Г.К. Балл «Кружавинка» (УМК «Планета знаний»)
Цели:
Создать условия для развития внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова, авторской позиции и способам ее выражения; способствовать формированию эстетического чувства, интереса к природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обучающиеся научатся объяснять смысл названия произведения; выделять нужные фрагменты текста; описывать героев произведения; читать текст целыми словами.
Метапредметные: регулятивные - обучающиеся научатся формулировать и удерживать учебную задачу, произвольно строить устные и письменные высказывания с учётом учебной задачи.
Познавательные - обучающиеся научатся выделять необходимую информацию из текста, строить логические рассуждения.
Коммуникативные - обучающиеся научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.
Личностные – ученики проявляют интерес к изучению предмета.
Оборудование: УЧЕБНИК Э.Э. Кац, портрет Г.Балла, карточки для работы в парах, картинки
Ход урока:
1. Орг.момент
2. Минутка чтения
а) – Прочитайте предложения с разной интонацией
Прошла гроза ( . ! ?) Улетела стрекоза ( . ! ?)
б) Прочитайте стихотворение Якова Акима
Гуляла девочка в лесу
Гуляла девочка в лесу
Погожим утром ранним,
Сбивала прутиком росу
На ягодной поляне,
Венки пахучие плела
Да землянику ела…
Гуляла девочка в лесу
И потихоньку пела:
«Свети нам, солнышко, свети!
Легко с тобой живётся,
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо -
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
Послушай песенку мою:
Свети с утра до ночи!
А я ещё тебе спою,
Спою, когда захочешь…»
в) – Чтение стихотворения с доски.
г) – Выборочное чтение
- Прочитайте восклицательные предложения, соблюдая интонацию
- Найдите рифмы
- Перечислите о чём пела девочка?
д) – Лето может удивить «кружавинкой»
- Как вы понимаете смысл этого слова?
(кружево, кружок, кружиться)
3. Вступительная беседа перед чтением.
Рассказ, который мы будем читать, так и называется «Кружавинка». Его написал Г.К. Балл. Окончил Московский государственный институт международных отношений. Работал в международном отделе Московского радио собкором Всесоюзного радио в Свердловской области редактором в журнале «Советские профсоюзы» . Он пешком обошел множество областей России, был в иркутской тайге, на Горном Алтае, ходил по лесам Севера. Детская литература Г. А. Балла трогательной теплотой и образной насыщенностью стремится пробудить в каждом маленьком читателе сокровенное творческое саморазвитие и веру в силу добра.
4. Работа с текстом до чтения
а) – Прочитайте хором название рассказа
б) – Обратите внимание на ударение
Словарная разминка
Чтение с доски слов из текста
Круг свет бо-ло-то
Кру-гом свет-ляк бо-лот-ный
О-кру-жать све-тят-ся бо-ло-тис-тый
Кру-жат-ся све-тиль-ник за-бо-ло-чен-ный
в) Словарная работа
Бор- большой хвойный лес
Рожь – растение с колосьями, злак. Из его зерен делают муку
5. Первичное чтение учителем.
Задание перед чтением
- Что же такое «Кружавинка?»
- Кружавинка – раздавленные бруснички
- Кружавинка – рыжие лисички
- Кружавинка – голоса жаворонков
Физминутка
6. Повторное чтение «цепочкой»
7. Работа с текстом
а) Какая «кружавинка» тебе больше всего понравилась? Расскажи
б) – Прочитай, каким было утро в сосновом лесу.
в) Работа в парах
На каждой парте карточка.
Добрая, наблюдательная, внимательная, равнодушная, чуткая, радостная, печальная, бойкая, медлительная. |
- Какой была девочка Маша?
8. Физминутка
- Выберите подходящие слова
- Объясните, почему так думаете?
- Как автор относится к девочке?
- Работа с иллюстрацией. Задания по рядам. Каждый ряд находит отрывок в тексте своей иллюстрации.
9. Итог урока. Слово «Кружавинка» придумала девочка Маша. Как вы думаете, что оно значит?
- Каждый ряд читает свой отрывок к иллюстрации о своей «кружавинке»
10. Домашнее задание.
Может быть вам встречались красивые места в лесу, в поле или на берегу речки, а может где-то еще? Нарисуйте с.110-113 выразительно читать