СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность (родительское собрание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность (родительское собрание)»

Выступление на родительском собрании по теме:

«Функциональная грамотность как образовательный результат»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Не секрет, что в последнее время в школе уделяют большое количество времени разным инновационным продуктам. Вполне возможно, что термин «функциональная грамотность» знаком Вам и из средств массовой информации, и из уст Ваших детей.

Вот и хочется раскрыть значение этой образовательной технологии, а так же практическое ее применение не только в рамках урочной и внеурочной деятельности в школе, но и за ее пределами, в обычной жизни Ваших детей.

Новый термин «функциональная грамотность», несомненно, вызывает большое количество вопросов со стороны родителей. Особую озабоченность вызывают следующие вопросы:

  • Что такое формирование функциональной грамотности?

  • Зачем это моему ребенку и как это применять в жизни?

  • На каких уроках этому будут обучать?

  • Не приведет ли это к увеличению нагрузки на детей в виде дополнительных домашних заданий и контрольных работ?

Я постараюсь последовательно ответить на эти вопросы и показать, что этот образовательный феномен сможет только расширить возможности обучения для Ваших детей и принести огромную практическую пользу.

В далеком 1957 году ассоциация ЮНЕСКО впервые использовала это понятие, которое предполагало наличие базовых навыков чтения, счета и письма. Именно эти навыки позволяют человеку решать простейшие бытовые задачи.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Если Вы умеете применять знания, полученные в школе для эффективного решения собственных жизненных задач И/ИЛИ умеете находить нужные для этого знания, сведения, информацию, то Вы – ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

- Вы спросите, для чего нужна функциональная грамотность?

Функциональная грамотность ПОМОГАЕТ:

• адекватно выбрать будущую профессию;

• решать бытовые задачи,

• взаимодействовать с людьми,

• организовывать деловые контакты,

• выбирать программы досуга,

• ответственно относиться к обязанностям гражданина,

• ориентироваться в культурном пространстве,

• использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий,

• контактировать с различными социальными структурами и организациями,

• взаимодействовать с природной средой.

Функциональная Неграмотность заключается в том, что человек не может выбрать нужный товар в магазине, ему трудно заполнить документы, квитанции, оплатить счета за электроснабжение, трудно разобраться с инструкцией к электроприборам, не может освоить компьютер, телефон и т.д.

В России международные эксперты обозначили уровень функциональной неграмотности в пределах от 25 до 40 % от общего количества населения страны

С помощью исследования PISA выявлены проблемы российского образования, приведём примеры некоторых из них:

• около 30 % наших учащихся не приступали к выполнению заданий, предполагавших свободную форму ответа;

• только около трети школьников готовы высказывать свое мнение в связи с прочитанным текстом;

• отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работать с различными источниками информации;

• низкий уровень работы с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, графиках, рисунках и др.;

• большинство российских учащихся не умеют применять полученные знания в реальных ситуациях.



Делаем вывод, что под функциональной грамотностью в современном мире подразумевается способность человека использовать свои знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Такие задачи становятся все сложнее и сложнее. Поэтому так важно становится умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и вызовам общества.

Современная школа (как средняя, так и высшая) зачастую дает огромный багаж знаний в различных сферах науки, но теоретические знания и практическое использование полученной информации, к сожалению, далеко не всегда идут рука об руку.

Вот вам пример Во время одной вечеринки для создания необычного эффекта «парения» устроителями праздника в бассейн с водой, был добавлен сухой лед. Однако организаторы не учли, что выделяющийся при химической реакции углекислый газ тяжелее воздуха, а значит, перекрывает доступ кислорода к людям, находящимся в бассейне. Участники этой вечеринки, находящиеся в бассейне получили травмы дыхательных путей .

Самым жутким является тот факт, что одной из участниц была девушка, окончившая химико-фармацевтическую академию, но она не смогла применить свои знания по химии и физиологии, чтобы предотвратить трагедию.

Случай этот трагичный, но, к сожалению, наши дети достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда они не могут применить полученные знания и навыки как в быту, так и в профессиональной деятельности. Основной задачей формирования функциональной грамотности как раз и является преодоление той пропасти, которая лежит между багажом накопленных знаний и способностью их применения в реальной жизни.

Необходимость учиться для жизни, а не для школы – вот что лежит в основе функциональной грамотности.

Функциональная грамотность делится на несколько составляющих:

  • Математическая грамотность

  • Читательская грамотность

  • Естественно-научная грамотность

  • Финансовая грамотность

  • Глобальные компетенции

  • Креативное мышление

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Важнейшим направлением является читательская грамотность, в которой проявляется способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность и умение ориентироваться в тексте и продолжить рассуждения. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Теперь поговорим о самих заданиях на формирование функциональной грамотности. Они отличаются от традиционных задач, так как это задачи вне предметных областей, но при этом опираются как на знания, так и на жизненный опыт учащегося. Отличаются формулировками, часто носят проблемный характер, имеют множество решений. Все задания составлены простым, понятным школьнику языком. В задании моделируется жизненная ситуация, сопровождаемая дополнительными средствами визуализации – графиком, схемой, рисунком или фото.

Задания такого вида постепенно вводятся в разные предметные области, учащиеся начинают встречать их на разных уроках.

В качестве примера могу привести задачи из экзамена по математике для 9-классников, где по рисунку-схеме приусадебного участка предлагается ответить на вопросы различного характера, от простейших:

- Где располагается сарай или теплица?

(Учащиеся по схеме и описанию участка находят номер объекта)

до более сложных, требующих математических вычислений:

- Сколько упаковок плитки требуется купить для мощения дорожки, при условии, что в упаковке находится 3 кв.м. плитки?

(Необходимо вычислить площадь дорожки и произвести деление с остатком)


Какие сложности, могут возникнуть у учащихся при выполнении задач такого вида?

Умение рассмотреть схему и соединить с ней текст. Умение выделить ключевую информацию и понять, как именно записать ответ.

К сожалению, зачастую именно неумение правильно прочитать задание ведет к неправильному выполнению задачи не только по математике, но и по другим предметам учебного цикла. Вне школьных рамок мы встречаемся с ситуациями, когда не только учащиеся, но и взрослые, успешные и образованные люди, испытывают затруднения при заполнении форм или заявлений. А отвечает за эти умения именно функциональная грамотность.

Когда же необходимо начинать формировать функциональную грамотность?

Безусловно, с первых шагов ребенка в школе – с первого класса, когда он сталкивается с первыми задачами по математике, с первыми схемами и рисунками по окружающему миру, таблицами или правилами по русскому языку…

Именно поэтому понятие формирования функциональной грамотности было включено в стандарты начального и основного общего образования приказом Министерства Образования от 31 мая 2021 года.

На данный момент самый большой банк заданий по функциональной грамотности находится на электронной платформе Российской Электронной Школы:

Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.

Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.

Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней , что бы решать сложные жизненные задачи.

В нашем школе введен данный курс в начальном общем образовании и 5-6 классах средней школы, но весь педагогический состав не остается в стороне и учителя стараются включать задания на развитие функциональной грамотности на своих уроках.

Такие задания интегрированы в предметные курсы и не приводят к увеличению домашних заданий

Делая выводы можно сказать, что введенный новый учебный курс Функциональная грамотность не дань моде, а благо и необходимость для подрастающего поколения

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодиться им применять в жизни, когда они вырастут».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!