План-конспект урока русского языка
«Главные и второстепенные члены предложения».
Автор :
Ясенович Лариса Павловна, учитель русского языка МОБУСОШ № 9 станица Советская
Новокубанского района, Краснодарского края ;
2016год
План-конспект урока русского языка
«Главные и второстепенные члены предложения».
1. Предмет: Русский язык
2. Класс: 5
3. Автор УМК: Львова С.И.,Львов В.В., 2012г.
4. Тема урока: Главные и второстепеные члены предложения. (Синтаксис и пунктуация. 3-ой урок)
5. Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
6. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Главные и второстепеные члены предложения».
7. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Главные и второстепеные члены предложения» (основные понятия синтаксиса: словосочетание, члены предложения (главные и второстепенные), интонация; постановка знаков препинания на письме);
развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову, к природе.
8. Планируемые результаты:
предметные:
закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения,
закрепление умения находить в предложении главные и второстепенные члены и
определять способы их выражения; развитие творческих способностей обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД:
профессиональное самоопределение, понимание значения
русского языка в процессе получения образования, стремление к
речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,
преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ,
умение доказывать;
коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками,
умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
9. Средства обучения:
компьютер, проектор, учебник, карты с модулями и листами учета
контроля для каждого обучающегося.
10. Межпредметные связи: Литература
11. Литература:
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: 5 класс: русский язык: пособие для учащихся – М: Просвещение, 2009
Бажанова И.А., Львова С.И. Учимся писать, читать, говорить и слушать. - М. «Мнемозина», 2012
Васильевых И.П. Уроки русского языка.5 класс. - М. «Мнемозина», 2012
Львова С.И. Программа по русскому языку для 5-11 классов. - М. «Мнемозина», 2012
Ресурсы сети Интернет:
Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru)
Русский урок (http://rusurok.ru/index.php)
3. Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su)
Технологическая карта урока русского языка «Главные и второстепенные члены предложения».
п/п | Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Самоопределение к деятельности, целеполагание. Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки — всё для вас! Пожелаю всем удачи, За работу, в добрый час! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. В тетради делают запись числа и классной работы | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л). |
2 | Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Мотивация учебной деятельности | Напомните, ребята, какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке русского языка?
Ребята, у наших друзей из волшебной страны Акитаммарг Оли и Запятайкина опять возникли трудности. В городе Синтаксисе появился инопланетянин. Помогите жителям города понять, что он говорит: «Дня добрый! Вами радоваться видел очень! Зовусь меня Глазастик!» Составьте правильно предложения. | Работали с предложением, учились определять и выделять главные и второстепенные члены предложения.
Записать правильно предложения, сказанные инопланетянином. «Добрый день! Я очень рад вас видеть! Меня зовут Глазастик!» | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К). |
3 | Актуализация знаний и фиксация затруднений. Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) | Ребята, давайте подумаем, над какой темой мы сегодня будем работать. А помогут нам вспомнить загадки, которые приготовил для вам мудрый Запятайкин. 1. Многие вопросы готов он дать ответ: Сказуемое просит, ему не скажешь «нет». КОГДА,и КАК, и ПОЧЕМУ, Ему известно одному. 2. Он весь надут от важности и очень знаменит; Он любит Именительный, а без него молчит. На падежные вопросы очень любит отвечать. - Падежей все шесть? - мы спросим. И ответим: - Только пять! Без него в предложении ничего не случается, И само подлежащее с ним обычно считается. Ему со сказуемым неинтересно, Вместе им неудобно и тесно. Зато в подлежащее вечно влюблён, К ним просто прекрасно относится он. | Разгадывают загадки, формулируют и записывают тему урока «Главные и второстепенные члены предложения».
(отгадки: 1. обстоятельство; 2. подлежащее 3. дополнение 4. сказуемое 5. определение | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
4 | Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Анализ текста упражнения 257часть1. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Устно прочитать этот текст без второстепенных членов, сделать вывод | Работают в тетради, графически выделяя члены предложения. Читают текст без второстепенных членов, сделают вывод о роли главных и второстепенных членов .Прочитав текст без второстепенных членов пятиклассники с помощью учителя делают вывод, что второстепенные члены позволяют уточнить, о каком именно предмете идёт речь в предложении: первая пирамида, строительство пирамиды и др., охарактеризовать его: гигантские камни; описать, когда, как долго, где и каким образом происходило действие, которое названо глаголом-сказуемым: появилась давно, постепенно росла, укладывали на самом верху, доставляли на салазках и т. д. | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П). |
5 | Применение знаний и умений в новой ситуации. Проектное задание | Выполнение упражнения 262,часть 1. Составить кластер «Главные и второстепенные члены предложения».
Работа в группах по упражнению 263. | Выполнение упражнения 262,часть 1. Составить кластер «Главные и второстепенные члены предложения».
Работа в группах по упражнению 263. | Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
6 | Физкультминутка. | Организует электронную физкультминутку. | Выполняют упражнения физкультминутки. | |
7 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Организует работу групповую работу: индивидуальную по группам.
Организует взаимопроверку работ всех групп. Проверяет схемы предложений III группы.
Прочитайте предложения .Сопоставьте их. В роли каких членов предложения выступают выделенные слова? В нашей квартире поселилась огромная собака. В нашу квартиру Папа привел собаку. Я очень люблю собак. У садового домика разбили клумбу. Клумба казалась огромной. Эти цветы необходимо высадить на клумбу. | Записать предложения, вставляя обстоятельства вместо скобок с вопросами, сделать синтаксический разбор предложений: 1 группа-1 абзац; 2- 2абзац; 3 — 3 абзац.
I проверяет выполнение заданий III,I I группа проверяет задания I группы, III – II группы. Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают контрольные листы учителю на проверку. Читают предложения и сопоставляют их, отвечая на вопрос , в роли каких членов предложения выступают выделенные слова | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р). Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
8 | Домашнее задание (записано на доске) | Комментирует ДЗ по группам. Упр.265 упр 266 | Записывают ДЗ в дневниках. | |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует рефлексию. Продолжите предложение: Сегодня я узнал… Мне захотелось… Я научился…. Было интересно…. Теперь я могу… Было трудно... Я почувствовал, что… Своей работой на уроке я… Я выполнял задания … Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мое настроение… Мне запомнилось… Как я оцениваю свою работу на уроке? Самооценка, оценка учителя. | Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. Самооценка: | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р). |