СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государственная территория

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Государственная территория»


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ


Цели: сформировать знания о протяжённости границ России, научить определить пограничные государства; определить моря, омывающие территорию страны с помощью карты, продолжить развивать умения анализировать, делать выводы на основании полученной информации

Образовательные ресурсы: политико-административная и физическая карта России, контурные карты, учебник.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование знаний о протяжённости границ России, определение пограничных государств; определение морей, омывающих территорию страны с помощью карты

Метапредметные УУД:

Познавательные: построение логических рассуждений, умозаключений. Коммуникативные: взаимодействие при решении познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельное определение цели обучения и формулирование задач.

Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Мотивация:

По территории Россия занимает первое место в мире, площадь страны занимает 1/8 часть суши.

План урока

1. Изменение границ государства.

2. Государственное устройство:

а. политико-государственное;

б. административно-территориальное.

Ход урока.

Актуализация знаний

Определите верно утверждение (+) или нет (-)

  1. Площадь России составляет 17,1 млн.км2

  2. По площади территории Россия занимает 2 место, после США

  3. Россия расположена в северо-восточной части материка Евразия

  4. Наша страна находится в 4 климатических поясах, а большая часть в умеренном климатическом поясе.

  5. Россия омывается водами 4 океанов

  6. Крайняя островная точка России на севере находится на о. Рудольфа


Постановка проблемы

Существуют многочисленные, часто прямо противоположные мнения ученых о том, какое влияние оказывают размеры территории на развитие России.

С одной стороны, нередко размеры страны оценивают как «бич», «зло и проклятье». Наши необъятные пространства как бы высасывают соки из страны, постоянно толкая ее на путь экстенсивного развития, при этом отмечается, что если бы за Уралом плескался океан, то Россия уже давно была бы высокоразвитым цивилизованным государством.

С другой стороны, без огромных пространств и богатств Севера и Сибири Россия была бы беднее и слабее, СССР не смог бы выдержать фашистскую агрессию, а современная Россия 90% ресурсов получает с Севера и Востока страны, и ее внешняя торговля ими дает стране основную долю валютных доходов.

Наконец, можно сказать и о перспективной роди гигантских российских просторов. Главное богатство в будущем мире – не производство стали, зерна, машин, нефти и газа, а чистый воздух, чистая пресная вода, нетронутая природа, то есть то качество природной среды, которым обладают гигантские пространства, не измененные человеческой деятельностью.

Итак, существует два взгляда на необъятные пространства и территорию России.

??? Огромная территория страны – это благо или зло?

Чтобы аргументировано изложить свое мнение, вам необходимо изучить следующие вопросы:

- что понимается под термином «государственная территория»?

- в чем различие между понятиями «территория» и «пространство»?

- как изменилось географическое положение России после распада СССР?

- что такое «экономически эффективная территория»?

- что такое зона «Севера»?

- природные ресурсы на территории России.

Сформулируйте тему урока и цель урока.

Как это можно сделать? С помощью чего это можно сделать?

Изучение нового материала:

1. С 1922 до 1991 года Россия входила в состав СССР, в который входило 15 республик. С 1991 года Россия и остальные республики стали самостоятельными государствами и объединились в СНГ (в него вошли 12 республик).

Россия – Москва

Украина – Киев

Белоруссия – Минск

Молдавия – Кишинев

Армения – Ереван

Грузия – Тбилиси

Азербайджан – Баку

Казахстан – Астана

Узбекистан – Ташкент

Киргизия – Бишкек

Таджикистан – Душанбе

Туркмения – Ашхабад

Географическое положение России менялось в течение веков. В последний раз изменения географического положения наступили в связи в распадом СССР.

Оценим современное положение России:

- Россия отдалилась от стран Европы.

- Россия сместилась к северу, так как ее южная граница оказалась значительно севернее южной границы СССР.

Россия – самая большая по площади страна мира. Её площадь равна приблизительно 17,1 млн.кв.км. Это составляет 11,3% мировой суши.

Россия расположена в двух частях света:

1/3 – в Европе

2/3 – в Азии

Протяженность России с севера на юг 4400 км, с запада на восток – около10000км.

Крайние точки России:

Северная – материковая м. Челюскин, островная – м. Флигели на о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Южная – г. Базардюзю на границе с Азербайджаном.

Восточная – материковая м. Дежнева, островная – на острове Ратманова в Беринговом проливе.

Западная – Балтийская коса Гданьского залива в Калининградской области.


2.Государственная территория – это часть поверхности планеты, на которую распространяется власть государства. Государственная территория состоит из воздушного пространства, территориальных вод, недр под поверхностью суши, недр под акваторией.

Территориальные воды – это воды (акватория), омывающие территорию страны на расстоянии 12 миль от берега.

Пространство страны включает:

- воздушное пространство,

- космическое пространство, морское пространство (на севере России принадлежит Российский сектор Арктики площадью 9 млн. кв. км),

- России принадлежат внутренние воды (Белое море, Печорская и Чешская губы, залив Петра Великого в Японском море),

- 200-мильная (370км) экономическая зона за пределами территориальных вод. Здесь Россия может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов,

- шельф (материковая отмель до глубины 200м) в Северном Ледовитом океане.

Вывод: понятие пространство гораздо шире, чем территория.


Первичное закрепление

Дискуссия

Прочитать текст на странице 13 учебника. И привести свои аргументы либо «за», либо «против».

Большая площадь государства: это благо или вред для страны?

Положительные черты:

  • Богатство и разнообразие природных ресурсов

  • Наличие широкого фронта морских границ – развитие морского транспорта и использования ресурсов морей.

  • Наличие экологически чистых неиспользованных территорий.

Отрицательны черты:

  • Большие государственные границы требуют охраны и содержания

  • Большую территорию трудно осваивать.

  • Разнообразие природных условий подразумевает и наличие неблагоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности.

  • Большая территория требует больших транспортных расходов.

  • Моря, омывающие Россию, замерзают на длительный период.


Самостоятельная работа с самопроверкой

- По тексту учебника определите место России в мире по запасам газа (1), нефти (2), угля (3), железной руды (1), древесины (1) и водных ресурсов (2).

- Определите (таблица 1): назовите страны с самыми протяженными границами с РФ.

Рефлексия

- что понимается под термином «государственная территория»?

- в чем различие между понятиями «территория» и «пространство»?

- как изменилось географическое положение России после распада СССР?

- что такое «экономически эффективная территория»?

- Дайте самооценку своей работе по 5-балльной системе с комментариями (почему)

Продолжите предложение «Государственная территория России …..»

Домашнее задание

§1, ответить на вопросы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!