«Формирование регулятивных УУД на уроках математики при решении текстовых задач»
Регулятивные УУД , формируемые при решении текстовых задач :
Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её.
Составление плана решения задачи, проговаривая последовательность выполнения действий.
Применять установленные правила при планировании способа решения задачи.
Умение работать по плану.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения плана решения задачи.
Сверять свои действия с целью, соотносить выполненное задание с образцом и, при необходимости, исправлять ошибки.
Сравнивать различные варианты решения, осуществлять поиск разных способов решения, выбирать наиболее рациональный.
Умение работать с учебной книгой.
Что включает в себя фраза «РЕШИТЬ ЗАДАЧУ»
- переход от условия задачи к ответу на её вопрос
- запись решения задачи ( оформление )
- методы и способы решения задачи
- самоконтроль
Подходы к решению задач
1) частный ( основан на видах, типах задач )
2) общий ( 4 этапа решения любой задачи )
Общий подход решения задач.
I. Анализ текста задачи – ПОНЯТЬ ЗАДАЧУ
является центральным компонентом приема решения задач. Начинать решение задачи надо не со слов «Как решить задачу», а задать вопросы «О чём задача?», «Что обозначает это слово ? »
ЦЕЛЬ – понять задачу, т.е. установить смысл каждого слова ( лексика ), словосочетания, предложения и на этой основе выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование.
ПРИЁМЫ :
- правильное и скоростное чтение ; умение слушать при восприятии задачи на слух.
- разбиение текста на смысловые части
- переформулировка текста задачи
- исключение части текста, не влияющей на результат решения
- замена некоторых слов синонимами или другими словами, близкими по смыслу
- дополнение текста пояснениями
- замена числовых данных буквенными и наоборот
- построение моделей различного вида ( т.е. перевод информации в другую форму )
- предметной ( показ задачи на конкретных предметах, в лицах – драматизация с использованием приёма «оживления» )
- условно – предметный ( рисунок )
- геометрической ( замена предметов геометрическими фигурами )
- чертёж ( изображение предметов, данных задачи, взаимозависимость между которыми отображена с помощью отрезков и с соблюдением определённого масштаба )
- схематический чертёж ( схема ) – взаимозависимость передаётся приблизительно, без точного соблюдения масштаба
- табличной ( таблица )
- словесно – графической ( схематическая краткая запись )
- постановка специальных вопросов
- о чём задача, о ком задача
- что известно, неизвестно
- какая ситуация описывается в задаче
- сколько ситуаций описывается в задаче
- сколько раз характеризуется каждый предмет
- какими свойствами, величинами характеризуются предметы
Установление отношений между данными и вопросом. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных. Выделяются четыре типа отношений между объектами и их величинами: равенство, часть/целое, разность, кратность – сочетание которых определяет разнообразие способов решения задач. Анализ практики обучения показывает, что особую трудность для учащихся представляют задачи с отношением кратности.
II. Составление плана решения.
На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий – план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач.
Рассуждение выстраивается по 2 направлениям :
- от НАЧАЛА, т.е синтетический способ, направляющий вопрос – что можно найти по 2 или нескольким известным ? по вновь полученным данным находим ответ на следующие вопросы – т.е. суть этого способа состоит в вычленении учащимися простой задачи из предложенной составной
Между умением выделять простую задачу из составной и умением находить синтетическим путём решения составной задачи существует важное различие. Должны быть отклонены «лишние» задачи, не ведущие к решению составной задачи.
- от КОНЦА задачи, т.е. аналитический способ – рассуждение начинается с вопроса задачи.
III. Осуществление плана решения.
Активизировать необходимые для решения задач теоретические знания ( соотношение именных чисел, взаимозависимость величин и т.д. ).
Приёмы:
- устное выполнение каждого пункта плана
- письменное выполнение каждого пункта плана
* ПРАКТИЧЕСКИЙ
- измерение, счёт предметов
* АРИФМЕТИЧЕСКИЙ способ:
- по действиям с пояснением
- по действиям без пояснения
- по действиям с вопросами
- в виде выражения, после вычислений преобразуется в равенство
- пояснение готовых способов решения
- соотнесение пояснения с решением
- продолжение начатых вариантов решения
- нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных
- решение разными способами, -* лучше брать сначала с маленькими числами
* брать задачи в паре, сравнивать – почему одну решили одним способом, а другую решили двумя
НАПРИМЕР:
1 «12 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько надо банок, чтобы разложить 24 кг варенья?»
2. «15 кг варенья разложили в 5 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 9 кг варенья?»
* ГРАФИЧЕСКИЙ способ
- в виде чертежа
* ТАБЛИЧНЫЙ способ
- в виде таблицы
* АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ способ :
- в виде уравнения
* ЛОГИЧЕСКИЙ способ
- с использованием символического языка логики
IV. Проверка и оценка решения задачи.
Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату (рациональность способа, нет ли более простого). Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной.
До решения ( прогнозирующий ):
- прикидка ответа или установка границ результата будущего, опора на жизненный опыт, здравый смысл
НАПРИМЕР :
«Мама купила канцелярских принадлежностей на 27 рубле. Сколько сдачи она получит с 50 рублей?»
( * работа над лексикой – КАНЦЕЛЯРИЯ * что можно купить на 27 рублей – опора на опыт жизненный детей * прикинуть допустимый ответ - границы)
Во время решения ( пошаговый ):
- по ходу решения контролировать прикидкой
После решения задачи ( итоговый ) :
- решение другим способом
- решение другим методом
- подстановка результата в условие
- составление и решение обратной задачи
Виды работ над задачей :
Составить условие к данному вопросу
Составить вопрос к условию
Задачи с недостающими данными
Задачи с несоответствующими вопросом и условием
Составить задачу, аналогичную данной
Основные ошибки при решении задач детьми :
Неполное погружение в задачу на первом этапе, недостаточный анализ текста
Часто используется готовая модель, краткая запись, неучастие детей в её создании
При фронтальной работе нередко работа ограничивается 2-3 правильными ответами , остальные записывают готовые решения с доски
Со 2-3 класса моделирование уходит, полагаясь на достаточное развитие абстрактного мышления, уходит и пояснение действий
Алгоритм решения текстовых математических задач.
1. Прочитай задачу, представь то, о чём говорится в задаче.
2. Запиши задачу кратко, если необходимо, сделай чертёж или схем.
3. Объясни, что показывает каждое число, и назови вопрос задачи.
4. Подумай, какое число должно получиться в результате (например, больше или меньше, чем данные числа, и т.д.)
5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом? Составь план решения задачи.
6. Выполни решение.
7. Проверь ответ и ответь на вопрос задачи.
8. Подумай: можно ли решить задачу другим способом?
9. Подумай: при каких условиях число в ответе задачи получилось бы больше? Меньше?