ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ
УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
СЛАЙД 1. Доброе утро, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Формирование навыков чтения как залог успешного личностного развития». Я буду говорить об учащихся 1-4 классов, но вообще эта проблема общешкольная и решать ее необходимо всем педагогам 1-11 классов сообща.
СЛАЙД 2. Знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «…Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».
Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но находить и осмысливать нужную информацию. Чтение - один из основных видов получения информации. Формирование навыка чтения становится не роскошью, а подлинной необходимостью, и его развитие по сей день считается одной из важнейших задач педагогов начального звена.
Изменение в Российском образовании и преобразование в обществе требует от педагога нового подхода к процессу обучения. Школа должна способствовать раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, воспитанию интереса к учебе и стремления к духовному росту, к здоровому образу жизни и подготовке к профессиональной деятельности.
СЛАЙД 3. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования говорится, что предметные результаты освоения основной образовательной программы по литературному чтению должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
-осознание значимости чтения для личного развития;
-понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения дополнительной информации.
СЛАЙД 4. В настоящее время состояние умения читать у младших школьников значительно отстает от необходимого уровня, что сильнейшим образом сказывается на их успеваемости. Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми, поэтому, недостаточно сформированный навык чтения у школьника создаёт трудности в изучении русского языка. На уроках математики часто учащиеся не умеют решать задачи, потому что не могут правильно прочитать и понять их смысл. Читая книги, ребёнок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Если ученик отстаёт в чтении, у него возникнут проблемы в изучении устных предметов как в начальной школе, так и в среднем звене, в написании творческих работ на уроках русского языка, а также в общении с одноклассниками и взрослыми людьми. Читая книгу, ребёнок развивается эмоционально, чтение является мощным источником развития интеллекта. Поэтому успешность развития ребенка находится в прямой зависимости от его начитанности.
В связи с этим в нашей школе с 3 четверти 2017-2018 учебного года учащиеся 2 Б и 2 Д класса участвуют в трехгодичном инновационном проекте «Развитие базовых учебных навыков в начальной школе», акцент в котором сделан на развитие навыков чтения.
СЛАЙД 5. Работа началась с проведения диагностики уровня читательских навыков учащихся 2Б и 2Д классов. Диагностика проводилась по следующим критериям: осознанность прочитанного, способ чтения, выразительность, правильность чтения, темп чтения. На диаграмме Вы видите качество обучения, уровень обученности и средний балл в экспериментальных классах на начало проведения эксперимента.
СЛАЙД 6. При анализе диагностики выяснилось, что уровень развития навыков чтения у учащихся 2Б и 2Д класса является недостаточным. В связи с тем, что 20,4 % учащихся 2-х классов не выполняют норму по темпу чтения, в 3 четверти целью нашей работы стало развитие скорости чтения. Для этого был использован комплекс методических упражнений, названия которых Вы видите на слайде. Я остановлюсь на некоторых из них.
СЛАЙД 7. Зрительные диктанты по методике И.Т.Федоренко
Примеры блоков предложений перед Вами на слайде. Учащимся нужно за определённое время не только прочитать, но и запомнить каждое предложение в рамках набора и написать его. Работу над блоками необходимо проводить ежедневно. Если делать перерывы, результата не будет, поэтому работа по данной методике осуществлялась 5 раз в неделю. Методика рассчитана на 54 дня и выполнение её занимает минимум 10 минут урока. Недостаток в использовании данной методики в том, что сокращается время на уроке на изучение нового материала, особенно если на этом же уроке использовались другие упражнения. Также учащиеся имеют разный уровень скорости чтения на начало использования методики, а прочитать весь блок должен каждый ученик в классе. Поэтому над одним блоком мы работали несколько дней и хорошо читающие дети теряют интерес к работе, учителю приходится прибегать к дополнительным методам стимулирования. Несмотря на это работа по данной методике даёт хороший результат: дети заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма; увеличивают скорость чтения.
Вместе со зрительными диктантами использовались другие упражнения.
СЛАЙД 8. Упражнение «Глаз-алмаз»
Направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу или целую строку целиком.
Каждому ребёнку дается прямоугольник, который Вы видите на слайде. Учитель называет цифры по порядку, а школьник должен успеть найти и показать эту цифру. Одна таблица использовалась 2-3 раза, а затем таблицы менялись. Ребята старались, чтобы про каждого после выполнения упражнения сказали: - «У тебя глаз-алмаз!». Упражнение мы успевали выполнять каждый день, так как на его выполнение отводилась всего 2 минуты.
Нравилось детям выполнять упражнение «Зазеркалье», когда они читали строчки в книге слева направо. При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов. Упражнение использовали при чтении текста, заданного на дом, причем дети заранее не предупреждались об этом и для них это всегда было неожиданным.
СЛАЙД 9. При анализе входной диагностики выяснилось, что больше половины учащихся экспериментальных классов (63,3 %) читали текст монотонно, не делая пауз там, где стояли знаки препинания, некоторые не выделяли голосом не только ключевые слова, но и конец предложения. Поэтому в 4 четверти целью работы стало формирование выразительного чтения.
СЛАЙД 10. В начале урока проводилась артикуляционная гимнастика в комплексе с упражнениями, которые отображены на слайде. Проводились упражнения для усвоения норм культуры произношения. На слайде Вы видите слова, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров и часто делают ошибки в постановке ударения. Каждый ученик произносит очередное слово, помечает ударение. По итогам нескольких таких «зарядок» проводим соревнование на знание «хитрых» слов.
С помощью родителей вёлся контроль за домашним чтением учащихся. Также ребята посещали занятия школьного логопеда и психолога, что тоже очень помогало в работе.
Все выше перечисленные упражнения выполнялись систематически и в комплексе. Разработаны методические рекомендации, в которых Вы можете подробнее ознакомиться со всеми применяемыми методическими приёмами.
СЛАЙД 11. В конце учебного года во 2Б и 2Д классах была проведена повторная диагностика. На диаграмме Вы видите сравнительный анализ результатов входной диагностики и диагностики в конце учебного года в экспериментальных классах по следующим показателям: качество обучения, уровень обученности и средний балл. Видно, что в результате проделанной работы в обоих классах эти показатели стали выше. У детей возникает интерес к чтению, появилась беглость и осмысленность чтения, повысилась успеваемость.
В конце 2017-2018 учебного года разработаны методические рекомендации, в которых учителя начальных классов могут подробнее ознакомиться со всеми применяемыми методическими приёмами. Учителя, работающие во вторых классах, будут работать с использованием данных методик.
В экспериментальных классах в этом учебном году будет вестись работа не только над развитием техники чтения, но и над формированием смыслового чтения, которое определено ФГОС как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
СЛАЙД 12. В конце своего выступления я хочу поздравить всех с началом учебного года, пожелать Вам здоровья, благополучия и творческих успехов!
СЛАЙД 13. Спасибо за внимание!