СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование пространственных представлений у детей второй группы раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.И наша задача помочь  развитию пространственного воображения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственных представлений у детей второй группы раннего возраста»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО

ВОЗРАСТА

Мальцева Елена Алексеевна

Пространственное ориентирование — это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.

Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела. Можно выделить следующие этапы организации педагогической работы в этом направлении: осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта; освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом; определение степени удалённости предмета от собственного тела.

Работа с самыми маленькими детьми начинается с выработки умений ориентироваться в частях своего тела и умение различать соответствующие им пространственные направления ( впереди - там, где лицо, позади - там, где спина, справа (направо) - там, где правая рука , слева (налево) - там, где левая рука).

Особо важной задачей является различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела. Развитие пространственных представлений этого блока в дошкольном детстве подчиняется одному из главных законов развития - закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно - топологические представления).

В норме все эти представления формируются уже к трем годам. На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку.

Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может получать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Вот по чему на занятиях и в режимных моментах, следует широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Начинается всё с того, что малышей нужно обучить называть и различать части своего тела: руки, ноги, голова, носик, глазки, ротик и т.д. Также нужно выделять симметричные части тела и учить различать право и лево.

Закрепляются же полученные детьми знания при проведении различных дидактических игр, где требуется показать правильно, назвать, ответить, проработать все эти моменты с различными игрушечными персонажами. Чтобы дети было правильно определяли левую и правую части своего тела, надо знакомить с ними одновременно, подчеркнув различия их функций: правой ручкой мы держим ложку, а левой - можем взять кусочек хлеба. Во время умывания или одевания называются части тела и лица: «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб», «Надень на голову шапку», «Повяжи на шею шарф». Очень важно побуждать самого малыша к называнию частей тела и лица. Важно, чтобы при проведении игр внимание ребёнка было сосредоточено не только на самих процессах - умывания, одевания. В игре нужно проследить, чтобы ребенок сам называл, или повторял за воспитателем, названия частей тела и лица.

Детей одновременно упражняют в различении парных взаимно обратных направлений: вверху - внизу, спереди - сзади, слева - справа (левая - правая), так как формирование представлений об одном из них опирается на формирование представлении о другом.

Игры и игровые упражнения.

Оденем куклу.

Примерный ход игры: перед ребёнком – кукла и предметы одежды для неё. Взрослый или мама просит ребёнка застегнуть пуговицы спереди (сзади), завязать шарф спереди (сзади), надеть шапку на голову, а туфельки на ноги и т.д.

Утренняя гимнастика для кукол.

Ход игры: перед ребёнком куклы. Взрослый просит: «Подними руку куклы вверх, отставь ее ножку назад, расскажи, что ты сделал».

Кто где?

Ход игры: перед ребёнком игрушки. Взрослый просит: «Возьми куклу, посади впереди себя. Возьми машинку, поставь её позади себя. Расскажи, что и где находится».

Расскажи, что видишь?

Ход игры. Вокруг ребёнка расставляют на разном расстоянии игрушки. Взрослый спрашивает: «Скажи, какие игрушки далеко от тебя? А какие близко?»

Аналогично выстраивается работа при уточнении понятий «высоко», «низко», «между», «выше», «ниже», «дальше», «ближе»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!