СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках проектной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья может быть полезна учителям технологии, внеурочной деятельности. педагогам дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках проектной деятельности»

Формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках проектной деятельности

Основным направлением модернизации современного образования является развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми видами деятельности. Важную роль при этом играет метод проектов, который позволяет учащимся овладеть организационно-практической деятельностью, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи и материальные ценности.

Главной целью педагога является формирование универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в современном образовательном пространстве, включающее формирование компетенций обучающихся в области использования учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Универсальные учебные действия включают в себя личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает большие возможности для повышения качества обучения и позволит каждому учащемуся раскрыть свой творческий потенциал. Творческий проект-это самостоятельная итоговая работа учащегося за учебный год.

Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Творческий проект по технологии состоит из 2-х частей: 1 часть - это техническая документация на изготовление проекта, 2-я – сам проект, т.е. реально изготовленное изделие. Техническая документация проекта содержит чертежи изделия, эскизы, технологическую карту на изготовление проекта, описание технологии конструирования и изготовления проекта, расчет себестоимости проекта и его оценки. Качество выполнения проекта зависит от полученных знаний, а также от умений и навыков, приобретенных на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Занятия по творческому проектированию проводятся в мастерских школы, которые позволяют создать оптимальную организацию учебного процесса при наличии необходимого набора оборудования, материалов и дидактических средств. В оформлении кабинетов технологии, помещений для кружковой работы художественной направленности следует исходить из принципа наглядности. Учебный материал должен привлекать внимание качеством выполнения, быть актуальным, доступным для понимания. Нами эффективно используется уголок проектов, инструкционные технологические карты, карточки-задания, рабочие тетради по творческим проектам, альбомы по темам: «Вышивка», «Вышивка лентами», «Вязание», буклеты, материалы работы кружков, фотографии посещения выставок декоративно-прикладного творчества.

В «Уголке проектов» учащиеся могут найти информацию, необходимую на любом этапе работы над проектом. Такой стенд дает возможность готовиться к некоторым вопросам самостоятельно. Материал на нем сменный, его можно менять в зависимости от возраста учащихся и тем проектов.

При прохождении разделов учебного материала учащиеся чаще всего выбирают проекты декоративно-прикладной направленности. Так, например, учащиеся 8-х классов выбрали работу над проектом «Игрушки - талисманы». В условиях достаточно трудной экономической ситуации в стране особой популярностью пользуются «бюджетные» проекты, например, проект «Поделки из бросового материала», в ходе реализации которого используются упаковочный картон, пластиковые бутылки и т.п. материалы.

Выполнению этих и других проектов способствует отлаженная учебно-материальная база.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Литова З.А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: Учебное пособие. — Курск: Изд-во КГУ, 2008.—163с.

  2. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 кпасс: методическое пособие/ Н.В.Синица.—М.: Вентана-Граф, 2013.—144с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!