1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс | 9 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 21 |
Тема урока | Этнос и нация. Россия- многонациональное государство |
Уровень изучения | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России |
Метапредметные Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) |
Предметные Раскрывать смысл понятий этнос, нация; национальное самосознаниеХарактеризовать Россию как многонациональное государство; диалог культур как способ межэтнического и межнационального взаимодействия |
Ключевые слова РЕЛИГИЯ КУЛЬТУРНЫЙ КОД ТЕРРИТОРИЯ МНОГООБРАЗИЕ ЯЗЫК |
Краткое описание На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Диагностическая работа", "Изображение или фото", "Интерактивная статья (параграф учебника)", "Интерактивный справочник терминов и понятий", "Кейсы по работе с информацией", "Обучающие видеоролики", "Тест в формате ГИА". |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Предложите учащимся назвать термины в соответствии с предложенными определениями. На основании выполненной работы предложите сформулировать тему и цель урока, используя следующие слова: узнать, понять, выяснить, определить и т. п. Значение основных понятий по теме урока Интерактивный справочник терминов и понятий |
Этап 1.3. Целеполагание |
Ты узнаешь что такое этнос нации |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Предложите ученикам посмотреть видеоролик «Россия — многонациональное государство». Вы можете как демонстрировать его с дикторским текстом, так и давать собственное объяснение, отключив звук. После просмотра видеоролика предложите учащимся выполнить интерактивные задания. Многонациональное государство Обучающие видеоролики |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Предложите учащимся прочитать статью и на основе данной информации сформулировать значение понятий «народность» и «нация». Работу можно организовать как индивидуально, так и в парах или в группах. В случае затруднений предложите ученикам воспользоваться учебником и/или дополнительными источниками информации, в том числе материалами Интернета. В целях корректировки определений результат выполнения задания лучше проверять фронтально. Предложите учащимся перенести таблицу в тетрадь со всеми заполненными ячейками. Этносы и нации в диалоге культур Кейсы по работе с информацией |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Предложите учащимся прочитать статью и ответить на вопросы: Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»? (Ответ: слово «нация» нередко используется для обозначения этноса — в этом случае можно употреблять термин «этнонация». Однако правильнее словом «нация» (гражданская нация) обозначать всех граждан определенной страны, независимо от их этнических различий). Чем объединены люди, принадлежащие к одной гражданской нации? (Ответ: экономическими и культурными связями, проживанием на территории определенного государства, которое они признают своим Отечеством.) Предложите учащимся сформулировать 3–4 сложных вопроса по материалам предлагаемой статьи. Работу целесообразно организовать в парах или малых группах. Проверку результатов можно организовать по цепочке: одна группа задает вопросы другой и оценивает ответы. Этнос, нация, национальность Интерактивная статья (параграф учебника) |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Предложите учащимся изучить инфографику и таблицу по результатам мониторингового опроса о народном единстве на фоне специальной военной операции. Предложите учащимся самостоятельно сформулировать 2–3 вывода по результатам опроса и записать их в тетрадь. Работу целесообразно организовать в парах или малых группах. При наличии времени можно предложить учащимся самостоятельно составить вопросы для подобного мониторинга. В качестве подведения итога предложите учащимся ответь на вопрос: почему важно отмечать такие праздники, как День народного единства? Народное единство на фоне специальной военной операции Изображение или фото |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Тест в формате ГИА |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Предложите ученикам прочитать текст. Задайте вопросы: 1.Что лежит в основе национальной политики? (Ответ: в ее основе — уважительное отношение к людям всех национальностей, формирование толерантности, установка на сотрудничество и сближение наций. Главной ценностью признается жизнь человека, его права и свободы независимо от национальной принадлежности.) 2. Какая задача у национальной политики? (Ответ: национальная политика призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности. Смысл гуманистической, демократической национальной политики — максимально согласовать интересы разных народов, реализовать их с позиций уважения каждого народа, каждого человека. Важная задача национальной политики — предупреждать, преодолевать возможные конфликты на национальной почве.) Национальная политика в России Интерактивная статья (параграф учебника) |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Предложите учащимся посмотреть видеоролики и выполнить интерактивные задания. Этносы и нации в диалоге культур. Россия — многонациональное государство Обучающие видеоролики Запустить Русский язык как язык межнационального общения Обучающие видеоролики Запустить Речевая культура диалога Обучающие видеоролики |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Предложите учащимся выполнить диагностическую работу по теме урока. Заранее сообщите критерии оценивания. Критерии и шкалу перевода набранных баллов в отметку определите самостоятельно. Максимальный балл за верное выполнение всех заданий теста — 14. Результаты работы могут быть озвучены фронтально. Обсудите с учениками выявленные ошибки, при необходимости повторите материал урока. Национальная политика Российской Федерации Диагностическая работа |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Предложите ученикам выполнить тест в формате ГИА по теме урока. Заранее сообщите критерии оценивания. Критерии и шкалу перевода набранных баллов в отметку определите самостоятельно. Максимальный балл за верное выполнение всех заданий теста — 10. Результаты работы могут быть озвучены фронтально. Обсудите с учениками выявленные ошибки, при необходимости повторите материал урока. Межнациональные отношения Тест в формате ГИА |
Этап 5.1. Рефлексия |
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: - каша в голове - ни в зуб ногой - светлая голова |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Написать кнспект |