СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматривается вопрос формирования функциональной (читательской) грамотности, даётся характеристика ключевых читательских умений и требований к текстам для чтения, а также дан пример заданий по формированию читательской грамотности обучающихся 9 класса по тексту, взятого из Открытого банка заданий ОГЭ ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках английского языка»

Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках английского языка   Чистикова Ольга Александровна, учитель английского языка МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 оборонно-спортивной направленности»

Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках английского языка

Чистикова Ольга Александровна,

учитель английского языка МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 оборонно-спортивной направленности»

Направления функциональной грамотности: читательская математическая естественнонаучная финансовая грамотность глобальные компетенции креативное мышление.

Направления функциональной грамотности:

  • читательская
  • математическая
  • естественнонаучная
  • финансовая грамотность
  • глобальные компетенции
  • креативное мышление.
 Читательская грамотность - одна из важнейших составляющих функциональной грамотности. Чтение текста или чтение и обобщение информации - это сложный когнитивный процесс.  В методических указаниях PISA выделены ключевые группы читательских умений:  Найти и извлечь (сообщение или информацию).  Интегрировать и интерпретировать (сообщение).  Осмыслить и оценить (сообщение).

Читательская грамотность - одна из важнейших составляющих функциональной грамотности. Чтение текста или чтение и обобщение информации - это сложный когнитивный процесс. В методических указаниях PISA выделены ключевые группы читательских умений:

  • Найти и извлечь (сообщение или информацию).
  • Интегрировать и интерпретировать (сообщение).
  • Осмыслить и оценить (сообщение).
1. Найти и извлечь (сообщение или информацию):  Просмотр текста и нахождение информации - просмотр текста позволяет выявить необходимую информацию, которая может представлять собой несколько слов, предложений или цифр.  Поиск и извлечение информации из текста - поиск информации среди нескольких текстов позволяет выбрать наиболее подходящий текст с учетом условий задания.

1. Найти и извлечь (сообщение или информацию):

  • Просмотр текста и нахождение информации - просмотр текста позволяет выявить необходимую информацию, которая может представлять собой несколько слов, предложений или цифр.
  • Поиск и извлечение информации из текста - поиск информации среди нескольких текстов позволяет выбрать наиболее подходящий текст с учетом условий задания.
2. Интегрировать и интерпретировать (сообщение):  Выявление буквального смысла - понимание буквального смысла предложений или коротких отрывков, который обычно также заложен в вопросе посредством перефразирования информации, данной в предложении или отрывке.  Обобщение и формулирование выводов - суммирование информации, данной в предложениях или целом отрывке. Такие задания требуют от учащегося сформулировать основную идею, написать краткое изложение или придумать название для отрывка.  Обобщение и формулирование выводов на основании информации, данной в нескольких источниках - интеграция фрагментов информации, извлеченных из двух или более текстов.

2. Интегрировать и интерпретировать (сообщение):

  • Выявление буквального смысла - понимание буквального смысла предложений или коротких отрывков, который обычно также заложен в вопросе посредством перефразирования информации, данной в предложении или отрывке.
  • Обобщение и формулирование выводов - суммирование информации, данной в предложениях или целом отрывке. Такие задания требуют от учащегося сформулировать основную идею, написать краткое изложение или придумать название для отрывка.
  • Обобщение и формулирование выводов на основании информации, данной в нескольких источниках - интеграция фрагментов информации, извлеченных из двух или более текстов.
3. Осмыслить и оценить (сообщение):  Верификация текста - оценка достоверности, актуальности, точности, объективности информации в тексте. Читатели должны оценить источник информации, проанализировать содержание и форму текста, т.е. определить, как автор подает информацию.  Размышление над содержанием и формой - оценка способа выражения точки зрения автора и/или его цели. Такие задания часто требуют от учащегося обратиться к собственному опыту и знаниям, чтобы сравнить и сопоставить разные взгляды или сформулировать свою точку зрения.  Обнаружение и устранение противоречий - определить, как согласуются составные тексты и их фрагменты. Если существуют противоречия, необходимо понять, какими способами их возможно устранить.

3. Осмыслить и оценить (сообщение):

  • Верификация текста - оценка достоверности, актуальности, точности, объективности информации в тексте. Читатели должны оценить источник информации, проанализировать содержание и форму текста, т.е. определить, как автор подает информацию.
  • Размышление над содержанием и формой - оценка способа выражения точки зрения автора и/или его цели. Такие задания часто требуют от учащегося обратиться к собственному опыту и знаниям, чтобы сравнить и сопоставить разные взгляды или сформулировать свою точку зрения.
  • Обнаружение и устранение противоречий - определить, как согласуются составные тексты и их фрагменты. Если существуют противоречия, необходимо понять, какими способами их возможно устранить.
Тексты  для формирования читательской грамотности  Сплошные тексты, состоящие из предложений, объединённых в абзацы.  Несплошные тексты, состоящие из графиков, диаграмм, схем, таблиц и т.д.  Смешанные, объединяющие элементы сплошных и несплошных текстов.

Тексты

для формирования читательской грамотности

  • Сплошные тексты, состоящие из предложений, объединённых в абзацы.
  • Несплошные тексты, состоящие из графиков, диаграмм, схем, таблиц и т.д.
  • Смешанные, объединяющие элементы сплошных и несплошных текстов.
Критерии при выборе текстов:  текст должен быть интересен ученикам;  уровень трудности текста должен соответствовать их возрасту;  текст должен развивать кругозор, содержать новую для учеников информацию;  в тексте могут быть иллюстрации, которые помогут разобраться в содержании, а также будут способствовать развитию познавательной активности.

Критерии при выборе текстов:

  • текст должен быть интересен ученикам;
  • уровень трудности текста должен соответствовать их возрасту;
  • текст должен развивать кругозор, содержать новую для учеников информацию;
  • в тексте могут быть иллюстрации, которые помогут разобраться в содержании, а также будут способствовать развитию познавательной активности.
Разработанное мною задание направлено на развитие читательской грамотности обучающихся 9 класса. Задание составлено на основе текста, взятого из Открытого банка заданий ОГЭ ФИПИ. Задания содержит не менее 3-х вопросов /заданий к тексту на разные уровни понимания и их содержание соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Разработанное мною задание направлено на развитие читательской грамотности обучающихся 9 класса. Задание составлено на основе текста, взятого из Открытого банка заданий ОГЭ ФИПИ. Задания содержит не менее 3-х вопросов /заданий к тексту на разные уровни понимания и их содержание соответствует возрастным особенностям обучающихся.

1. Read the text and choose the best title  A. Buy Nothing Year  B. The Moneyless Man  C. Radical Experiment  For most of us it seems that money makes the world go round. However, not for Mark Boyle who has turned his life into a radical experiment.  Mark Boyle was born in 1979 in Ireland and moved to Great Britain after getting a degree in Business. He set up his own business in Bristol. For six years Mark Boyle managed two organic food companies which made him a good profit.  However, in 2008, he decided to give up earning money. He vowed to live without cash, credit cards, or any other form of finance. Mark Boyle began to realise that many of the world’s problems are just symptoms of a deeper problem. __1__

1. Read the text and choose the best title

A. Buy Nothing Year

B. The Moneyless Man

C. Radical Experiment

For most of us it seems that money makes the world go round. However, not for Mark Boyle who has turned his life into a radical experiment.

Mark Boyle was born in 1979 in Ireland and moved to Great Britain after getting a degree in Business. He set up his own business in Bristol. For six years Mark Boyle managed two organic food companies which made him a good profit.

However, in 2008, he decided to give up earning money. He vowed to live without cash, credit cards, or any other form of finance. Mark Boyle began to realise that many of the world’s problems are just symptoms of a deeper problem. __1__

 Mark sold his house and started preparing himself for his new life. He posted an advert on a website asking for a tent, a caravan (a vehicle for living or travelling) or any other type of a house. Soon an old lady gave him a caravan for free. At least he then had a roof over his head! __2__  He didn't even carry keys as he decided to trust the world a bit more and not lock his caravan. On November 28th (International Buy Nothing Day 2008), he became the Moneyless Man for one whole year.  Everything was different from then on. Mark lived in his caravan on an organic farm where he worked as a volunteer three days a week.  __3__ His food was cooked on a stove, and he washed in a shower made from a plastic bag hanging from a tree, and warmed by the sun.   Even breakfast was different. With no morning coffee to brew, Mark had to find an alternative drink to start the day with. So he drank herbal teas, sometimes with some fresh lemon verbena that he could find near the caravan.

Mark sold his house and started preparing himself for his new life. He posted an advert on a website asking for a tent, a caravan (a vehicle for living or travelling) or any other type of a house. Soon an old lady gave him a caravan for free. At least he then had a roof over his head! __2__ He didn't even carry keys as he decided to trust the world a bit more and not lock his caravan. On November 28th (International Buy Nothing Day 2008), he became the Moneyless Man for one whole year.

Everything was different from then on. Mark lived in his caravan on an organic farm where he worked as a volunteer three days a week. __3__ His food was cooked on a stove, and he washed in a shower made from a plastic bag hanging from a tree, and warmed by the sun. 

Even breakfast was different. With no morning coffee to brew, Mark had to find an alternative drink to start the day with. So he drank herbal teas, sometimes with some fresh lemon verbena that he could find near the caravan. "It's all very good for you: iron, calcium, anti-oxidants," Mark said. 

 Food was the first thing to consider. __4__ : looking for wild food, growing his own food, bartering (exchanging his grown food for something else), and using loads of waste food from shops.   Public interest in his project was divided. While a huge number of people supported him, there was criticism of him, particularly on Internet forums. 

Food was the first thing to consider. __4__ : looking for wild food, growing his own food, bartering (exchanging his grown food for something else), and using loads of waste food from shops. 

Public interest in his project was divided. While a huge number of people supported him, there was criticism of him, particularly on Internet forums. "People are either very positive about what I'm doing or very negative; I think it's about 70 per cent/30 per cent. It's funny, if you don't have a massive plasma TV these days, people think you are an extremist," Mark said. 

People tend to ask Mark what he learnt from a year of a moneyless life. "What have I learned? That friendship, not money, is real security," he answers.  __5__ , which shows in a detailed way the challenges he faced on the road to his new world.

Before giving up money, Mark Boyle ran a successful business.

Read the article again. Five sentences have been removed from the article. Choose from the sentences A-E the one which fits each gap (1-5). A. Mark discovered that there were four ways to find it B . After that, with his pockets empty, Mark was ready to go. C . Mark's remarkable journey is described in his new book
  • Read the article again. Five sentences have been removed from the article. Choose from the sentences A-E the one which fits each gap (1-5).

A. Mark discovered that there were four ways to find it

B . After that, with his pockets empty, Mark was ready to go.

C . Mark's remarkable journey is described in his new book "The Moneyless Man"

D . He thought that money gave people the illusion of independence. 

E . In return he got a piece of land to live on and grow his own vegetables.

III. Read the sentences and write 1(True), 2 (False), 3(Not Stated) A Mark bought an expensive caravan for his new life. B 1) True C Mark’s family approved of his moneyless project. 2) False The only thing Mark couldn’t give up was coffee. D 1) True Mark got food from different sources. 2) False 3) Not stated E 1) True 2) False People’s opinions towards Mark’s project were different. 1) True F 3) Not stated 3) Not stated 2) False 1) True Some of Mark’s fans want to repeat his experiment. 2) False 3) Not stated 1) True 3) Not stated 2) False 3) Not stated

III. Read the sentences and write 1(True), 2 (False), 3(Not Stated)

A

Mark bought an expensive caravan for his new life.

B

1) True

C

Mark’s family approved of his moneyless project.

2) False

The only thing Mark couldn’t give up was coffee.

D

1) True

Mark got food from different sources.

2) False

3) Not stated

E

1) True

2) False

People’s opinions towards Mark’s project were different.

1) True

F

3) Not stated

3) Not stated

2) False

1) True

Some of Mark’s fans want to repeat his experiment.

2) False

3) Not stated

1) True

3) Not stated

2) False

3) Not stated

IV. Answer these questions based on your own opinions. Use evidence from the text to support your ideas. 1. Why did Mark Boyle decide to give up earning money? 2. Living in a caravan isn't fun, is it? 3. Do you think Mark continued his radical experiment after a year of living without money?

IV. Answer these questions based on your own opinions. Use evidence from the text to support your ideas.

1. Why did Mark Boyle decide to give up earning money?

2. Living in a caravan isn't fun, is it?

3. Do you think Mark continued his radical experiment after a year of living without money?

Ссылки на источники  1. Открытый банк заданий ОГЭ ФИПИ [электронный ресурс] URL:http://oge.fipi.ru/os/ xmodules/qprint/ index.php) 2. Читательская грамотность. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. [электронный ресурс].- Москва, 2021 URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Ссылки на источники

1. Открытый банк заданий ОГЭ ФИПИ [электронный ресурс] URL:http://oge.fipi.ru/os/ xmodules/qprint/ index.php)

2. Читательская грамотность. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. [электронный ресурс].- Москва, 2021 URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!