СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальной активности учащихся- создание условий образовательной среды, направленной на социализацию личности обучающихся (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

С целью раскрытия творческих способностей учащихся использую технологию творческого развития( творчества), взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развитию критического мышления) . Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. 

Просмотр содержимого документа
«пантелеева выступление педсовет»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 29»


Формирование социальной активности учащихся- создание условий образовательной
среды, направленной на социализацию личности обучающихся

(из опыта работы)


Выступление подготовил учитель начальных классов Пантелеева Т. М.


Дзержинск


2015




«Самореализация и социализация личности»

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику.

• Основные направления воспитания осуществляются через уклад школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования, и включают различные виды

деятельности детей: урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. _

Урочная деятельность.

Урок -место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления необходимо соотносить свои действия и действия других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все учебные предметы, изучаемые в школе, важны.

Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности

Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности

учащихся.

В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое представлено виде авторского педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить -

И крылья обретут ребята!»

С целью раскрытия творческих способностей учащихся использую технологию творческого развития( творчества), взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развитию критического мышления) . Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.

Цель применения технологии: воспитание общественно-активной творческой личности,
способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение правового'



демократического общества. Развить творческие способности позволяют технологии ( техники) креативности:

Метод смыслового видения.

Синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ, cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Кроме того. Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, средство творческого самовыражения, позволяет каждому ребенку почувствовать себя творцом.

Синквейн - пишется в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

  1. строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

  2. строка - два прилагательных.

  3. строка - три глагола.

  4. строка - фраза, несущая определенный смысл.

  5. строка -резюме, вывод, одно слово, существительное, как правило, синоним 1 строки.

Метод символического видения

Ментальные карты

*Майндмэппинг ( mindmapping, ментальные карты) является эффективной техникой визуализации мышления. Ее используют в процессе выработки новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.

В центре карты (лист ватмана) записывается ключевое понятие (СКАЗКА), ученики записывают в процессе урока возникающие у них мысли и чувства .

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ, brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Правила проведения:

    • Критика запрещена.

    • Придумывайте как можно больше идей

    • Подхватывайте и развивайте идеи других.




Шесть шляп мышления

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) —один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную.

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить

внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. .

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

Правила использования шляп

  1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

  2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

  3. При смене одной шляпы на другую-происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею

Мыслительные стулья Диснея

Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.





Стул мечтателя

Что должен делать человек, который стал мечтателем? Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями, а лучше всего какими-то не возможностями, что-то из области того, что на сегодняшний день малореальное.

Стул реалиста.

На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения. Для этого желательно выбрать короткий и целесообразный путь. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным.

Стул критика.

В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в . этих идеях? А можно ли их использовать с учётом сегодняшнего дня?

В результате систематической и целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями, и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского уровня интеллектуальный конкурс «КЛАССИКИ»( «Школа юных читателей», « Школа юных художников», «Зелёная математика» и т.д.)

Наши исследования показали, что дети в младшем школьном возрасте уже задумываются над проблемой смысла жизни, жизненных ценностей в различных ее аспектах: ради чего живет человек на свете, что в жизни самое главное, к чему в жизни надо обязательно стремиться, а чего остерегаться и не допускать. Изучая представления первоклассников о главных жизненных ценностях, мы обнаружили, что в качестве ведущих ценностей дети осознают: саму жизнь, семью, здоровье, деньги, иметь друзей, Бога. При проведении позиционно- оценочного аспекта социального опыта ребенка с помощью проективных вопросников, например: “Когда я буду взрослым...”, “Я очень люблю...”, “Больше всего на свете я боюсь …», первоклассники отвечали, что счастье - когда счастливая семья, все дружны, мечта - когда веселье, подарки . Для изучения ситуации социального опыта нами.



были проведены игры “Если бы я был”, “Волшебный сундучок”. Каждый играющий записывает на карточке свое имя. А на обороте самое главное качество. Все карточки помещаются в волшебный сундучок. В этой игре очень важен высокий градус гуманизации отношений детей, переживание себя как достойного человека. Игра “Кто есть я?” - повышение самооценки учащихся. Проведены методики Интервью “Волшебный мир”, метод Фантастического выбора. Чтобы лучше познать себя, близких, одноклассников нам помогают занятия «Уроки для души»

В основе моей воспитательной работы с классом лежит педагогика общей заботы. Разработанная Игорем Петровичем Ивановым почти полвека назад, она и сейчас остается нужной нам и незаменимой. Дети полны энергии, жаждут и торопятся действовать. И если мы хотим влиять на их духовное, нравственное развитие, то должны предлагать им дело за делом. Вряд ли можно стать трудолюбивым, не проявляя трудолюбия, стать добрым,' не делая ничего доброго. Но такую деятельность надо предлагать детям умело и самим участвовать в ней. На организацию совместной полезной деятельности как раз и направлена педагогика общей заботы.

Воспитательная система реализуется через технологию соуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Цель воспитательной работы - свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.

Вся деятельность организуется в соответствии с принципами педагогики общей заботы:

  • забота об окружающих людях

Проект «Лесная аптека»

Цель проекта - познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в классе, использовать знания для укрепления здоровья семьи.

К открытию лесной аптеки дети готовятся в классе. Лесная аптека откроется для родителей. Дети расскажут им о лекарственных растениях, своих походах-исследованиях.

Ребята учатся вести простейшую исследовательскую работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Эта деятельность способствует установлению истинности их знаний, делать выводы, учит вести документацию: дневники наблюдений, дневники юного исследователя. Ребята учатся применять полученные знания в процессе уроков и кружка «Юный эколог».

Важно здесь и то, что в исследовательскую работу активно включаются и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

  • творчество (Каждое дело - творчески, по-иному просто нет смысла) Поделки «Осенняя (Ьантазия». «Креативная елка», «Новогодний серпантин». «Моя родословная» Создание древа жизни совместно с родителями.

  • коллективность (как средство самовоспитания)

Конкурс «Смотра строя и песни», «История армии родной».

  • содружество старших и младших учеников, взрослых и детей

«День Знаний встречаем всей семьей», «Праздник Урожая»

  • занимательность, игра;

Проект «Новый год шагает по планете», праздники «Вперед, мальчишки», «А ну - ка. девочки!»

полезность дела (для школы, для конкретных людей, для окружения)

Проект «День пожилого человека»



Проект «Птичья столовая»

Проект осуществляется в зимнее время. Суть его - в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть.

Открытие птичьей «столовой» проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют-кормушки, насыпают корм. В процессе наблюдения ученики ведут Дневник юного исследователя, в котором записывают виды зимующих птиц, делают их описание, зарисовки.

Составление листовок «Охраняйте первоцветы»

бескорыстие;

радостное настроение

Немалую роль в развитии детей играет театральный кружок «Актёр», «Маленькая страна». Основной целью работы кружка является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области, развитие дарований, имеющих выдающиеся природные способности. Создание спектакля с детьми очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

При организации соуправления действует система чередования поручений, чтобы каждый ребёнок попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности. Смена поручений с обязательным подведением итогов коллективного и индивидуального их выполнения происходит на классном собрании.

Основными формами работы являются общий сбор класса, коллективные творческие дела, игры-путешествия, ролевые, имитационные игры, акции, беседы, походы, экскурсии, соревнования, конкурсы, операция «Забота», разговор у свечи.

В процессе сотрудничества классного руководителя, учащихся и их родителей сложилась система воспитательной работы, становление которой проходило в несколько этапов.

  1. й этап «Будем знакомы» (1-й класс)

Задача - изучение интересов, потребностей, склонностей первоклассников. Формы работы: часы общения «Давайте познакомимся», «Что я вижу, чем живу», «Познай себя»; анкетирование «Мои увлечения», «Я и моя семья», «Мир моих занятий».

  1. й этап «Ребята! Давайте жить дружно!» (2-й класс - деятельность по сплочению школьного коллектива)

Задача - создание благоприятных условий для формирования психологического микроклимата в классе. Формы работы: походы по.родному краю, дни именинника, творческие конкурсы, отчёт о работе класса на родительском собрании «Вот и стали мы на год взрослей».

  1. й этап «Что один не сделает - сделаем вместе» (3-4 классы - развитие соуправления в классе)

Задача - воспитание самостоятельности. Развитие умения организовать коллективное творчество. Все учащиеся заняты в работе классных ученических экипажей. Каждый экипаж избирает из своего состава командира. У каждого члена экипажа есть свои обязанности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!