СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование рефлексивных умений младших школьников во внеурочной деятельности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, рефлексия сегодня является одним из основных этапов каждого урока и внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Формирование рефлексивных умений младших школьников во внеурочной деятельности»

Формирование рефлексивных умений младших школьников во внеурочной деятельности


Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

 Рефлексивные умения — это умения анализировать трудности, креативно регулировать свою деятельность и моделировать новую. Они позволяют человеку осуществлять поиск причины затруднений.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

Установлено, что на этапе начального обучения младший школьник должен овладеть такими рефлексивными умениями как самоконтроль (самоанализ и самокоррекция) и самооценка

Успешность обучения учащихся начальной школы определяется уровнем развития у них учебной рефлексии. Который, в свою очередь, определяется уровнем развития контрольно-оценочных умений и навыков.

Основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений можно сформулировать следующим образом

  • рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;

  • рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;

  • рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;

  • рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.


В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, рефлексия сегодня является одним из основных этапов каждого урока и внеурочной деятельности, причем внеурочная деятельность имеет 2 весомых преимущества по сравнению с обычным уроком:

  1. На внеурочном занятии бывает меньшее количество учеников, что позволяет отслеживать развитие каждого из них, осуществить индивидуальный подход, который практически невозможен в классе, где находится до 30 человек;

  2. Возможность постоянно использовать творческие задания, ведь именно они способны развить в ребенке не только интерес к процессу познания.


Я провожу курс внеурочных занятий с учащимися 1 класса «Я – школьник. Азбука успеха».

Программа данного курса развивающих занятий выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д.

Одной из задач курса является формирование у учащихся первых классов следующих рефлексивных умений: адекватно воспринимать себя; определять результаты деятельности; соотносить результаты с целью деятельности; определять наличие ошибок в собственном поведении; описывать свои эмоции.

Занятия курса отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младших школьников, особенно для первоклассников. Дети на этих занятиях учатся сами оценивают свои успехи. Это способствует созданию особого положительного эмоционального фона: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Используемые методы и приёмы:

  • развивающие игры, упражнения;

  • мозговой штурм;

  • логически-поисковые задания;

  • коррегирующая гимнастика для глаз;

  • кинезиологические упражнения;

  • свободное общение;

  • создание ситуации успеха;

  • рефлексия

Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Процесс рефлексии многогранен, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

В младших школьном возрасте рефлексия заключается:

  • в осознании того, что было сделано;

  • в возможности задуматься над повышением качества работы;

  • в анализе собственного процесса учения.

На своих занятиях развитие рефлекторных умений я строила по следующим этапам:

1) формирование умения обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного;

2) формирование умения учащихся указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

3) формирование умения рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»;

4) формирование умения критично, но не категорично анализировать мысли и действия других учащихся.

Ориентируясь на различные рефлексивные технологии, используемые в начальной школе я применяю на занятиях следующие упражнения: 

Рефлексия деятельности

«Лесенка успеха»; «Флажок успеха», «Правила поведения на занятиях».

  • «Лесенка успеха» - инструкция «На верхней ступеньке находятся все дети, которые выполняли задания без ошибок, красиво. На нижней ступеньке – те, кто допустил много ошибок, плохо слушал, как нужно выполнять задания. На средней ступеньке – те, кто допустил мало ошибок. На какую ступеньку ты себя поставишь?»

  • «Флажок успеха» более усложненный вариант задания «Лесенка», где инструкция звучит так «Закрась флажок красным если получилось всё отлично, ошибок не было. Жёлтый – получилось всё хорошо. Синий – не получилось так, как хотелось

  • «Правила поведения на занятиях» - после озвучивания правил поведения на занятии, детям предлагается назвать, какие они уже умеют выполнять, какие будут учиться не нарушать, а какие еще не получается выполнить.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  • Детям предлагаются картинки с изображением лица, с заданием «подумай и ответь. Какое у тебя настроение после занятия? Объясни, почему»

Рефлексия содержания учебного материала

  • Учащиеся отвечают на вопросы, которые позволяют осуществить самоанализ, дать качественную оценку занятия, отношение к заданиям (понравилось/не понравилось; легко/сложно)

Фрагмент занятия с рефлексией содержания учебного материала я предлагаю вам посмотреть.


Выводы:

Рефлексия на внеурочном занятие – это совместная деятельность учащихся и педагога, способствующая психическому развитию детей, которое поможет подняться им до уровня школьной зрелости и адаптироваться к процессу обучения в школе; поможет в преодолении интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитии познавательных способностей, творческого потенциала каждого ребёнка.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!