1. Образовательная. Сформировать представление о дворцовых переворотах XVIII века в истории государства Российского.
2. Воспитательная. Определить роль личности в формировании государственной политики.
3. Развивающая. Развивать историческое мышление на основе анализа событий эпохи дворцовых переворотов.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Оборудование |
Создание проблемной ситуации Актуализация знаний | - Именно тогда в России укрепилось понимание важности самостоятельной национальной политики. - Здравствуйте. Меня зовут Марк Викторович. Сегодня мы поговорим о власти в Российском государстве. Кто сейчас является представителем верховной власти в России? - А всегда ли представителем верховной власти был президент? - Например? - Какая императорская династия правила Россией до 1917 года? - Представителями династии Романовых в XVIII столетии являлись Пётр I, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна, Иван VI, Елизавета I, Пётр III, Екатерина II. - Какие имена вам больше знакомы? - А что вы знаете о Петре I и эпохе его правления? - Таким образом наследием Петра I является: После Северной войны Россия превратилась в империю, великую державу, с мнением которой стали считаться в Европе и Азии. Целый ряд реформ в области управления, экономики, в общественном устройстве, в армии и флоте. Преобразования в области культуры Создание промышленности - А так же, указ о престолонаследии, который поставил вопрос о передачи власти в России. Пётр I умер, так и не назвав своего наследника | - Президент. - Нет. - Монарх (или император, царь). - Романовы. - Пётр I и Екатерина II. - Превращение России в великую державу мы связываем с Петром I. | Слайд 1 |
Слайды 2-10 |
Слайд 11 |
Формулирование проблемы | - А почему остальные имена нам менее известны, как вы думаете? ( подсказка - обратите внимание на годы правления). - А почему…? | - Они правили слишком мало или не сделали чего-то запоминающегося. | Слайд 12 |
Гипотезы | - Какие у вас есть предположения решения проблемы? Ваши гипотезы? | - Предлагают свои версии. Принимается любая, даже самая абсурдная. | Слайд 12 |
Открытие нового знания | - Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы необходимо провести исследование исторических событий XVIII века. И тогда мы сможем сказать Почему так часто и быстро сменялись правители Российского государства? - Я предлагаю воспользоваться историческими сведениями, которые находятся у вас на партах и заполнить таблицу, проведя анализ правления царствующих особ. - Для оптимизации процесса исследования предлагаю разделиться на группы (ну, например, так как вы сидите). Одна группа пусть займётся исследованием, например, правления Екатерины I и Петра II, а другая – Анны Иоанновны и Иоанна VI, ну а третья – Елизаветы I и Петра III. - Пожалуйста, представители групп подойдите ко мне и выберите объект исследования. Исследование необходимо провести по следующему плану: Назвать обстоятельства восхождения на престол Определить особенности государственной политики Выявить причины смены монарха - На работу вам отводится пять минут. | Результаты см. ниже. | Слайд 12 |
Слайд 13 |
Обсуждение результатов исследования | - Итак, мы переходим к обсуждению результатов вашего исследования. Теперь вам необходимо заносить в оставшиеся пустыми графы ваших таблиц информацию, полученную другими группами. В процессе обсуждения учитель указывает роль личности Анны Иоанновны в удержании власти в её руках. Роль личности в формировании государственной политики. - Что объединяет эпоху правления… | | Слайды 14-31 |
Итог урока | - Таким образом, подведём итоги нашего исследования. В результате того, что Пётр I не назначил своего преемника, произошёл первый переворот. Анна Иоанновна предотвратила попытку ограничить самодержавие и совершила следующий переворот. Елизавета Петровна, будучи истиной дочерью своего отца, вернула России петровское наследие, совершив ещё один переворот. - Так что же общего в обстоятельствах восхождения на престол многих монархов XVIII века в России? - В результате переворотов выбирали императриц, предотвращали попытки ограничить самодержавие, устраняли неугодных императоров. Но все эти перевороты носят одно название – дворцовые. Как вы думаете почему? - А что же было причинами дворцовых переворотов? - А что являлось основной движущей силой дворцовых переворотов? - Таким образом, дворцовые перевороты проводились при непосредственном участии гвардии, возникали при попытках пересмотра петровских реформ и не затрагивали основ самодержавного строя, не выходя за стены императорских дворцов. - О чём же мы говорили сегодня? (А как объединить все перевороты в один временной промежуток?) - Запишите её в своих рабочих листах. | - Переворот. - Не выходили за стены императорских дворцов. - Указ о престолонаследии, борьба дворянских группировок за власть, попытки пересмотреть результаты петровских реформ. - Гвардия. - Эпоха дворцовых переворотов. | Слайд 31 |
Слайд 32 |
Слайд 33 |
- Сегодня, исследуя проблему нашего урока, мы сформировали представление о дворцовых переворотах XVIII века в истории государства Российского, определить роль личности в формировании государственной политики, а так же продолжили развивать историческое мышление на основе анализа событий XVIII в. - Мы рассмотрели лишь четыре дворцовых переворота приведших к смене монархов. Но историки выделяют ещё два. О них вы сможете узнать прочитав дополнительную литературу. | |
Домашнее задание | - Но о каком монархе мы сегодня ничего не узнали? - А о эпохе её правления, названной золотым веком Екатерины, разговор состоится на следующем уроке. А чтобы быть успешным при нашем следующем разговоре ознакомьтесь с параграфом № 33 вашего учебника. - А кто был успешным на сегодняшнем уроке, мы выясним сейчас. Кто, по вашему мнению, в группах заслуживает высокой оценки? - И теперь хотелось бы вернуться к нашему эпиграфу. Именно тогда в эпоху дворцовых переворотов, когда наследие Петра Великого пытались осмыслить, а чаще пересмотреть и изменить в России укрепилось, причём во всех слоях общества понимание важности самостоятельной национальной политики. | - Екатерина II. |
Слайд 34 |
Слайд 35 |
Таблица «Эпоха дворцовых переворотов».
| Екатерина I (1725 – 1727 гг.) Петр II (1727 – 1730 гг.) | Анна Ивановна (1730 – 1740) Иоанн VI (1740 – 1741 гг.) | Елизавета I (1741 – 1761 гг.) ПетрIII (1761 – 1762 гг.) |
Обстоятельства восхождения на престол - Каков способ занятия трона? - Что выступало основной движущей силой переворота? | Екатерина I: в результате переворота. Основная сила – гвардия. Пётр II: по завещанию Екатерины I | Анна Иоанновна: в результате переворота. Основная сила – гвардия. Иоанн VI: по завещанию Анны Иоанновны. | Елизавета I: в результате переворота. Основная сила – гвардия. Пётр III: по завещанию Елизаветы I, но свергнут Екатериной II с помощью гвардии |
Особенности государственной политики - Сохранялась ли абсолютная монархия? - Продолжалась ли политика Петра I? | Екатерина I: не вмешивалась в государственные дела. Страной управлял Верховный тайный совет. Формально преобразования Петра I продолжались, но его соратники все чаще пересматривали его политику. Пётр II: до его совершеннолетия страной управлял Верховный тайный совет. Россия все дальше уходила от свершений и планов Петра I. | Анна Иоанновна: попытка Верховного тайного совета ограничить абсолютную монархию провалилась. Порядки, установленные Петром I пересматривались и реформировались. Иоанн VI: в его краткое правление продолжилась политика Анны Иоанновны. | Елизавета I: абсолютная монархия осталась незыблемой. Продолжилась петровская политика, многие органы управления государством и порядки были восстановлены. Пётр III: заключение «позорного» для России мира с Пруссией. Манифест о вольности дворянства. |
Причины смены монарха. | Оба умерли своей смертью. Пётр II не оставил завещания. | Анна Иоанновна умерла своей смертью. Иоанн VI был арестован и свергнут с престола. | Елизавета I умерла своей смертью. Пётр III: убит в результате заговора. |
| Правление Верховного тайного совета | Засилье немцев | Возвращение к политик петровской эпохи. |