СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Глагол как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1. Развивать умение распознавать глаголы, объяснять их значение, закрепить навыки правописания глаголов. 2. Развивать активность обучающихся, развивать функциональную грамотность, развивать навыки сотрудничества, умение работать в группах, парах. 3. Развивать умение видеть красоту русского языка через высказывания великих русских писателей. Воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«"Глагол как часть речи"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа №3»

(МБОУ СОШ №3)




Муниципальный этап

областного конкурса профессионального мастерства

учителей начальных классов

общеобразовательных учреждений, расположенных на территории

Новосибирской области, «Мой лучший урок» им. Т.П. Комаровой


Номинация «Урок русского языка»


Тема урока: «Глагол как часть речи»



Мужуренко Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




2023

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Мужуренко Светлана Васильевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ №3 города Куйбышева Новосибирской области

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: «Глагол как часть речи»

Тип урока: урок - аукцион

Цель

Актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке.

Задачи

1. Развивать умение распознавать глаголы, объяснять их значение, закрепить навыки правописания глаголов.
2. Развивать активность обучающихся, развивать функциональную грамотность, развивать навыки сотрудничества, умение работать в группах, парах.
3. Развивать умение видеть красоту русского языка через высказывания великих русских писателей.

Воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.

Планируемые результаты

 Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, интерес к изучению языка, стремление к речевому совершенствованию, трудолюбие, самостоятельность, уверенность в себе.

Предметные:

- знания о глаголе как о части речи (характеристики глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли); развитие орфографических навыков.

Метапредметные:

У обучающихся будут сформированы:

-познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, умение анализировать, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать собственную работу.

-коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе, планировать учебное сотрудничество.

Межпредметные связи

Информационные технологии, литературное чтение, русский язык.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, проектор, ноутбуки, карандаш простой, учебник, тетради.

Формы работы

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы

Метод проблемного обучения, метод проектов, элементы критического мышления,

Технологии

Информационно-коммуникационные технологии , здоровьесберегающие технологии.

Приемы

«До и после», «Сообщение в WhatsApp», «Пазлы», «Корзина умений», «Виртуальная комната» (learnis.ru)



Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный этап

Цель: установить контакт с детьми, настроить на занятие.

Добрый день, ребята!

Обратите внимание на картинки на слайде. (Слайд 1) Что вас удивило? Как вы думаете, какие фразеологизмы изображены?

Какой настрой у вас на работу?

Предлагаю все ваши успехи записывать в листы самооценки, а в конце урока подведем итоги. (Приложение 1)

Приветствие.

Активизация внимания обучающихся, собранность, включение в рабочий ритм урока

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.


Л: умение формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

П: умение находить и исправлять орфографические ошибки.

Актуализация знаний

Цель: систематизировать знания, опыт учащихся и подвести к теме данного урока.


Д ети рассажены по группам.

Вчера я получила по WhatsApp такое сообщение (слайд 2):

Ребята, как вы думаете, почему над моим знакомым смеются одноклассники? За 1 минуту подчеркните слова, в которых допущена ошибка. (работа в карточках индивидуально) (Приложение 2) (слайд 3)

Хорошо, молодцы. Самопроверка по эталону. (слайд 4)

Оцените свою работу в листах самооценки: выписали 9 слов- 3 балла, 6 слов – 2 балла, 3 слова – 1 балл.

Какой совет вы можете дать моему знакомому? (учиться грамотно писать сообщения)

Выполняя это упражнение, какое умение Вы приобрели?

-Все умения будем, приобретенные на этом уроке, мы будем собирать в «Корзину умений» (Приложение 3).

Обеспечение мотивации учения.

Слушают учителя и размышляют.

Слушают мнение учеников, озвучивают свои мысли.

Целеполагание

Цель: систематизировать знания, опыт учащихся и подвести к теме данного урока.

Предлагает сформулировать тему урока:

В словах какой части речи допущено больше ошибок? (глагол)

- Кто попробует сформулировать тему урока? (У: тема нашего урока «Глагол как часть речи» (слайд 5, 6)

- Исходя из темы, какую цель мы поставим перед собой?

В листах самооценки поставьте 2 балла, если тему и задачи вы сформулировали самостоятельно, и 1 балл, если с помощью учителя.

Отвечают на вопросы и формулируют тему и задачи урока.


Р: умение самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения и критериев ожидаемых результатов

Мотивация к учебной деятельности

Цель: обеспечить мотивацию к учебной деятельности.


Сегодня у нас с вами урок-аукцион. Кто из вас знает, что такое аукцион? (Это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу). (слайд 7). В каких словарях можем найти ответ на этот вопрос? В толковом, фразеологическом, орфографическом?(В толковом, читают значение слова на слайде)

- Правильно. Итак, в качестве лотов будут выставлены высказывания знаменитых русских писателей - поистине бесценные вещи. (Приложение4)

Лот получит та команда, которая быстрее остальных и правильно выполнит задание.

Обеспечение мотивации учения.

Слушают учителя, вникают в учебную задачу.


Р: умение принимать и сохранять учебную задачу.




Работа в группах по теме урока.

Цель: организовать совместную деятельность.

ЛОТ № 1. Прочитайте утверждения и в колонке «До» поставьте +, если согласны с ним, и -, если не согласны. На выполнение задания -30 секунд.

Прием «До и после» (Приложение 5) (слайд 8)

До

Утверждение

После


Слово «глагол» пришло в нашу речь из старославянского языка.



Раньше слово глагол имело значение «говорить»



По частоте употребления слов глагол занимает второе место.


Прочитайте текст на карточках. Поставьте + в графе «После», если Вы ответили верно, и -, если Ваши предположения были неверны.

Глагол – необыкновенная часть речи. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь, говорить». Со временем слово глагол утратило старое значение. Теперь это название одной из частей речи. По частоте употребления слов глагол занимает второе место.

Прокомментируйте свои ответы. Начните с фразы «Сначала я думала, а потом узнала…». (один представитель от группы)

В листах самооценки поставьте 2 балла, если ответы «После» совпали с ответами «До», 1 балл, если было одно или два совпадения.

Какое умение отрабатывали? (Пополнение «Корзины умений»)

Команда, ответившая быстрее всех, получает лот № 1

ЛОТ № 2.

Я буду читать стихотворение, ваша задача, услышав часть речи, выполнить следующие действия: имя существительное – руки вверх, имя прилагательное – приседание, глагол – прыжок. (Слайд 9)

Какие глаголы встретились в тексте?

По каким признакам определили? (отвечают на вопросы что делать? Что сделать?)

Запишите в тетради 5 глаголов на весеннюю тему. Время на выполнение -1 минута. (Слайд 10) Проверка с помощью цветовых сигнальных карточек.

В листах самооценки поставьте 2 балла, если записали правильно все 5 глаголов, 1 балл – если меньше 5.

Какое умение отрабатывали, выполняя это упражнение? (Пополнение «Корзины умений»)

Команда, ответившая быстрее всех, получает лот № 2

ЛОТ № 3.

Откройте учебник на стр. 68 упр. 140. (Приложение 6)

1 группа выписывает глаголы со значением движения, 2 – со значением речи, 3 – звучание, 4- труда, 5- мысли. Добавьте по два своих примера. Один ученик у доски записывает глаголы со значением чувства. (Проверка по учебнику с помощью цветовых сигнальных карточек)

Что нужно было сделать? Справился сам или с помощью? Есть ошибка или нет? Сколько баллов можно поставить?

Лист самооценки: – 2 балла, или – 1 балл.

Какое умение приобрели? (Пополнение «Корзины умений»)

Команда, ответившая быстрее всех, получает лот № 3

ЛОТ № 4.

Прочитайте текст. (Слайд 11) Что вас удивило? Что вы заметили? Кто сможет сформулировать задание?

Весна. Проталинки. Ручейки.

1и 3 группа – составить текст так, как будто события уже прошли.

2 и 4 группа – события происходят сейчас.

5 группа – события скоро произойдут.

Проверка. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Какую роль в предложении играет глагол? Как может изменяться? Сделайте вывод.

Какое умение приобрели, выполнив это упражнение? (Пополнение «Корзины умений»)

Оцените себя в листах самооценки. Все выполнено верно – 2 балла, были ошибки – 1 балл.

Команда, ответившая быстрее всех, получает лот № 4

ЛОТ № 5. Правописание глаголов (Приложение 7)

Р абота в приложении learnis.ru

https://joyteka.com/100196436 число глаголов

(Пополнение «Корзины умений»)

Команда, ответившая быстрее всех, получает лот № 5

ЛОТ № 6.

https://joyteka.com/100196361 не с глаголами (Приложение 8)

В листах самооценки проставьте баллы: 2 – выполнено без ошибок, 1 – были ошибки.

Какое умение получили? (Пополнение «Корзины умений»)

Команда, ответившая быстрее всех, получает лот № 6

Индивидуальная работа с текстом.








Читают текст и находят нужную информацию


Обучающиеся анализируют свою работу.



Дети различают части речи по характерным признакам и выполняют движения согласно условию на слайде.

Работают в группах.

Заполняют листы самооценки согласно критериям.

Делают вывод.

Работают в группах.

Фронтальная работа с помощью сигнальных карточек.

Заполняют листы самооценки согласно критериям.


Самостоятельно работают в группах.




Выполняют задание, делают вывод о роли глагола в предложении



Самостоятельно работают в группах.


Самостоятельно работают в группах.











П: умение находить и отбирать нужную информацию

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Р: умение оценивать правильность выполнения действия

П: умение различать части речи.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

К: умение работать в группе

Р: умение оценивать правильность выполнения действия.

П: умение определять значение глаголов.

Р: умение оценивать правильность выполнения действия.









К: умение формулировать задание.

Р: умение работать в группе.

П: умение ставить глагол в нужную временную форму, определять роль глагола в предложении.


П: умение применять правила.


Р: умение оценивать правильность выполнения действия.

Обобщение знаний

Цель: формировать умение анализировать результаты своей работы.

В конвертах находятся детали пазла. Составьте общий пазл по теме «Глагол как часть речи». (Приложение 9)

Все составленные пазлы прикрепляем на доску. Один ученик у доски проговаривает информацию на пазле.

Предлагаю поделиться ценностями, которые мы вместе приобрели. (Приложение 4)

Работа с «Корзиной умений». (зачитываем, чему научились.)

Дети, используя элементы метода проекта обобщают полученные знания о глаголе.

Зачитывание высказываний о русском языке

П: умение систематизировать полученные знания, оформлять свои мысли в устной речи.

Л: Умение почувствовать красоту русского языка.

Итог урока/ Рефлексия

Цель:

Подвести итоги урока



Домашнее задание:


Посчитайте баллы в листах самооценки. Поставьте отметку согласно критериям на слайде. (слайд 12)

Возьмите круговую диаграмму успешности, закрасьте одну из частей, оценивая свою работу на уроке. (Приложение 10)

Покажите.

Сдайте, пожалуйста, свои листы самооценки. Все отметки будут выставлены в электронный журнал.

Упр. 144. Дополнительное задание по выбору: а) с помощью словаря определите значение слова околица; б) выразите свои впечатления от прочитанного текста с помощью рисунка.

Самооценка своей работы.

С помощью диаграммы проводят рефлексию своей деятельности.


Обучающиеся записывают в дневник домашнее задание.

Л: умение высказывать своё отношение, осуществлять личностную оценку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!