«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках английского языка в 7 классе»
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов, представляющих картину окружающего мира и жизни. По новому образовательному стандарту у современного учащегося необходимо сформировать определённые умения и навыки, которые и являются для нас приоритетным ориентиром при разработке плана занятия. Стандарт требует от нас развивать личность, формировать универсальные учебные действия (УУД) и предметные знания. Универсальные учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, выделение важного, формирование обобщённых знаний, самостоятельного усвоения новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» – умение учиться, саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность.
В наши дни английский язык превратился в международный язык общения, поэтому его изучение поистине актуально. Он постепенно входит во все сферы общественной жизни. Современный выпускник, владеющим иностранным языком, имеет возможность более быстрого карьерного роста в профессиональной деятельности. Английский язык – язык экономических и политических переговоров, дебатов, язык науки и искусства, литературы и образования и многих общественных организаций. В соответствии с этими изменениями методика преподавания английского языка выходит на новый уровень, чтобы соответствовать современным потребностям общества. Урок английского языка становится гибким и разнообразным по технологиям преподавания и насыщенным по использованию новых технических и информационных средств.
Формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку.
Что же такое коммуникация?
Коммуникация — от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать — научный термин (известная также как теория коммуникации, наука о коммуникациях, коммуникационная наука и даже — коммуникология (И. П. Яковлев),
Согласно С. В. Бориснёву, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.
Изучение английского языка в современной школе направлено на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, а также иноязычной коммуникативной компетентности. Цель – дать учащимся новые возможности для общения. Элементы коммуникативных УУД прослеживаются через следующие действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
- понимание своей роли (как я буду взаимодействовать);
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнёра (подсказать товарищу, поддержать).
Коммуникативные УУД помогают ребенку полно и чётко выразить свои мысли в соответствии с задачей коммуникации.
Качество современного образования определяется тем, насколько у обучающихся развиты коммуникативные универсальные учебные действия: способности, качества, определяющие его как ученика, гражданина и участника социума, тем, насколько он может и готов жить среди людей, свободно, активно и полноценно реализуя себя, не нарушая при этом интересы других. Поэтому тема “Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 7 классе” является важной и актуальной, и новизна темы заключается в создании системного подхода к формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования различных педагогических приёмов вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова “универсальные учебные действия” означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Коммуникативные УУД заключаются в формировании умений вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с людьми или особенности информации. Групповые, парные методы работы, а также дебаты, дискуссии, обсуждения в полной мере позволяют развить коммуникативные качества обучающихся. В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: обучающиеся учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, обучающиеся учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
На моих уроках формированию коммуникативных УУД способствует выполнение следующих заданий:
Задание №1. Тема «Кто твой герой? (Пример для подражания)».
Цель: обеспечение социальной компетентности и учёт позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Возраст обучающихся: 13 лет
Форма выполнения: парная или групповая работа под руководством учителя.
Материалы: схемы диалогов, карточки с заданием, учебник.
Описание задания: учащимся 7 класса намного интереснее подготовить свои собственные диалоги, чем отвечать на вопросы учителя. Ученики любят разыгрывать диалоги. Предварительная работа – ребята вместе с учителем разбирают диалог по теме «Кто твой герой? (Пример для подражания)». Далее объединяются в пары или группы, выбирают задание на карточках и составляют диалог на основе прочитанного.
Темы изучаются разные, поэтому и диалоги получаются у обучающихся самые разнообразные и интересные.
Задание №2. «Работа с текстом».
Цель: формирование умений высказывать своё мнение, быть готовым изменить свою точку зрения, понимать концептуальный смысл, интерпретировать (понимать и оценивать) текст.
Возраст обучающихся: 13 лет
Форма выполнения: парная или групповая работа под руководством учителя.
Материалы: карточки с текстом.
Описание задания: Работа в группах (3-4 человека). Текст для групп предоставляется один и тот же. Каждая группа получает конкретное задание: например: 1-я группа должна определить ключевые фразы, 2-я должна рассказать, о чём текст, 3-я – высказать своё мнение по проблеме, 4-я группа должна нарисовать текст. В зависимости от количества обучающихся, можно менять задания. Время выполнения задания 15-20 минут.
Задание №3. «Работа над проектом «Место, где я хотел бы жить».
Цель: формирование умения высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию, умение выслушать точку зрения своих одноклассников и вступать в диалог.
Возраст обучающихся: 13 лет
Форма выполнения: парная, групповая или выступление-монолог.
Материалы: компьютер, видеопроектор, плакат.
Описание задания: обучающимся заранее предлагаются темы проектов или предложение своих тем по согласованию с учителем, предварительная подготовка проекта (поиск, подбор и корректировка нужной информации, обсуждение с учителем), презентация готового проекта перед классом.
Таким образом, происходит формирование коммуникативных универсальных учебных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Обучающиеся договариваются, приходят к общему решению, усваивают навыки культуры общения.
В результате, выполнение подобных заданий ведёт к разностороннему развитию личности и мотивации использования иноязычных знаний на практике, что позволяет мне увидеть результаты своей деятельности, выяснить, что получается у ребят, а что нет, и получить радость от проделанной успешной работы.