Геймификация воспитательного процесса в начальной школе.
В настоящее время разработано довольно много различных методов, приемов и средств, направленных на развитие, обучение и воспитание младших школьников. В отдельную категорию выделяют геймификацию, способствующую активизации воспитательного процесса.
Геймификация – в переводе с английского « гейм» -игра.Это применение игровых методик в неигровых ситуациях. Она влияет на увеличение вовлеченности и мотивации обучающихся.Геймификация рассматривается как средство воспитания и развития детей.
Обучение в начальной школе является стартовым и крайне важным для формирования базовых и универсальных учебных действий, т.к. именно в этот период у обучающихся происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
Геймификация является одной из уникальных форм образования , которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только процесс обучения, но и воспитания.
Главным системообразующим фактором построения и функционирования воспитательной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер .Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел, которые сопровождаются игрофикацией.
Программа воспитания нашей школы определяет целевые приоритеты в воспитании младших школьников:
- стремиться узнать что – то новое, проявлять любознательность, ценить знания.
- быть вежливым, опрятным, скромным, приветливым,
-соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни.
Мы остановимся на одних из значимых воспитательных мероприятиях проводимых нами , с применением игровых технологий, которые включают соревнования, конкурсы, импровизации, театральные действия, викторины и другое.
Например, при изучении правил поведения в общественных местах и общественном транспорте мы ставили следующие задачи:
закреплять знания детей о вежливости;
развивать навыки культурного поведения в общественных местах и в общественном транспорте;
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
При проведении воспитательного мероприятия « Правила поведения в общественных местах», ребята приняли участие в театрализованном представлении, разыграли сценки, о том как нужно вести себя в общественном транспорте.Мероприятие прошло успешно и познавательно.
Для проведения мероприятия «Вежливые горожане» первоначально с детьми подготовили в игровой форме игровое поле. (Дети должны были найти предметы и атрибуты , относящиеся к тому или иному общественному месту). На самом занятии с помощью игрового поля и фишек обыгрывались правила поведения в общественных местах. Каждый получил бейдж «Вежливый ученик»
В рамках «Недели здоровья», был проведен ряд мероприятий направленных на формирование основ личной гигиены, формирование культуры здорового питания.
Например: «Правильное питание –залог здоровья!»
Цель: закрепить и расширить представления детей о здоровом питании, формировать позитивное отношение к ЗОЖ.
В начале мероприятия вспомнили, что такое полезные и вредные продукты. А затем с применением игровых технологий продолжили занятие. А именно, ребятам нужно было «вслепую» продегустировать продукты. Узнать продукт по вкусовым ощущениям и сделать вывод, к каким продуктам его можно отнести, к полезным или вредным и почему. В конце мероприятия обучающиеся получили медали «Мы за ЗОЖ».
Все, без исключения, ребята в классе с радостью приняли участие в этом мероприятии.
Интересным и познавательным, на наш взгяд, прошло мероприятие «Чистота-залог здоровья». Основная цель, которого –систематизировать знания детей о здоровье и способах его сохранения.
Занятие началось с проблемного вопроса «Можно ли съесть морковку , не имея зубов ?». Дети получили по кусочку моркови и опытным путем пришли к выводу, что зубы нам необходимы для пережевывания пищи. На протяжении всего мероприятия использовалась геймификация. Дети в игровой форме показывали как правильно чистиь зубы, затем занимались сбором принадлежностей в дорогу (футляр для щетки,зубочистки,эубная паста).В конце занятия опять неожиданный вопрос «Что это?» и показ зубного порошка . Только один ученик сказал ,что это. А затем совместно с детьми пробовали на щетку набрать зубной порошок. Учащиеся с удовольствием выполняли все задания. Им было интересно.
С целью развития познавательного интереса к профессиям, а именно к профессии врача, мы провели занятие «Скорее скорой».
Цель которого: формирование знаний по оказанию первой доврачебной помощи при различных видах травм, формирование умений обрабатывать раны, накладывать повязки.
Ребята познакомились с содержимым аптечки и правилами оказания первой помощи. Прослушав теоретическую часть данной темы, обучающиеся должны были закрепить полученные знания на практике. Необходимо было соотнести предмет из аптечки с его назначением, также детям было предложено воображаемому «пострадавшему» наложить повязку на предплечье, палец, голову и голень. Мотивация у ребят была на очень высоком уровне, всем хотелось попробовать себя и в роли доктора, и «пострадавшего».
Таким образом, цель мероприятия была успешно достигнута, задачи - реализованы.
Геймификация – это когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счёт игры мы делаем скучные задания интересными, избегаемое – желанным, а сложное – простым.
Для достижения максимального эффекта при проведения воспитательных мероприятий с применением игровых технологий, мы с используем интерактивный пол.
Обучающиеся с большим удовольствием выполняют задания направленные на изучение основ безопасности и жизнедеятельности.
Считаем, что игра с образовательной целью, способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию обучающихся, тренирует память, способствуют развитию наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, логически мыслить, а главное повышает мотивацию обучающихся, является средством социализации, естественной формой труда ребенка, способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.
В заключение нашего выступления предлагаем вспомнить слова выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского.
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Спасибо за внимание.