СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха дворцовых переворотов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока:

1. Образовательная. Сформировать представление о дворцовых переворотах XVIII века в истории государства Российского.

2. Воспитательная. Определить роль личности в формировании государственной политики.

3. Развивающая. Развивать историческое мышление на основе анализа событий эпохи дворцовых переворотов.

Просмотр содержимого документа
«Эпоха дворцовых переворотов»

Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов.

Цели урока:

1. Образовательная. Сформировать представление о дворцовых переворотах XVIII века в истории государства Российского.

2. Воспитательная. Определить роль личности в формировании государственной политики.

3. Развивающая. Развивать историческое мышление на основе анализа событий эпохи дворцовых переворотов.


Оборудование. Персональный компьютер, проектор и экран.


План урока:

  1. О рганизационный момент.

  2. Создание проблемной ситуации. 8 мин.

  3. Актуализация знаний.

  4. Формулирование проблемы.

  5. Открытие нового знания. 17 (7+10)мин.

  6. Подведение итогов. 4 мин.

  7. Домашнее задание. 1 мин.


Ход урока.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Оборудование

Создание проблемной ситуации













Актуализация знаний

- Именно тогда в России укрепилось понимание важности самостоятельной национальной политики.

- Здравствуйте. Меня зовут Марк Викторович. Сегодня мы поговорим о власти в Российском государстве. Кто сейчас является представителем верховной власти в России?

- А всегда ли представителем верховной власти был президент?

- Например?

- Какая императорская династия правила Россией до 1917 года?

- Представителями династии Романовых в XVIII столетии являлись Пётр I, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна, Иван VI, Елизавета I, Пётр III, Екатерина II.

- Какие имена вам больше знакомы?

- А что вы знаете о Петре I и эпохе его правления?

- Таким образом наследием Петра I является:

  • После Северной войны Россия превратилась в империю, великую державу, с мнением которой стали считаться в Европе и Азии.

  • Целый ряд реформ в области управления, экономики, в общественном устройстве, в армии и флоте.

  • Преобразования в области культуры

  • Создание промышленности

- А так же, указ о престолонаследии, который поставил вопрос о передачи власти в России. Пётр I умер, так и не назвав своего наследника




- Президент.


- Нет.


- Монарх (или император, царь).

- Романовы.






- Пётр I и Екатерина II.

- Превращение России в великую державу мы связываем с Петром I.
















Слайд 1

Слайды 2-10

Слайд 11

Формулирование проблемы


- А почему остальные имена нам менее известны, как вы думаете? ( подсказка - обратите внимание на годы правления).

- А почему…?

- Они правили слишком мало или не сделали чего-то запоминающегося.


Слайд 12

Гипотезы

- Какие у вас есть предположения решения проблемы? Ваши гипотезы?


- Предлагают свои версии. Принимается любая, даже самая абсурдная.

Слайд 12

Открытие нового знания


- Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы необходимо провести исследование исторических событий XVIII века. И тогда мы сможем сказать Почему так часто и быстро сменялись правители Российского государства?

- Я предлагаю воспользоваться историческими сведениями, которые находятся у вас на партах и заполнить таблицу, проведя анализ правления царствующих особ.

- Для оптимизации процесса исследования предлагаю разделиться на группы (ну, например, так как вы сидите). Одна группа пусть займётся исследованием, например, правления Екатерины I и Петра II, а другая – Анны Иоанновны и Иоанна VI, ну а третья – Елизаветы I и Петра III.

- Пожалуйста, представители групп подойдите ко мне и выберите объект исследования.

Исследование необходимо провести по следующему плану:

  • Назвать обстоятельства восхождения на престол

  • Определить особенности государственной политики

  • Выявить причины смены монарха

- На работу вам отводится пять минут.

Результаты см. ниже.






Слайд 12

Слайд 13

Обсуждение результатов исследования

- Итак, мы переходим к обсуждению результатов вашего исследования. Теперь вам необходимо заносить в оставшиеся пустыми графы ваших таблиц информацию, полученную другими группами.


В процессе обсуждения учитель указывает роль личности Анны Иоанновны в удержании власти в её руках. Роль личности в формировании государственной политики.


- Что объединяет эпоху правления…


Слайды 14-31

Итог урока

- Таким образом, подведём итоги нашего исследования. В результате того, что Пётр I не назначил своего преемника, произошёл первый переворот. Анна Иоанновна предотвратила попытку ограничить самодержавие и совершила следующий переворот. Елизавета Петровна, будучи истиной дочерью своего отца, вернула России петровское наследие, совершив ещё один переворот.

- Так что же общего в обстоятельствах восхождения на престол многих монархов XVIII века в России?

- В результате переворотов выбирали императриц, предотвращали попытки ограничить самодержавие, устраняли неугодных императоров. Но все эти перевороты носят одно название – дворцовые. Как вы думаете почему?


- А что же было причинами дворцовых переворотов?



- А что являлось основной движущей силой дворцовых переворотов?

- Таким образом, дворцовые перевороты проводились при непосредственном участии гвардии, возникали при попытках пересмотра петровских реформ и не затрагивали основ самодержавного строя, не выходя за стены императорских дворцов.

- О чём же мы говорили сегодня? (А как объединить все перевороты в один временной промежуток?)

- Запишите её в своих рабочих листах.










- Переворот.







- Не выходили за стены императорских дворцов.

- Указ о престолонаследии, борьба дворянских группировок за власть, попытки пересмотреть результаты петровских реформ.

- Гвардия.








- Эпоха дворцовых переворотов.

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33


- Сегодня, исследуя проблему нашего урока, мы сформировали представление о дворцовых переворотах XVIII века в истории государства Российского, определить роль личности в формировании государственной политики, а так же продолжили развивать историческое мышление на основе анализа событий XVIII в.

- Мы рассмотрели лишь четыре дворцовых переворота приведших к смене монархов. Но историки выделяют ещё два. О них вы сможете узнать прочитав дополнительную литературу.




Домашнее задание

- Но о каком монархе мы сегодня ничего не узнали?

- А о эпохе её правления, названной золотым веком Екатерины, разговор состоится на следующем уроке. А чтобы быть успешным при нашем следующем разговоре ознакомьтесь с параграфом № 33 вашего учебника.

- А кто был успешным на сегодняшнем уроке, мы выясним сейчас. Кто, по вашему мнению, в группах заслуживает высокой оценки?


- И теперь хотелось бы вернуться к нашему эпиграфу. Именно тогда в эпоху дворцовых переворотов, когда наследие Петра Великого пытались осмыслить, а чаще пересмотреть и изменить в России укрепилось, причём во всех слоях общества понимание важности самостоятельной национальной политики.

- Екатерина II.



Слайд 34

Слайд 35



Таблица «Эпоха дворцовых переворотов».



Екатерина I (1725 – 1727 гг.)

Петр II (1727 – 1730 гг.)

Анна Ивановна (1730 – 1740)

Иоанн VI (1740 – 1741 гг.)

Елизавета I (1741 – 1761 гг.)

ПетрIII (1761 – 1762 гг.)

Обстоятельства восхождения на престол

- Каков способ занятия трона?

- Что выступало основной движущей силой переворота?

Екатерина I: в результате переворота.

Основная сила – гвардия.

Пётр II: по завещанию Екатерины I

Анна Иоанновна: в результате переворота.

Основная сила – гвардия.

Иоанн VI: по завещанию Анны Иоанновны.

Елизавета I: в результате переворота.

Основная сила – гвардия.

Пётр III: по завещанию Елизаветы I, но свергнут Екатериной II с помощью гвардии

Особенности государственной политики

- Сохранялась ли абсолютная монархия?

- Продолжалась ли политика Петра I?






Екатерина I: не вмешивалась в государственные дела. Страной управлял Верховный тайный совет. Формально преобразования Петра I продолжались, но его соратники все чаще пересматривали его политику.

Пётр II: до его совершеннолетия страной управлял Верховный тайный совет. Россия все дальше уходила от свершений и планов Пе­тра I.

Анна Иоанновна: попытка Верховного тайного совета ограничить абсолютную монархию провалилась.

Порядки, установленные Петром I пересматривались и реформировались.

Иоанн VI: в его краткое правление продолжилась политика Анны Иоанновны.

Елизавета I: абсолютная монархия осталась незыблемой. Продолжилась петровская политика, многие органы управления государством и порядки были восстановлены.

Пётр III: заключение «позорного» для России мира с Пруссией. Манифест о вольности дворянства.

Причины смены монарха.

Оба умерли своей смертью. Пётр II не оставил завещания.


Анна Иоанновна умерла своей смертью.

Иоанн VI был арестован и свергнут с престола.

Елизавета I умерла своей смертью.

Пётр III: убит в результате заговора.


Правление Верховного тайного совета

Засилье немцев

Возвращение к политик петровской эпохи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!