 70 гг. — настоящее время К. Поппер, К. Кун, И. Лакатос, К. Хюбнер, П. Фейерабенд

Этапы развития позитивизма

  • Первый — классический (сер.XVIII — конец XIX вв.)
  • О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер
  • Второй — эмпириокритицизм, или махизм (конец XIX — начало XX в.)
  • Э. Мах, Р. Авенариус
  • Третий — неопозитивизм , или логический позитивизм
  • (1920 — 1950 / 60 г.)
  • М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, У. Ван, О. Куайн
  • Постпозитивизм
  • 1960 / 70 гг. — настоящее время
  • К. Поппер, К. Кун, И. Лакатос, К. Хюбнер, П. Фейерабенд
Огюст Конт (1789-1857)

Огюст Конт (1789-1857)

Позитивизм Конта Ввел термин «позитивная философия»;  «Позитивное» обладает у него двойственным смыслом: реальное – т.е. фактически наличное, практически полезное, достоверное, определенно утверждаемое, точное, а также относительное.

Позитивизм Конта

  • Ввел термин «позитивная философия»;
  • «Позитивное» обладает у него двойственным смыслом: реальное – т.е. фактически наличное, практически полезное, достоверное, определенно утверждаемое, точное, а также относительное.
Три эпохи разных состояний человеческого духа: На первой (теологической) человеческий ум видит в явлениях природы существа или силы, сравнимые с самим человеком; На второй (метафизической) человеческий ум считает свои интеллектуальные конструкции последней тайной мироздания; И только на третьей (позитивной) человек обретает аутентичный содержанию опыта метод рассмотрения действительности.

Три эпохи разных состояний человеческого духа:

  • На первой (теологической) человеческий ум видит в явлениях природы существа или силы, сравнимые с самим человеком;
  • На второй (метафизической) человеческий ум считает свои интеллектуальные конструкции последней тайной мироздания;
  • И только на третьей (позитивной) человек обретает аутентичный содержанию опыта метод рассмотрения действительности.
Эмпириокритицизм или махизм Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как

Эмпириокритицизм или махизм

  • Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как "субстанция", "причинность", "материальное", "идеальное".
Эрнст Мах (1838-1916 )

Эрнст Мах (1838-1916 )

Важно отметить Мир в целом и все вещи в нем -

Важно отметить

  • Мир в целом и все вещи в нем - "комплексы ощущений".
  • Задача науки - их описание (с математической обработкой), т.е. "чистое описание" фактов чувственного восприятия, к которым "приспосабливается" мысль.
  • Такое описание, согласно Маху, и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее (в особенности философские категории и религиозные представления) в целях "экономии мышления" следует удалить.
Основные идеи неопозитивизма сведение философии к анализу языка науки; утверждение принципа верификации, т.е. проверки истинности знаний; физикализм – попытка сведения всех языков науки к языку физики; устранение метафизики из научного познания; Конвенционализм (от слова «конвенция» – соглашение): истина достигается путем соглашения (считать что-либо за истину) и др.

Основные идеи неопозитивизма

  • сведение философии к анализу языка науки;
  • утверждение принципа верификации, т.е. проверки истинности знаний;
  • физикализм – попытка сведения всех языков науки к языку физики;
  • устранение метафизики из научного познания;
  • Конвенционализм (от слова «конвенция» – соглашение): истина достигается путем соглашения (считать что-либо за истину) и др.
Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

Важно отметить Слова и выражения, внешне кажущиеся одинаковыми, зачастую не совпадают в своих значениях. Под значением слов Витгенштейн и его последователи понимали не что иное, как способы применения соответствующего слова в различных языковых ситуациях. Целью лингвистической философии становится не открытие, а прояснение, не истина, а значение.

Важно отметить

  • Слова и выражения, внешне кажущиеся одинаковыми, зачастую не совпадают в своих значениях.
  • Под значением слов Витгенштейн и его последователи понимали не что иное, как способы применения соответствующего слова в различных языковых ситуациях.
  • Целью лингвистической философии становится не открытие, а прояснение, не истина, а значение.
Постпозитивизм или философия науки Рассматривали знание с позиций его динамического изменения. Научная революция - это не только пересмотр теоретической основы знания, но и методов, фактов, методологических и мировоззренческих принципов.

Постпозитивизм или философия науки

  • Рассматривали знание с позиций его динамического изменения.
  • Научная революция - это не только пересмотр теоретической основы знания, но и методов, фактов, методологических и мировоззренческих принципов.
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)

Карл Раймунд Поппер (1902-1994)

Важно отметить Важной задачей философии Поппер считал проблему демаркаций – «мягкого» отделения научною знания от ненаучного и нахождения критерия; Методом демаркации является фальсификация – принципиальная опровержимость любого научного утверждения. Критерием научности знания может быть только возможность его опровержения эмпирическим опытом. Знание, которое никогда и ни при каких условиях не может быть опровергнуто эмпирическим опытом, не может и не должно считаться научным согласно предложенному критерию.

Важно отметить

  • Важной задачей философии Поппер считал проблему демаркаций – «мягкого» отделения научною знания от ненаучного и нахождения критерия;
  • Методом демаркации является фальсификация – принципиальная опровержимость любого научного утверждения.
  • Критерием научности знания может быть только возможность его опровержения эмпирическим опытом.
  • Знание, которое никогда и ни при каких условиях не может быть опровергнуто эмпирическим опытом, не может и не должно считаться научным согласно предложенному критерию.
Прагматизм Философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии. Философия прагматизма (от греческого прагма – дело, действие) возникла к 70-м годам ХIХ века в Североамериканских Соединенных Штатах. Наиболее значимыми представителями прагматизма были Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи.

Прагматизм

  • Философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии.
  • Философия прагматизма (от греческого прагма – дело, действие) возникла к 70-м годам ХIХ века в Североамериканских Соединенных Штатах.
  • Наиболее значимыми представителями прагматизма были Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи.
Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914)

Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914)

Пирс отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость». Понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом Любое знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным.
  • Пирс отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость».
  • Понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом
  • Любое знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным.
Уильям Джеймс (1842-1910)

Уильям Джеймс (1842-1910)

В теории познания Джемс признает исключительную значимость опыта. Истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Мы имеем дело с тем, что переживается в нашем опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное. Любые объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления — это выбор средств, которые необходимы для достижения успеха.
  • В теории познания Джемс признает исключительную значимость опыта.
  • Истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков.
  • Мы имеем дело с тем, что переживается в нашем опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное.
  • Любые объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач.
  • Цель мышления — это выбор средств, которые необходимы для достижения успеха.
Джон Дьюи (1859-1952)

Джон Дьюи (1859-1952)

Создает особый вариант прагматизма, получившего название инструментализм. Познание — это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. Фундаментальным понятием философии этого мыслителя является опыт, под которым имеются в виду все формы проявления человеческой жизни. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности. Знание не является удовлетворительным, если не выведены окончательные «полезные» результаты этого знания.
  • Создает особый вариант прагматизма, получившего название инструментализм.
  • Познание — это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной.
  • Фундаментальным понятием философии этого мыслителя является опыт, под которым имеются в виду все формы проявления человеческой жизни.
  • Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности.
  • Знание не является удовлетворительным, если не выведены окончательные «полезные» результаты этого знания.
Психоанализ Одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века; Ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии; Представители: З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм.

Психоанализ

  • Одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века;
  • Ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии;
  • Представители: З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм.
Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Важно отметить Основные труды: «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Тотем и табу», «Психология бессознательного». Ввел в науку понятие «бессознательное», которым обозначается та часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека. Реализации желаний мешает другая часть психики – предсознание, осуществляющая цензуру желаний

Важно отметить

  • Основные труды: «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Тотем и табу», «Психология бессознательного».
  • Ввел в науку понятие «бессознательное», которым обозначается та часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека.
  • Реализации желаний мешает другая часть психики – предсознание, осуществляющая цензуру желаний
Структура психики Ид (Оно) – почти полностью бессознательная нижняя часть, состоит из неосознанных или вытесненных инстинктов и побуждений; Эго (Я) – находится между бессознательным и сверхсознательным; примиряет биологические инстинкты и социальные требования; Супер-Эго (Сверх-Я) – содержит морально-этические эталоны, позволяющие человеку оценивать свои поступки и намерения

Структура психики

  • Ид (Оно) – почти полностью бессознательная нижняя часть, состоит из неосознанных или вытесненных инстинктов и побуждений;
  • Эго (Я) – находится между бессознательным и сверхсознательным; примиряет биологические инстинкты и социальные требования;
  • Супер-Эго (Сверх-Я) – содержит морально-этические эталоны, позволяющие человеку оценивать свои поступки и намерения
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!