СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив ИНформатика 10 класс.docx

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Алгоритмизация и программирование»

10 класс

Пояснительная записка

В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т.е. в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение элективных курсов. Элективный курс "Исследование информационных моделей" рекомендован Министерством образования и Национальным фондом подготовки кадров.

Состав учебно-методического комплекса. Учебный и программно-методический комплекс (УПМК) по элективному курсу «Исследование информационных моделей» в старшей школе включает в себя:

1.    Исследование информационных моделей. Учебное пособие для 10-11 классов. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004-2008;

2.    Model-CD. Компьютерный практикум на MODEL-CD. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004-2008.

Учебное пособие содержит необходимый теоретический материал по построению и исследованию информационных моделей с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi и электронных таблиц Microsoft Excel илиOpenOffice Calc.  

Компьютерный практикум на Model-CD обеспечивает необходимую программную и методическую поддержку курса как при работе на локальном компьютере, так и в локальной сети. MODEL-CD, имеющий удобный Web-интерфейс, содержит программное обеспечение, необходимое для реализации компьютерного практикума, а именно свободно распространяемые версии объектно-ориентированных систем программирования Visual Basic и Delphi, а также интегрированное офисное приложение OpenOffice Calc, содержащее электронные таблицыCalc.

Просмотр содержимого документа
«Электив ИНформатика 10 класс.docx»

«Алгоритмизация и программирование»

10 класс

Пояснительная записка

В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т.е. в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение элективных курсов. Элективный курс "Исследование информационных моделей" рекомендован Министерством образования и Национальным фондом подготовки кадров.

Состав учебно-методического комплекса. Учебный и программно-методический комплекс (УПМК) по элективному курсу «Исследование информационных моделей» в старшей школе включает в себя:

1.    Исследование информационных моделей. Учебное пособие для 10-11 классов. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004-2008;

2.    Model-CD. Компьютерный практикум на MODEL-CD. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004-2008.

Учебное пособие содержит необходимый теоретический материал по построению и исследованию информационных моделей с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi и электронных таблиц Microsoft Excel илиOpenOffice Calc.  

Компьютерный практикум на Model-CD обеспечивает необходимую программную и методическую поддержку курса как при работе на локальном компьютере, так и в локальной сети. MODEL-CD, имеющий удобный Web-интерфейс, содержит программное обеспечение, необходимое для реализации компьютерного практикума, а именно свободно распространяемые версии объектно-ориентированных систем программирования Visual Basic и Delphi, а также интегрированное офисное приложение OpenOffice Calc, содержащее электронные таблицыCalc.

Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум). В учебном пособии содержатся подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализации в форме проектов на языках программирования и в электронных таблицах.

Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся  предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения. В учебном пособии содержатся указания по их выполнению, а на MODEL-CD хранятся готовые проекты на языках объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi и файлы электронных таблиц.

Индивидуализация обучения. Учебно-методический комплекс содержит большое количество заданий (122 задания) разного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам  выполнения учащимися практических заданий.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в учебном пособии. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта,  явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект на языке объектно-ориентированного программирования или в электронных таблицах, но и полученные с его помощью результаты компьютерного эксперимента по исследованию модели.

Организация учебного процесса. Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

       урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

       внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете и может быть использован для самостоятельного обучения, т.к. содержит подробные (по шагам) инструкции по выполнению практических работ, а также готовые проекты ко всем заданиям на MODEL-CD.

 

Количество часов в неделю: 1 часа в неделю, всего 35 учебных часов.

Образовательная область:  «Информатика».

Цель курса: научить учащихся:

       строить информационные модели  объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география и экономика);

       на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования VisualBasic и Delphi, а также электронных таблиц Microsoft Excel и OpenOffice Calc;

       проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.

 


Основы объектно-ориентированного программирования – 35 часов

Объекты: свойства, методы, события. Событийные и общие процедуры. Операторы ветвления, выбора и цикла.        Основные типы данных: переменные и массивы. Функции.

Интегрированные среды разработки систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi. Визуальное конструирование графического интерфейса. Форма и управляющие элементы.  

Требования к знаниям и умениям учащихся

       уметь создавать информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (математики, физики, химии, биологии, экономики и др.);

              уметь создавать компьютерные модели с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi и электронных таблиц Microsoft Excel или StarOffice Calc (OpenOffice Calc);

              уметь проводить виртуальные эксперименты с использованием компьютерных моделей и анализировать полученные результаты.

Тематическое планирование курса

     Примерное тематическое планирование рассчитано:

       на 35 учебных часов в урочной форме

       на преподавание в 10 классах из расчета 1 учебный час в урочной форме

       В планировании тема разбиты на 14 подтем (группы уроков), в каждой из которых выделены часы на теорию и компьютерный практикум.

 

Теория

Компьютерный практикум

 

10  класс, 1 полугодие (16 часов)

 

Основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic

1. Основы объектно-ориентированного визуального программирования:

         Объекты: свойства, методы и события.

         Графический интерфейс и событийные процедуры.

         Общие процедуры.

 

1

2. Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic:

         Интегрированная среда разработки языка программирования Visual Basic.

         Этапы разработки проектов на языке Visual Basic.

         Создание первого проекта «Обычный калькулятор».

1. Проект «Обычный калькулятор».

2. Проект-задание «Расположение формы и управляющих элементов».

2

3. Переменные в языке программирования VisualBasic.

3. Проект «Переменные».

4. Проект-задание «Переменные_2».

1

4. Функции в языке программирования Visual Basic:

         Функции преобразования типов данных.

         Математические функции.

         Строковые функции.

         Функции ввода и вывода данных.

5. Проект «Перевод чисел».

6. Проект-задание «Мультисистемныйкалькулятор».

7. Проект «Инженерный калькулятор».

8. Проект-задание «Треугольник».

9. Проект «Строковый калькулятор».

10. Проект-задание «Строковый калькулятор_2».

11. Проект «Проверка знаний».

12. Проект-задание «Игра Баше».

3

5. Основные типы алгоритмических структур и их кодирование на языке Visual Basic:

         Линейный алгоритм.

         Алгоритмическая структура «ветвление».

         Алгоритмическая структура «выбор».

         Алгоритмическая структура «цикл».

13. Проект-задание «Поиск большего из двух чисел».

14. Проект «Отметка».

15. Проект-задание «Тест с выборочным ответом».

16. Проект «Коды символов».

17. Проект-задание «Факториал»,

18. Проект «Количество символов».

19. Проект-задание «Слово-перевертыш».

3

6. Графические возможности языка программирования Visual Basic.

20. Проект «Построение графика функции».

21. Проект-задание «График функции_2».

22. Проект-задание «Графический редактор».

23. Проект-задание «Установка цвета».

3

7. Массивы в языке программирования Visual Basic:

         Числовые массивы: заполнение и поиск.

         Сортировка числовых массивов.

         Двумерные массивы и вложенные циклы.

 

24. Проект «Поиск минимального элемента в числовом массиве».

25. Проект-задание «Поиск максимального элемента в числовом массиве».

26. Проект «Сортировка числового массива по возрастанию».

27. Проект-задание «Сортировка числового массива по убыванию».

28. Проект «Таблица умножения»

29. Проект-задание «Развертка».

3

Контроль знаний и умений: Защита зачетной практической работы

 

 

ВСЕГО ЧАСОВ:

 

16

Учебное пособие: Глава 1. Основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic.

MODEL-CD: Указания по разработке проектов и готовые проекты.

Установить с MODEL-CD:  

  • редактор блок-схем алгоритмов Block-diagram editor;

  • систему объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition

 

10  класс, 2 полугодие (19 часов)

 

Основы объектно-ориентированного программирования на языке Delphi

8. Основы объектно-ориентированного визуального программирования:

         Объекты: свойства, методы и события.

         Графический интерфейс и событийные процедуры.

         Общие процедуры.

 

1

9. Система объектно-ориентированного программирования Delphi:

         Интегрированная среда разработки языка программирования Delphi.

         Этапы разработки проектов на языке Delphi.

         Создание первого проекта «Обычный калькулятор».

30. Проект «Обычный калькулятор».

31. Проект-задание «Расположение формы и управляющих элементов».

2

10. Переменные в языке программирования Delphi.

32. Проект «Переменные».

33. Проект-задание «Переменные_2».

1

11. Функции в языке программирования Delphi:

         Функции преобразования типов данных.

         Математические функции.

         Строковые функции.

         Функции ввода и вывода данных.

34. Проект «Перевод чисел».

6. Проект-задание «Мультисистемныйкалькулятор».

35. Проект «Инженерный калькулятор».

36. Проект-задание «Треугольник».

37. Проект «Строковый калькулятор».

38. Проект-задание «Строковый калькулятор_2».

39. Проект «Проверка знаний».

40. Проект-задание «Игра Баше».

3

12. Основные типы алгоритмических структур и их кодирование на языке Delphi:

      Линейный алгоритм.

      Алгоритмическая структура «ветвление».

      Алгоритмическая структура «выбор».

      Алгоритмическая структура «цикл».

41. Проект-задание «Поиск большего из двух чисел».

42. Проект «Отметка».

43. Проект-задание «Тест с выборочным ответом».

44. Проект «Коды символов».

45. Проект-задание «Факториал»,

46. Проект «Количество символов».

47. Проект-задание «Слово-перевертыш».

4

13. Графические возможности языка программирования Delphi.

48. Проект «Построение графика функции».

49. Проект-задание «График функции_2».

50. Проект-задание «Графический редактор».

51. Проект-задание «Установка цвета».

3

14. Массивы в языке программирования Delphi:

         Числовые массивы: заполнение и поиск.

         Сортировка числовых массивов.

 

52. Проект «Поиск минимального элемента в числовом массиве».

53. Проект-задание «Поиск максимального элемента в числовом массиве».

54. Проект «Сортировка числового массива по возрастанию».

55. Проект-задание «Сортировка числового массива по убыванию».

4

Контроль знаний и умений: Защита зачетной практической работы

 

1

ВСЕГО ЧАСОВ:

 

19

Учебное пособие: Глава 2. Основы объектно-ориентированного программирования на языке Delphi.

MODEL-CD: Указания по разработке проектов и готовые проекты.

Установить с MODEL-CD:  

  • редактор блок-схем алгоритмов Block-diagram editor;

  • систему объектно-ориентированного программирования Delphi.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!