1.Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению» является частью АООП НОО (для 1-4) МБОУ СОШ №6 и составлена на основе:
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее – ФГОС НОО).
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн
-адаптированной основной Общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
-требований к результатам освоения АООП НОО; программы формирования универсальных (базовых) учебных действий
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012),
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6
-диагностики образовательного процесса.
Данный предмет способствует повышению читательской компетентности обучающихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения ( 4 классы).
Коррекционная работа ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО.
Курс «Коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению» ставит следующую цель:
целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
Основные задачи:
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
развивать поэтический слух,
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
обогащать чувственный опыт ребёнка,
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
В ходне диагностики были выявлены проблемы в овладении курсом «Литературное чтение»,с передачей содержащейся в прочитанном тексте основной мысли, установкой временных, причинно-следственных связей, характеристикой действующих лиц и оценкой их поступков. Существуют сложности с правильным интонированием при чтении и на основании данной диагностики составили коррекционный курс предмета «Литературное чтение».
Рабочая программа реализуется средствами УМК:
1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательной организаций. В 2 ч. / Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. – 4-е изд. - М.: Просвещение.
Цель программы: создание системы педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья имеющего трудности в обучении, направленные на развитие всех компонентов учебной деятельности, ликвидацию пробелов в усвоении программного материала. А также занятия, направленные на формирование социально-бытовой адаптации.
Краткая характеристика ребенка
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Задержанное развитие психических процессов, познавательной деятельности, речи. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В ходе диагностики знаний и умений по предмету было выявлено проблемы в знаниях по следующим направлениям:
- Ограниченный словарный запас
- Нечеткое произношение
- Неосмысленное чтение.
- Плохое запоминание прозы и стихотворений
- Низкая скорость чтения.
- Не умеет выделить главное в прочитанном
- Невыразительность чтения
2.Общая характеристика учебного курса
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно- эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме. Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа реализуется средствами УМК:
1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организаций. В 2 ч. / Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. – 4-е изд. - М.: Просвещение
Цель программы – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.
Задачи:
развитие у обучающихся психических процессов: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение;
развитие мыслительных операций: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
развитие чувства сплоченности, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
развитие самостоятельности, самоконтроля, саморегуляции;
коррекция отклоняющегося поведения.
Целью рабочей программы коррекционной работы, в соответствии с рекомендациями ПМПК, является развитие всех компонентов учебной деятельности, ликвидация пробелов в усвоении программного материала, достижение качества образования соответствующего требованиям ФГОС НОО для детей с ЗПР.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие
Представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
Развитие основных мыслительных операции: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; формирование умения планировать свою деятельность; развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно- образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция отклоняющегося поведения.
Работа поставленных задач строится на основе следующих принципов:
-диагностика в начале и конце года;
-«доведение» уровня знаний до возрастных норм;
-ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка;
-познавательно-личностное развитие ребенка;
-развитие самостоятельности;
-занимательность, наглядность, доступность;
-ориентация на соревновательность;
-связь теории с практикой
Формы проведения занятий–индивидуальная. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, тексты с хвостами и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась последующим критериям:
Оценка поведения ребенка родителями;
Оценка учебной деятельности педагогом;
3. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении 3 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
4. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ПМПК.
Основное содержание учебных предметов и курсов на ступени начального общего образования для детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС
Русский язык
1)формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2)развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико- орфографических умений для решения практических задач
3. Описание места коррекционного курса
Коррекционное занятие по литературному чтению входит в предметную область «Филология». Программа и материал УМК рассчитаны на 1 учебный год , 1 час в неделю, всего 34 часа
4. Описание ценностных ориентиров
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
— восприятие мира как единого и целостного;
— уважительного отношения к иному мнению;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям;
— навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности:
— способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
— ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие умения учиться, а именно:
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
— развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
5. Планируемые образовательные результаты:
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Личностными результатами изучения данной программы являются:
Мотивационная основа для усвоения знаний по предмету.
Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Усвоение моральных ценностей: «дружба», «толерантность», «сопереживание».
Метапредметные результаты:
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;
Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;
Сформированность мотивации достижения результата;
Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;
Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Ожидаемый результат
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающегося с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающегося 2 класса, имеющего низкий или ниже возрастной нормы уровень познавательных УУД.
В результате обучения по данной программе учащийся должен научиться:
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
4.Содержание
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
6.Календарно-тематический план
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | К-во час. | Характеристика деятельности обучающихся | дата |
план | факт |
| Функции речи. Виды речи. (10 часов) |
| | |
1 | Сокровища духовной народной мудрости. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Пословицы и поговорки о добре. Главная мысль стихотворения. | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять смысл пословиц о книгах. Рассматривать иллюстрации и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены Строить речевое высказывание в устной форме. | 4.09 | |
2 | Осень в художественных произведениях и произведениях живописи | 1 | 11.09 | |
3 | И.Никитин. Встреча зимы. И.Бунин. Листопад А.Майков. Летний дождь Эпитеты | 1 | 18.09 | |
4 | Узнай сказку Рус. нар. сказка. Заячья избушка. Восстановление сказки на основе рисунков. | 1 | Работать с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, схема). Формировать способность к самооценке. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 25.09 | |
5 | Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка Идэ | 1 | 2.10 | |
6-7 | Семейное чтение. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и бpaтец Иванушка. Анализ сказки по вопросам. | 2 | 9.10 18.10 | |
8 | Наш театр. Инсценирование сказки. Лиса и журавль. | 1 | 25.10 | |
| Текст. Признаки текста (9 часов) |
| | |
9 | Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине | 1 | Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Составлять устный рассказ по картине. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Готовить сообщение по заданной тематике. | 6.11 | |
10 | Самостоятельное чтение. Д. Карме. Весёлый старичок. Небывальщина. | 1 | 14.11 | |
11-12 | Семейное чтение. К. Чуковский. Путаница. Небылица. | 2 | 20.11 27.11 | |
13 | Пословицы и поговорки о дружбе. | 1 | 4.12 | |
14 | Придумать свой рассказ по ситуативным рисункам. | 1 | 11.12 | |
15-16 | Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как найти друзей» | 2 | 18.12 25.12 | |
17-18 | Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. | 2 | 15.01 22.01 | |
| |
1920 | Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. Рождественское. К. Фофанов. Ещё те звёзды не погасли... Рассказ о празднике. | 2 | Рассказывать о празднике Рождества Христова. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Отгадывать загадки; соотносить загадку с отгадкой. Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять основные события сказки. Называть главную мысль сказки. Соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам, комментарии). Составлять связный рассказ по теме. Высказывать свою точку зрения | 29.01 5.02 | |
21 | Загадки зимы. | 1 | 12.02 | |
22 | Я – поэт. Проба пера. | 1 | 26.02 | |
23 | Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина | 1 | 5.03 | |
24 | Сказки Ш. Перро. Золушка Обсуждение чудесного превращения. | 1 | 12.03 | |
25 | Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». | 1 | 19.03 | |
26 | Семейное чтение. Л. Толстой. Два брата. | 1 | 2.04 | |
27 | Весна в произведении живописи А. Куинджи. Сравнение через стихи о весне. | 1 | 9.04 | |
28 | Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». | 1 | 16.04 | |
29 | Семейное чтение. А. Майков. Христос воскрес | 1 | 23.04 | |
30 | К. Крыжицкий. Ранняя весна. Рассказ о весне по картине. | 1 | 30.04 | |
31 | Лад и согласие в семье | 1 | 7.05 | |
32 | Семейное чтение. Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек. | 1 | 14.05 | |
33 | Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. | 1 | 21.05 | |
34 | Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести» | 1 | 21.05 | |
| ИТОГО | 34 | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
УМК: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. – 4-е изд. - М.: Просвещение.
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Персональный компьютер.
3. Проектор.
4. Экран.