Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Глаголева Юлия Игоревна, к.п.н., заведующий кафедрой начального образования СПб АППО
Вопросы
- Понятие «регулятивные УУД». Кодификатор универсальных учебных действий.
- Проектирование урока математики. Метапредметные планируемые результаты.
- Планирование деятельности учащихся на уроке математики в начальной школе с использованием пособий издательства «УЧЛИТ» «Справочник по математике», «Контрольно-измерительные материалы»
Универсальные учебные действия
- ФГОС НОО
- 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся , освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- – личностным;
- – метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться , и межпредметными понятиями;
- – предметным.
Примерная ООП НОО
- Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности . К ним относятся:
- - целеполагание;
- - планирование;
- - прогнозирование;
- - контроль;
- - коррекция;
- - оценка;
- - саморегуляция.
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Кодификатор УУД
Группы УУД
Регулятивные
1 класс
Цель: диагностика готовности к формированию УУД
2 класс
Контроль (сличение результата с эталоном)
Планирование – составление плана и последовательности действий
Цель: диагностика процесса формирования УУД
3 класс
Контроль (сличение результата с эталоном)
4 класс
Цель: диагностика процесса формирования УУД
Планирование – составление плана и последовательности действий
Контроль (сличение результата с эталоном) и оценка результатов работы
Цель: диагностика процесса формирования УУД
5 класс
Планирование – составление плана и последовательности действий
Планирование – составление плана и последовательности действий
Контроль (сличение результата с эталоном) и оценка результатов работы
Цель: диагностика достижения метапредметных планируемых результатов ФГОС НОО
Коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия
Контроль (сличение результата с эталоном) и оценка результатов работы
Коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия
Коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия
ПООП НОО «Математика и информатика»
- В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач ; различения способа и результата действия ; выбора способа достижения поставленной цели ; использования знаковосимволических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
Проектирование урока математики
- Формирование регулятивных УУД на уроках разных типов
- Урок открытия нового знания Урок закрепления и обобщения (рефлексии) Урок развивающего контроля
- Урок открытия нового знания
- Урок закрепления и обобщения (рефлексии)
- Урок развивающего контроля
Планирование деятельности учащихся на уроке математики в начальной школе с использованием пособия издательства «УЧЛИТ» «Справочник по математике»
Структура пособия
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно
- Пример:
- Задание: выполни деление с остатком 53 : 14
- Проблема: известный способ неудобен (трудно подобрать число, которое делится на 14 без остатка)
- Учебная задача: узнать, есть ли другие способы деления с остатком
- Определяю, каким разделом справочника могу воспользоваться
- Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
- Прогнозирование — предвосхищение результата
- - Контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- - Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий для достижения цели
- Заказать: Торговый дом «Абрис» Сайт: www.tdabris.ru Тел.: +7 (495) 229-67-59 E-mail: [email protected] Получить консультацию: Вартанян Вера Васильевна, руководитель отдела продвижения 8(916)247-79-08 8(926)292-80-14 e-mail: [email protected] [email protected]