«Имя прилагательное». Повторение.
5 класс
Цели:
1) Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа); введение новых грамматических признаков имени прилагательного (разряды: качественное, относительное, притяжательное; степень сравнения, краткая и полная формы). Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.
2) Развивающая - наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;
обогащение словарного запаса учащихся.
3) Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.
Тип урока: повторение пройденного материала
Форма: дидактическая игра. Урок-путешествие
I. Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.
Ход урока
1. Вступление
-Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний в страну «Имя прилагательное»
2. Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.
-А отправляемся мы из порта Части речи.
-Небольшое волнение на море, как в этих строчках.
-Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы: (запись в тетрадь)
Норка, черная, галка, рыжие,
гладкая, лисички, бантик пушистая
Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?
(имена существительные) -Назовите орфограммы в словах.
-Назовите признаки имен существительных.
-Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Можно следовать дальше. И мои вам пожелания: Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути!
-Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные)
-Как вы это определили? Докажите.
2. Эвристическая беседа
-Теперь мы плывем по морю Повторение.
Учитель читает четверостишие:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Докажите, что и в этом четверостишии речь идёт о прилагательном.
Дети отвечают:
- Имя прилагательное обозначает признак предмета, употребляется с именами существительными, в предложении является определением. Без прилагательных мир бы стал тусклым, бледным, неинтересным.
Учитель предлагает пофантазировать и словесно нарисовать имя прилагательное.
Дети фантазируют, придумывают.
Прилагательное:
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
-Я приглашаю вас совершить путешествие в столицу страны Прилагательных, в город Цветоград.
-А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?
(Ответ учащихся.)
-Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного, вы не могли бы общаться.
-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?
(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.)
5. Игра-физкультминутка.
Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)
-Попробуйте придумать подобные загадки и адресовать их мне или своим одноклассникам.
6. Выборочное письмо
-Путешественники, внимание! К нам на борт попала старинная бутылка с посланием, а в ней задание. Разгадаем и выполним (на доске текст с предложениями).
-Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные.
НА ДОСКЕ
Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берега - синяя.
(вода голубая, чистая, прозрачная, синяя). По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (По дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный)
(Проверка.) -Какие отличительные признаки предмета обозначают данные прилагательные? Назовите другие признаки, которые могут быть у этого предмета?
7.Работа со словарем
Борзая- быстрая, резвая. Б. конь
Борзая -охотничья собака с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами.)
8. Творческая работа
- Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня ... день.
Какое ... небо, какое ... море!
Впереди ... остров. На берегу ... песок и ... трава.
Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... острову.
9. Подведение итогов.
-Учитель спрашивает, что повторили сегодня на уроке.
-Прослушайте 2 текста и скажите, какой из них выразительнее и интереснее? Почему?
*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы
Затем просит ответить на вопросы:
1. Что обозначает имя прилагательное?
2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
3. Как оно изменяется?
10.Домашнее задание.