ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Автор: Медникова Инна Александровна
учитель начальных классов
2018-2019 учебный год
«Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда»
В.А. Сухомлинский
Предметные результаты освоения основной образовательной программы с учётом специфики содержания предметных областей по литературному чтению должны отражать:
- понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
-понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения дополнительной информации.
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА
Критерии чтения
Осознан
Вырази
Способ
Правиль
ность
тельность
чтения
ность
Темп
Комплекс методических упражнений
для развития скорости чтения
- Зрительные диктанты по методике И.Т.Федоренко.
- Упражнение «Пол-арбуза»;
- упражнение «Глаз-алмаз»;
- упражнение «Потерянные буквы»;
- упражнение «Шерлок»;
- упражнение «Зазеркалье»;
- упражнение «Партизан»;
- упражнение «Эх, раз! Еще раз!»
Пример блоков
зрительных диктантов
по методике И.Т. Федоренко
Блок 2
Блок 1
Блок 3
Трещат морозы.
Прилетели птички.
Тает снег.
Идёт дождь.
Я ищу землянику.
Ярко светит солнце.
Небо хмурое.
В лесу росла ель.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Коля заболел.
Наступила осень.
Запели птицы.
Дни стали короче.
Подул резкий ветер.
Поле опустело.
Зоя прилежно учится.
В лесу много берёз.
Блок 4
Блок 5
Дятел долбит дерево.
Солнышко светит и греет.
Я хочу посадить цветы.
Федя решал задачу у доски.
Иней запушил деревья.
Загорелась в небе зорька.
Без воды цветы завянут.
На деревьях сверкал иней.
Город Киев стоит на Днепре.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.
В лесу собирают землянику.
Увеличение угла обзора зрения
Упражнение «Глаз-алмаз»
2
16
7
19
21
11
10
3
14
23
5
17
1
15
6
18
24
8
9
22
20
4
13
25
12
Упражнение «Зазеркалье»
Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?
Комплекс методических упражнений
для формирования выразительного чтения
- Артикуляционная гимнастика;
- чтение скороговорок, пословиц;
- упражнение «Весна пришла»;
- упражнение на отработку логического ударения;
- упражнение «Голос»;
- чтение “спотыкаясь о камушки”;
- упражнение «Настроение»;
- упражнение для усвоения норм культуры произношения.
Орфоэпическая зарядка
средства, свёкла, кухон-ный, ремень, каталог,
звонит, начать, газопро-вод, щавель, новорож-
дённый
ДИАГНОСТИКА В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Спасибо за внимание!