Егораева Г. Т. ЕГЭ 2018. 20 вариантов. Типовые тестовые задания
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, учёные выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоёв населения. (2)Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода. (3)(...) крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Работа на транспортировке камня для строительства пирамид была тяжёлой, но она давала возможность беднякам выжить в отсутствие другой работы.
2) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.
3) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоёв населения.
4) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.
5) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.
Ответ: _________________________.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Таким образом, / Потому что / Следовательно, / Причём / Другими словами,
Ответ: _________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТРУД, -а; м.
1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация т. Производительность т. Право на т.
2) Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.
3) Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С т. уговорил кого-н.
4) Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т.
5) Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки т. Преподаватель по т.
Ответ: _________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
одолжИт / лгалА / полОжил / знАчимый / озлОбить Ответ: _________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
За десятилетия своего развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения и как художественная система, и как отражение менявшихся предпочтений.
Меры по защите прав потребителей обсудили участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции, которая прошла в крупном столичном магазине.
В СОСЕДНЕМ районе собрали богатый урожай пшеницы.
ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что ему свойственны масштабность изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие временные рамки.
Гигантское месторождение железной руды стало причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной стрелки компаса.
Ответ: _________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол / ИХ мечты / нет САПОГОВ / традиции ТАТАР / маленьких ДЕРЕВЦЕВ
Ответ: _________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Тема «маленького человека» поднимается в произведениях русских классиков: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 2) Прочитав «Преступление и наказание», судьба Сони Мармеладовой поразила меня. |
B) ошибка в построении предложения с однородными членами | 3) Клин журавлей печально летели по хмурому осеннему небу. |
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью | 4) В «Капитанской дочке» важное значение имеет образ повествователя, для которого важны понятия чести, достоинства, долга. |
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 5) Гринёв вспоминал, что Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. |
| 6) Дом Пушкиных поражал дорогим убранством одних комнат и заброшенностью других. |
| 7) Роте было поручено уничтожить окопавшихся фашистов в окопах. |
| 8) В двенадцать лет Пушкина, благодаря дружеским связям отца, отдали в только что открывшееся, новое для России учебное заведение — лицей, располагавшийся в Царском Селе под Петербургом. |
| 9) Петруша Гринев сокрушался о том, что вместо веселой петербургской жизни ожидала его скука в стороне глухой и отдаленной. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
г..релый / предост..рожность / заж..гает / об..яние / обозн..чения
Ответ: _________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
без..ядерный, трех..язычный / с..скать, супер..гра / пр..светлый, пр..норовиться /
п..дступиться, р..ссказывать / бе..рассудный, ..жёг
Ответ: _________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
обветр..вать / накал..вать / разборч..вый / повел..вать / завеш..вать
Ответ: _________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
скле..нный / ненавид..л / высп..тся / завис..вший / купл...нный
Ответ: _________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ДОЕЗЖАЯ нескольких сажен до дома, всадник остановился в тени, падавшей от высокого деревянного забора.
Мосты на Неве были (НЕ)РАЗВЕДЕНЫ.
(НЕ)ТРОНУТЫЕ морозом цветы привлекли моё внимание.
Утлый экипаж долго полз по (НЕ)МОЩЁНОЙ улице.
Лектор (НЕ)ГОТОВ ответить на ваш вопрос.
Ответ: _________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1) Было (ОТ)ЧЕГО печалиться: (ПО)ЭТОМУ дому уже не бегали наши выросшие дети.
2) Казаки бросились (В)СЛЕД за отступающими и настигли их (ПО)СРЕДИ поля.
3) (В)ДАЛЬ широкую и неоглядную (В)СКОРЕ конница помчит.
4) Если говорить (В)ОТКРЫТУЮ, то я поступил бы ТАК(ЖЕ).
5) Трава И(ТАК) по весне пробивается (ПО)ВСЮДУ: в оврагах и перелесках, по обочинам дорог и троп.
Ответ: _________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Звёзды были рассыпа(1)ы по невида(2)о чёрному небу как драгоце(3)ые камни из златокова(4)ого ларца.
Ответ: _________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запищите номера этих предложений.
1) В чистом утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй.
2) Всё блестит и нежится радостно и страстно тянется к солнцу.
3) Длинные и закопчённые сверху трубы выпускают клубы чёрного и грязного дыма.
4) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок.
5) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.
Ответ: _________________________.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Родившись в семье известного книгоиздателя (1) будущий композитор Глазунов с детства воспитывался в атмосфере увлечённого музицирования (2) поражая родных (3) необыкновенной способностью мгновенно запоминать музыку (4) однажды услышанную.
Ответ: _________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Глазунов (1) буквально (2) преображался, дирижируя оркестром. Он (3) говорят (4) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.
Ответ: _________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сравнивая Глазунова с Глинкой (1) Луначарский сказал (2) что они «родники необычно счастливой музыки (3) окунувшись в которые (4) выходишь преображённым».
Ответ: _________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В 1926 году состоялся бесплатный концерт Глазунова (1) и он вызвал такой интерес (2) что (3) хотя были заполнены все 2000 мест (4) осталось ещё много желающих (5) не сумевших достать билеты.
Ответ: _________________________.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Героический подвиг Алексея Маресьева — легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время Великой Отечественной войны, — сегодня известен всем, ведь он сумел победить вначале смерть, а затем и инвалидность.
Ответ: _________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26,
(1)Наш взвод форсировал по мелководью речку Вислоку, выбил из старинной панской усадьбы фашистов и закрепился за старым запущенным парком.
(2)По ту и по другую сторону головной аллеи парка, обсаженной серебристыми тополями вперемежку с ясенями и ореховыми деревьями, стояли всевозможные боги и богини из белого гипса и мрамора.
(3)При обстреле усадьбы пострадали не только дом и деревья, но и боги с богинями.
(4)Особенно досталось одной богине. (5)Она стояла в углублении парка, над каменной беседкой, увитой плющом. (6)Она уже вся была издолблена осколками, а грудь одну у нее отшибло. (7)Под грудью обнажились серое пятно и проволока, которая от сырости начала ржаветь. (8)Богиня казалась раненной в живое тело, и кровь будто сочилась из нее.
(9)Узбек, прибывший с пополнением, в свободное от дежурства время все ходил по аллее, всё смотрел на побитых богов и богинь. (10)Глаза его, и без того задумчивые, покрывались мглистою тоской.
(11)Особенно подолгу тосковал он у той богини и глядел, глядел на неё, Венерой называл, женщиной любви и радости именовал и читал стихи какие-то на русском и азиатском языках.
(12)Словом, чокнутый какой-то узбек в пехоту затесался, мы смеялись над ним. (13)Абдрашитов спокойно и скорбно относился к нашим словам, лишь покачивал головой, не то осуждая нас, не то нам сочувствуя.
(14)По окопам прошел слух, будто Абдрашитов принялся ремонтировать скульптуру над фонтаном. (15)Ходили удостовериться — правда, не жалея сил ползает на карачках Абдрашитов, собирает гипсовые осколки, очищает их от грязи носовым платком и на столике в беседке подбирает один к одному.
(16)Удивились солдаты и примолкли. (17)Лишь ефрейтор Васюков ругался: «С такими фокусниками навоюешь!»
(18)Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова.
(19)Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на моё бойкое «Салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» (20)Я спрашивал его, ел ли он. (21)Абдрашитов таращил черные отсутствующие глазки: «Что вы сказали?» (22)Я говорил, чтобы он хоть прятался при обстреле — убьют ведь, а он отрешённо, с плохо скрытой досадой ронял: «Какое это имеет значение!»
(23)Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы.
(24)Ефрейтор Васюков, свалившись вечером в окоп, таинственно сообщал нам:
— (25)Шпиёны! (26)И узбек шпиён, и поляк. (27)Сговор у них. (28)Я подслушал в кустах: Роден, говорят, Ерза, Сузан и еще кто-то, Ван Кох или Ван Грог... (29) Немца одного поминали... (30)Гадом мне быть, вот только я хвамилию не запомнил... (31)По коду своему говорят, подлюги!
— (32)Сам-то ты шпион! — рассмеялся младший лейтенант. — (33)Они о великих творцах-художниках говорят. (34)Пусть говорят.
(35)Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк починили.
(36)Началась артподготовка, и командир взвода приказал мне сматывать связь.
(37)Неслись снаряды надо мною с разноголосыми воплями, курлыканьем и свистом.
(38)Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, а поляк и узбек лежали, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. (39)Оба они были убиты.
(40)Лежало на боку ведерко, и вывалилось из него серое тесто гипса, стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. (41)А у ног её, в луже крови, лежали два человека — советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся исцелить побитую красоту. (По В. Астафьеву*)
*Виктор Петрович Астафьев — советский и российский писатель, публицист.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) При обстреле усадьбы больше всего пострадала скульптура богини Венеры.
2) Однополчане с пониманием отнеслись к решению Абдрашитова реставрировать скульптуру.
3) У узбека Абдрашитова самую глубокую тоску вызывал вид разбитой скульптуры богини Венеры.
4) Ефрейтор Васюков выяснил, что и узбек Абдрашитов, и хромой поляк были шпионами.
5) Советский солдат и польский гражданин даже во время войны пытались воссоздать прежнюю красоту скульптуры.
Ответ: _________________________.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 6-8 представлено описание.
2) В предложениях 32-34 говорится о последовательно совершаемых действиях.
3) В предложении 17 содержится оценочное суждение.
4) Предложения 28-31 поясняют суждения, высказанные в предложениях 25-27.
5) Предложение 36 объясняет содержание предложения 35.
Ответ: _________________________.
23. Из предложений 14-15 выпишите слово одной тематической группы со значением «статуя».
Ответ: _________________________.
24. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 12 связано с предыдущим.
Ответ: _________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
25. «Троп (А)___(«чокнутый... узбек» в предложении 12) передаёт ироничное отношение однополчан к желанию солдата отремонтировать скульптуру. Такие синтаксические средства, как (Б)___(предложение 15), (В)___(предложение 21) и лексическое средство (Г)___(предложение 15) помогают понять, чем была вызвана эта ирония».
Список терминов:
1) вводные слова
2) градация
3) синонимы
4) вопросительное предложение
5) фразеологизм
6) парцелляция
7) эпитет
8) противопоставление
9) ряд однородных членов предложения
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией
по выполнению работы.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
8