Ф. Тютчев «Есть в осени первоначально….»
Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Ход урока.
1. орг момент
2. речевая разминка
(детям раздать карточки со стихотворением).
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
Д. Кедрин
- прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
- какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
- прочитаем с интонацией удивления.
- прочитаем с утвердительной интонацией.
- прочитаем с интонацией раздражения.
- с интонацией восхищения.
- с веселой интонацией.
- а сейчас прочитаем выразительно.
3. введение в тему урока.
- какое время года описано в стихотворении?
- найдите в этом стихотворении приметы осени.
- какие еще признаки осени вам известны?
- Сегодня мы познакомимся с произведением Федора Ивановича Тютчева, будем читать выразительно, разгадывать загадки.
4. работа по теме урока.
1. проверка домашнего задания.
- прочитайте свои тексты об осени.
2. осенние загадки.
(детям раздаются карточки).
- прочитайте самостоятельно загадки, приготовьтесь читать их вслух.
1. Он идет, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь).
2. Тучи нагоняет,
Воет, задувает,
По свету рыщет,
Поет да свищет. (ветер).
3. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся.
Что за желтый снегопад?
Это просто … (листопад).
4. опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нм пришел? (сентябрь).
5. Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь).
5. физмнутка
6. продолжение работы по теме урока.
1. первичное чтение стихотворения.
(читает учитель).
- понравилось ли вам стихотворение?
- да, оно очень красивое. Какие картины осени вы представили?
- о какой поре осени рассказывает поэт?
2. словарная работа.
Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
Серп – ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезания злаков с корня.
- Как вы понимаете выражение «бодрый серп?»
Праздная борозда – отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).
3. работа со средствами выразительности.
- для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение – выразить, представить об образе живого существа.
Метафора – оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.
Эпитет – образное, художественное определение (например, синее море, златые кудри).
- найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры (день хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда).
- как вы понимаете выражение «лучезарные вечера?»
4. выразительное чтение стихотворения.
7 . рефлексия, подведение итогов.
- как называется новый раздел, который мы начали изучать сегодня?
- кто автор стихотворения?
как бы вы озаглавили его?
8. домашнее задание.