Игра – викторина «Весенний переполох» для разновозрастной группы (старшего дошкольного возраста) МБОУ Липницкой СОШ
Цель: - обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи: - развивать мышление, внимание, память и восприятие; - воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата; - обучать детей связной грамматически правильной речи; - повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор; - воспитывать уважительное отношение к природе.
Воспитатель: Ребята вот и наступила долгожданная весна. Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна - красна». О весне поэты слагали стихи, пели песни.
- Давайте поприветствуем всех!
- Приветствие.
- Здравствуй, солнце золотое,
- Здравствуй, небо голубое,
- Здравствуй, легкий ветерок,
- Здравствуй, маленький дубок!
- Мы живем в родном краю,
- Дарим радость вам свою.
- Сегодня мы поговорим о весне как о прекрасном времени года, о ее приметах. Для начала, предлагаю вспомнить весенние месяцы.
- - Ребята, а какой праздник совсем недавно мы отмечали?
- - Давайте представим с вами, что мы попали на весеннюю поляну. Для этого нужно просто закрыть глаза и послушать весеннюю капель.
Ребята, а какие приметы весны вы знаете?
- Проводится игра с мячиком «Приметы весны»
- Цель: вспомнить приметы весны как времени года.
- Дети:
- - солнце светит ярко и греет;
- - появились первые проталинки на земле;
- - дни длиннее, а ночи короче;
- - побежали весенние ручейки;
- - мы зимнюю теплую одежду поменяли на легкую;
- - вся природа просыпается от зимнего сна;
- - на деревьях и кустах набухают почки;
- -птицы прилетают с теплых стран.
- Воспитатель: Молодцы! Приметы весны знаете хорошо, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, встанем в круг и немного разомнемся:
- Мы по кругу пойдем, Названия цветов найдем. Например: я говорю ромашка, А вы находите этот цветок.
- Игра для ума «СКАЖИ НАОБОРОТ»
- Задание первой команде
- Зима ушла, а весна… (пришла) .
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается) .
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают) .
- Зимой холодно, а весной… (тёпло) .
- Задание второй команде
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное) .
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает) .
- Зимой заяц белый, а весной… (серый) .
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные) .
Мы разминку провели,
А к викторине готовы вы?
Воспитатель: . - Как называются цветы, которые первыми появляются после снега? (подснежники)
- Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?(тюльпаны) - Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
- Как называется разлив рек весной? (половодье) - Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба) - В какое время года, мы празднуем праздник масленицы?(весной) - Что обозначает праздник – Масленица?(проводы зимы) - Как называется природное явление «таяние сосулек» ?(капель) - Какая птица раньше всех возвращается из теплых стран?(грач) - Как называется цветок из которого появилась девочка Дюймовочка? (тюльпан) - Какие цветы мы обычно возлагаем к мемориалу Вечный огонь? (гвоздики) - Дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки? (мимоза) - Назовите весенние праздники?(8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы)
-Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)
-Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
- Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и гимнастику для глазок проведем. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. - закрывают оба глаза, Наши глазки отдыхают, - сидят с закрытыми глазами, Упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, - открывают глаза, Через речку мост построим. - взглядом рисуют мост, Нарисуем букву о, получается легко. - глазами рисуют букву «О» Вверх поднимем, глянем вниз, - глазки смотрят вверх – вниз, Вправо, влево повернем, - вправо – влево, Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Викторину продолжаем, И загадки отгадаем.
- Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла…(весна)
Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
Утром свесилась… .(сосулька)
На опушке у сосны
Ой, беда, ой, беда!
Распустилась….. (верба)
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу….. (проталинки)
Весной зеленеет, Из земли растет. Осенью желтеет, В стог сена идет.(трава)
По весне деревья их распускают, И на себя надевают, А осенью снимают, И на землю роняют.(листья)
- Весной бежит, журчит, А зимой замерз и стоит. (ручей)
- Гнездышко из веток —
- Для любимых деток.
- Кто те детки-сорванцы?
- Дружно просят есть... (птенцы)
- На лесной проталинке
- Вырос цветик маленький.
- Прячется в валежник
- Беленький... (подснежник)
- Смастерим для птичек дом
- С круглым маленьким окном.
- Вот скворец сел на орешник,
- Строем мы ему... (скворечник)
- Синяя сосулька плачет,
- Но от солнца нос не прячет.
- И весь день под птичью трель
- Кап-кап-кап — звенит... (капель)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
ИГРА « ЗАЙКА»
Птичьи вопросы:
- Назовите зимующих птиц (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь).
- - Какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви)
- - Назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка)
- - У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Какие птицы унесли в сказке братца Иванушку? Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди»)
- - Назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки, гуси).
- - Какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие)
- - Какое любимое лакомство синиц? (сало)
- - В какой сказке главная героиня спасает от верной смерти птицу, заботится о ней? Как имя главной героини? Какую птицу спасла героиня? (сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», главная героиня – Дюймовочка, птица – ласточка).
- Физкультурная минутка «Весна – красна»
- Весна - красна, ты с чем пришла? (руки в стороны, поклониться)
- С цветами, с травой, с лошадкой вороной (руками указать на траву, цветы, взять поводья)
- Мы на ней поскачем по траве луговой (подскоки на месте)
- К воде ключевой (наклониться, зачерпнуть воображаемую воду)
- Солнышку улыбнёмся (улыбнуться)
- Домой к мамочке вернёмся (сесть на свои места)
- Воспитатель: Дети, отгадайте еще одну загадку:
- На лесной проталинке
- Вырос цветик маленький.
- Прячется в валежник
- Беленький... (подснежник)
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Кто быстрее соберет». Под веселую музыку проводится игра, в которой дети собирают пазлы «Подснежники».
- Воспитатель: Ребята, пока мы играли, «ВЕСНА» прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а она, не может их понять. Поможем «ВЕСНЕ»? Команды отвечают по очереди.
- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха)
- Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка)
- Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)
- Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)
- Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)
- Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)
Воспитатель: «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК?» спрашивает нас весна. Командам дается картинка, необходимо найти ошибки и назвать их.
СОЛОВЕЙ
ГОЛУБЬ
ЛАСТОЧКА
ГРАЧ
АИСТ
ЖУРАВЛЬ
СТРАУС
СОРОКА
ВОРОНА
КУРИЦА
ТРЯСОГУЗКА
ЖУРАВЛЬ
ЛЕБЕДЬ
УТКА
КОРАБЛЬ
ИНДЮК
КУКУШКА
ПЕТУХ
ГУСЬ
ДЯТЕЛ
ИНДЮШОНОК
ЦЫПЛЕНОК
УТЕНОК
- Воспитатель: Ребята, птицы возвращаются весной в наши края. Начинают вить гнезда, обзаводятся потомством и заботятся о своих маленьких птенчиках. Под крышей нашего детского сада поселились ласточки, они принесли на своих крыльях весну нам. Птицы приносят большую пользу человеку и природе. К ним надо бережно относиться, охранять их, как и все живое на земле нашей.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше И весна милей… Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой…
А. Н. Плещеев
- Давайте с вами внимательно рассмотрим ласточку на картинке. Какая она?
Спинка и крылья, хвостик черного цвета, а грудка – белая.
Хвостик как будто разрезан на две части.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю разукрасить ласточек на бумаге.
Дети разукрашивают заготовки ласточек.