Игра – викторина «Весенний переполох»
для разновозрастной группы
(старшего дошкольного возраста)
МБОУ Липницкой СОШ
Цель:
- обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
- развивать мышление, внимание, память и восприятие;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата;
- обучать детей связной грамматически правильной речи;
- повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к природе.
Ход викторины:
Воспитатель:
Ребята вот и наступила долгожданная весна. Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна - красна». О весне поэты слагали стихи, пели песни.
Воспитатель.
- Давайте поприветствуем всех!
Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Дарим радость вам свою.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о весне как о прекрасном времени года, о ее приметах. Для начала, предлагаю вспомнить весенние месяцы.
- Ребята, а какой праздник совсем недавно мы отмечали?
- Давайте представим с вами, что мы попали на весеннюю поляну. Для этого нужно просто закрыть глаза и послушать весеннюю капель.
- Ребята, какие приметы весны вы еще знаете?
Проводится игра с мячиком «Приметы весны»
Цель: вспомнить приметы весны как времени года.
Дети:
- солнце светит ярко и греет;
- появились первые проталинки на земле;
- дни длиннее, а ночи короче;
- побежали весенние ручейки;
- мы зимнюю теплую одежду поменяли на легкую;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустах набухают почки;
-птицы прилетают с теплых стран.
Воспитатель: Молодцы! Приметы весны знаете хорошо, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, встанем в круг и немного разомнемся:
Мы по кругу пойдем,
Названия цветов найдем.
Например: я говорю ромашка,
А вы находите этот цветок.
Игра для ума «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задание первой команде
Зима ушла, а весна… (пришла).
Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
Зимой холодно, а весной… (тёпло).
Задание второй команде
Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
Зимой заяц белый, а весной… (серый).
Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Воспитатель: Мы разминку провели,
А к викторине готовы вы?
Воспитатель: Викторину начинаем,
На стульчики сесть вас приглашаю.
-А теперь давайте разобьемся на две команды и устроим соревнования. У нас викторина будет непростая, в ней будут соревноваться две команды. У каждой
команды будет капитан, который будет помогать мне. Я буду задавать вопросы, а команды по очереди отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
- Как называются цветы, которые первыми появляются после снега? (подснежники)
- Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?(тюльпаны)
- Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
- Как называется разлив рек весной? (половодье)
- Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба)
- В какое время года, мы празднуем праздник масленицы?(весной)
- Что обозначает праздник – Масленица?(проводы зимы)
- Как называется природное явление «таяние сосулек» ?(капель)
- Какая птица раньше всех возвращается из теплых стран?(грач)
- Как называется цветок из которого появилась девочка Дюймовочка? (тюльпан)
- Какие цветы мы обычно возлагаем к мемориалу Вечный огонь? (гвоздики)
- Дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки? (мимоза)
- Назовите весенние праздники?(8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы)
-Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)
-Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и гимнастику для глазок проведем.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. - закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, - сидят с закрытыми глазами,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, - открывают глаза,
Через речку мост построим. - взглядом рисуют мост,
Нарисуем букву о, получается легко. - глазами рисуют букву «О»
Вверх поднимем, глянем вниз, - глазки смотрят вверх – вниз,
Вправо, влево повернем, - вправо – влево,
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Викторину продолжаем,
И загадки отгадаем.
- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…(весна)
Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась…..(верба)
Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась….(сосулька)
Ой, беда, ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу…..(проталинки)
Весной зеленеет,
Из земли растет.
Осенью желтеет,
В стог сена идет.(трава)
- По весне деревья их распускают,
И на себя надевают,
А осенью снимают,
И на землю роняют.(листья)
- Весной бежит, журчит,
А зимой замерз и стоит. (ручей)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький... (подснежник)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит... (капель)
Гнездышко из веток —
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть... (птенцы)
Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Строем мы ему... (скворечник)
Воспитатель:
Дети, скажите, пожалуйста, а какие звери обитают в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Ой, ребята, тише – тише.
Кажется, я что – то слышу!
Воспитатель показывает маску « Зайки».
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Проводится музыкальная игра « Зайка»
Воспитатель: А сейчас следующее задание викторины
«Птичьи вопросы».
Команды отвечают по очереди.
- Назовите зимующих птиц (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь).
- Какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви)
- Назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка)
- У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Какие птицы унесли в сказке братца Иванушку? Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди»)
- Назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки, гуси).
- Какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие)
- Какое любимое лакомство синиц? (сало)
- В какой сказке главная героиня спасает от верной смерти птицу, заботится о ней? Как имя главной героини? Какую птицу спасла героиня? (сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», главная героиня – Дюймовочка, птица – ласточка).
Физкультурная минутка «Весна – красна»
Весна - красна, ты с чем пришла? (руки в стороны, поклониться)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной (руками указать на траву, цветы, взять поводья)
Мы на ней поскачем по траве луговой (подскоки на месте)
К воде ключевой (наклониться, зачерпнуть воображаемую воду)
Солнышку улыбнёмся (улыбнуться)
Домой к мамочке вернёмся (сесть на свои места)
Воспитатель: Дети, отгадайте еще одну загадку:
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький... (подснежник)
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Кто быстрее соберет»
Под веселую музыку проводится игра, в которой дети собирают пазлы «Подснежники».
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, «ВЕСНА» прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а она, не может их понять. Поможем «ВЕСНЕ»? Команды отвечают по очереди.
Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха)
Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка)
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)
Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)
Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)
Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)
Воспитатель: «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК?» спрашивает нас весна.
Командам дается картинка, необходимо найти ошибки и назвать их.
Воспитатель: И следующее задание для команд «Четвертый лишний».
Ребята, вы должны определить какая из птиц является лишней, и объяснить почему. ( голубь, страус, курица, корабль, кукушка, дятел).
Воспитатель: Ребята вы все молодцы, столько всего знаете о весне.
А я всех вас благодарю,
И спасибо вам говорю.
Воспитатель: Ребята, птицы возвращаются весной в наши края. Начинают вить гнезда, обзаводятся потомством и заботятся о своих маленьких птенчиках. Под крышей нашего детского сада поселились ласточки, они принесли на своих крыльях весну нам. Птицы приносят большую пользу человеку и природе. К ним надо бережно относиться, охранять их, как и все живое на земле нашей.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
А. Н. Плещеев
Давайте с вами внимательно рассмотрим ласточку на картинке. Какая она?
Дети: Спинка и крылья, хвостик черного цвета, а грудка – белая.
Воспитатель: Все верно, ребята. А какой хвостик у ласточки?
Дети: Хвостик как будто разрезан на две части.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Все верно, вы внимательные ребята.
Ребята, я предлагаю разукрасить ласточек на бумаге.
Дети разукрашивают розданные воспитателем заготовки ласточек.
В конце мероприятия дети награждаются медалями «Знаток весны».
Подготовила и провела:
воспитатель дошкольной группы
МБОУ Липницкой СОШ
Самарина Е. В.
п. Косицы 2023 г.
10