СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное. Повторение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное. Повторение»

«Имя прилагательное». Повторение.

5 класс

Цели:

1)    Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа); введение новых грамматических признаков имени прилагательного (разряды: качественное, относительное, притяжательное; степень сравнения, краткая и полная формы). Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.

2)   Развивающая - наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;

обогащение словарного запаса учащихся.

3)   Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.

 

Тип урока: повторение пройденного материала

Форма: дидактическая игра.    Урок-путешествие

             

I.          Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.

Ход урока

1.                                 Вступление 
-Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний в страну «Имя прилагательное»

2. Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.

-А отправляемся мы из порта Части речи.
-Небольшое волнение на море, как в этих строчках.

-Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы: (запись в тетрадь)

 

 Норка,            черная,          галка,           рыжие,    

           гладкая,         лисички,       бантик             пушистая

Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?

 (имена существительные) -Назовите орфограммы в словах.

-Назовите признаки имен существительных.

-Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Можно следовать дальше. И мои вам пожелания: Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути!

-Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные)

-Как вы это определили? Докажите.

2. Эвристическая беседа

-Теперь мы плывем по морю Повторение.

Учитель читает четверостишие:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!


 - Докажите, что и в этом четверостишии речь идёт о прилагательном.

Дети отвечают:

 - Имя прилагательное обозначает признак предмета, употребляется с именами существительными, в предложении является определением. Без прилагательных мир бы стал тусклым, бледным, неинтересным.

 Учитель предлагает пофантазировать и словесно нарисовать имя прилагательное.

Дети фантазируют, придумывают.

Прилагательное:

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

-Я приглашаю вас совершить путешествие в столицу страны Прилагательных, в город Цветоград.

-А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?

(Ответ учащихся.)

-Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного, вы не могли бы общаться.

-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?

(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.) 



5. Игра-физкультминутка.

—     Отгадайте кто это?

—     Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

—     Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

—     Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

—     Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

—     Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

—     Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

—     Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)

-Попробуйте придумать подобные загадки и адресовать их мне или своим одноклассникам.

6. Выборочное письмо

-Путешественники, внимание! К нам на борт попала старинная бутылка с посланием, а в ней задание. Разгадаем и выполним (на доске текст с предложениями).

-Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные.

НА ДОСКЕ

Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берега - синяя.

(вода голубая, чистая, прозрачная, синяя). По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (По дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный)

(Проверка.) -Какие отличительные признаки предмета обозначают данные прилагательные? Назовите другие признаки, которые могут быть у этого предмета?

7.Работа со словарем

Борзая- быстрая, резвая. Б. конь

Борзая -охотничья собака с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами.)


8. Творческая работа

- Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

Сегодня ... день. 
Какое ... небо, какое ... море! 
Впереди ... остров. На берегу ... песок и ... трава. 
Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... острову.


9. Подведение итогов.   

-Учитель спрашивает, что повторили сегодня на уроке.

-Прослушайте 2 текста и скажите, какой из них выразительнее и интереснее? Почему?

*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

 

*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы

 

Затем просит ответить на вопросы:

1.                    Что обозначает имя прилагательное?

2.                    На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

3.                    Как оно изменяется?


10.Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!