Слайд 1: В современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования его в повседневной жизни. Кроме того, люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.
Слайд 2: Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Слайд 3: Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – это та, которая способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Слайд 4: Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у обучающихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся.
Слайд 5: Можно выделить несколько особенностей заданий для формирования функциональной грамотности:
задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
вопросы изложены простым и ясным языком;
используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Слайд 6: Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
читательская грамотность.
математическая грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление.
На уроках английского языка мы чаще всего используем читательскую грамотность и креативное мышление.
Слайд 7: Читательская грамотность – это на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.
В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным. Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий:
- Подобрать антонимы или синонимы к словам.
- Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
- Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них.
- Пересказать текст от лица различных персонажей.
- Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
- Дать совет герою (героине).
И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.
Слайд 8: Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся имеется в разделе Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.
Слайд 9: Это была теория, а сейчас хотелось бы с вами поделиться опытом работы, как учителя иностранных языков нашей школы используют функциональную грамотность на уроках и во внеурочное время.
Слайд 10: Неделя иностранных языков. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников. При организации и проведении предметной декады учителя иностранного языка руководствуются интересами учащихся, учитывают их возрастные и психологические особенности.
Слайд 11: Также в этом году ученикам нашей школы предоставилась возможность поработать с образовательной платформой Nativeclass — платформа для изучения английского языка учениками 1-6 классов. Контент в формате уроков с носителями языка. Платформа позволяет ученику осваивать материалы в интерактивной форме, а учителю целиком контролировать учебный процесс, не тратя время на подготовку к урокам и проверку домашнего задания.
Слайд 12: Языковой лагерь – средство развития социокультурной компетенции. Здесь «Успех каждого ребенка нацелен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей». В нашей школе работа в таком лагере проводится уже второй год.
Слайд 13: И в заключение хотелось бы сделать вывод. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Слайд 14