СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальные рабочие программы коррекционных занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальные рабочие программы коррекционных занятий с обучающимся 2 класса (вариант 7.1) УМК "Перспектива" по русскому языку, литературному чтению, математике

Просмотр содержимого документа
«крз испр Лит»


1.Пояснительная записка


Данная адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению» является частью АООП НОО (для 1-4) МБОУ СОШ №6 и составлена на основе:

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее – ФГОС НОО).

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн

-адаптированной основной Общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

-требований к результатам освоения АООП НОО; программы формирования универсальных (базовых) учебных действий

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012),

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6

-диагностики образовательного процесса.

Данный предмет способствует повышению читательской компетентности обучающихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.

Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения ( 4 классы).

Коррекционная работа ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО.

Курс «Коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению» ставит следующую цель:

целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;

Основные задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

  • развивать поэтический слух,

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

  • обогащать чувственный опыт ребёнка,

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

В ходне диагностики были выявлены проблемы в овладении курсом «Литературное чтение»,с передачей содержащейся в прочитанном тексте основной мысли, установкой временных, причинно-следственных связей, характеристикой действующих лиц и оценкой их поступков. Существуют сложности с правильным интонированием при чтении и на основании данной диагностики составили коррекционный курс предмета «Литературное чтение».


Рабочая программа реализуется средствами УМК:

1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательной организаций. В 2 ч. / Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. – 4-е изд. - М.: Просвещение.


Цель программы: создание системы педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья имеющего трудности в обучении, направленные на развитие всех компонентов учебной деятельности, ликвидацию пробелов в усвоении программного материала. А также занятия, направленные на формирование социально-бытовой адаптации.

Краткая характеристика ребенка

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Задержанное развитие психических процессов, познавательной деятельности, речи. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В ходе диагностики знаний и умений по предмету было выявлено проблемы в знаниях по следующим направлениям:

- Ограниченный словарный запас

- Нечеткое произношение

- Неосмысленное чтение.

- Плохое запоминание прозы и стихотворений

- Низкая скорость чтения.

- Не умеет выделить главное в прочитанном

- Невыразительность чтения


2.Общая характеристика учебного курса

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно- эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме. Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа реализуется средствами УМК:

1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организаций. В 2 ч. / Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. – 4-е изд. - М.: Просвещение


Цель программы – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.

Задачи:

  1. развитие у обучающихся  психических процессов: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение;

  2. развитие мыслительных операций: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  3. развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;

  4. развитие чувства сплоченности, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;

  5. развитие самостоятельности, самоконтроля, саморегуляции;

  6. коррекция отклоняющегося поведения.


Целью рабочей программы коррекционной работы, в соответствии с рекомендациями ПМПК, является развитие всех компонентов учебной деятельности, ликвидация пробелов в усвоении программного материала, достижение качества образования соответствующего требованиям ФГОС НОО для детей с ЗПР.


Программа предусматривает решение следующих задач:

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие

  • Представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

  • Развитие основных мыслительных операции: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; формирование умения планировать свою деятельность; развитие комбинаторных способностей.

  • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно- образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

  • Развитие речи, владение техникой речи.

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Коррекция отклоняющегося поведения.

Работа поставленных задач строится на основе следующих принципов:

-диагностика в начале и конце года;

-«доведение» уровня знаний до возрастных норм;

-ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка;

-познавательно-личностное развитие ребенка;

-развитие самостоятельности;

-занимательность, наглядность, доступность;

-ориентация на соревновательность;

-связь теории с практикой

Формы проведения занятий–индивидуальная. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, тексты с хвостами и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.


Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась последующим критериям:


  1. Оценка поведения ребенка родителями;

  2. Оценка учебной деятельности педагогом;

3. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении 3 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

4. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ПМПК.


Основное содержание учебных предметов и курсов на ступени начального общего образования для детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС

Русский язык

1)формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2)развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

4) овладение основами грамотного письма;

5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико- орфографических умений для решения практических задач

3. Описание места коррекционного курса

Коррекционное занятие по литературному чтению входит в предметную область «Филология». Программа и материал УМК рассчитаны на 1 учебный год , 1 час в неделю, всего 34 часа

4. Описание ценностных ориентиров

• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

— восприятие мира как единого и целостного;

— уважительного отношения к иному мнению;

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям;

— навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности:

— способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

— ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие умения учиться, а именно:

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

— развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.



5. Планируемые образовательные результаты:

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  1. Мотивационная основа для усвоения знаний по предмету.

  2. Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

  3. Усвоение моральных ценностей: «дружба», «толерантность», «сопереживание».

Метапредметные результаты:

  1. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  2. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  3. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  4. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  1. Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;

  2. Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;

  3. Сформированность мотивации достижения результата;

  4. Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;

  5. Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Ожидаемый результат

  • Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающегося с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающегося 2 класса, имеющего низкий или ниже возрастной нормы уровень познавательных УУД.

  • В результате обучения по данной программе учащийся должен научиться:

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- увеличить скорость и гибкость мышления

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- сравнивать предметы, понятия;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

4.Содержание


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


6.Календарно-тематический план


п/п

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

К-во час.

Характеристика

деятельности обучающихся

дата

план

факт


Функции речи. Виды речи. (10 часов)







1

Сокровища духовной народной мудрости.


Ю. Мориц. Трудолюбивая старуш­ка.

Пословицы и поговорки о добре.


Главная мысль стихотворения.


1


Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять

смысл пословиц о книгах. Рассматривать

иллюстрации и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения



Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи.

Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены Строить речевое высказывание в устной форме.

4.09


2

Осень в художественных произведениях и произведениях живописи

1

11.09


3


И.Никитин. Встреча зимы.

И.Бунин. Листопад

А.Майков. Летний дождь

Эпитеты

1

18.09


4

Узнай сказку

Рус. нар. сказка. Заячья избушка.

Восстановление сказки на основе рисунков.

1

Работать с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, схема).

Формировать способность к самооценке.

Читать

текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выбирать вопросы, на которые

предстоит ответить при чтении раздела.

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

25.09


5

Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка Идэ

1

2.10


6-7

Семейное чтение.

Русская народная сказка.

Сестрица Алё­нушка и бpaтец Иванушка.

Анализ сказки по вопросам.

2

9.10

18.10


8

Наш театр.

Инсценирование сказки. Лиса и журавль.

1

25.10



Текст. Признаки текста (9 часов)







9

Б. Кустодиев. Масленица.


Устное сочинение по картине


1


Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Выбирать

вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие

произведения в нём представлены.

Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

Составлять устный рассказ по картине. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом.

Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Готовить сообщение по заданной тематике.

6.11


10

Самостоятельное чтение.


Д. Карме. Весёлый старичок.

Не­бывальщина.

1

14.11


11-12

Семейное чтение.


К. Чуковский. Путаница.

Небылица.

2

20.11

27.11


13

Пословицы и поговорки о дружбе.


1

4.12


14

Придумать свой рассказ по ситуативным рисункам.


1

11.12


15-16

Самостоятельное чтение.


Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.

Обсуждение проблемы «Как найти друзей»


2

18.12

25.12


17-18

Семейное чтение.

А. Гайдар. Чук и Гек.


2

15.01

22.01




1920

Праздник Рождества Христова.

Саша Чёрный. Рождествен­ское.

К. Фофанов. Ещё те звёзды не погасли...

Рассказ о празднике.


2

Рассказывать о празднике

Рождества Христова.

Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Отгадывать загадки; соотносить загадку с отгадкой.

Находить книгу в библиотеке по заданной теме.

Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Определять основные события сказки. Называть главную мысль сказки.

Соотносить смысл сказки с пословицей.

Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки:

героев, события.

Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи.

Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены.

Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать

прозаический и поэтический тексты.

Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.


Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам, комментарии).


Составлять связный рассказ по теме. Высказывать свою точку зрения

29.01

5.02


21

Загадки зимы.




1

12.02


22

Я – поэт.

Проба пера.

1

26.02


23

Мои любимые писатели.

Сказки А.С. Пушкина



1

5.03


24

Сказки Ш. Перро. Золушка

Обсуждение чудесного превращения.



1

12.03


25

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Прик­лючения Бибигона».


1

19.03


26

Семейное чтение. Л. Толстой. Два брата.

1

2.04


27

Весна в произведении живопи­си А. Куинджи.


Сравнение через стихи о весне.

1

9.04


28

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».


1

16.04


29

Семейное чтение.

А. Майков. Христос воскрес


1

23.04


30

К. Крыжицкий. Ранняя весна.

Рассказ о весне по картине.


1

30.04


31

Лад и согласие в семье


1

7.05


32

Семейное чтение.

Л. Толстой. Отец и сыновья.

Старый дед и внучек.


1

14.05


33


Самостоятельное чтение.

Маленькие рассказы Н. Сладкова.

1



21.05


34

Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести»

1

21.05



ИТОГО

34






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

УМК: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. – 4-е изд. - М.: Просвещение.

Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Персональный компьютер.

3. Проектор.

4. Экран.

Просмотр содержимого документа
«крз испр РУС»


1.Пояснительная записка


Данная адаптированная рабочая программа коррекционного курса по русскому языку является частью АООП НОО (для 1-4) МБОУ СОШ №6 и составлена на основе:

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее – ФГОС НОО).

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн

- адаптированной основной Общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).

-требований к результатам освоения АООП НОО; программы формирования универсальных (базовых) учебных действий

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012),

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6

- диагностики образовательного процесса

Программа коррекционного курса, являясь частью АООП НОО, направлена на коррекцию дефектов психофизического развития обучающегося с ЗПР и обеспечение успешности освоения АООП. Общей целью изучения данного коррекционно-развивающего курса (КРК) является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Самым общим результатом освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.

Коррекционная направленность программы включает:

-осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи обучающемуся с ЗПР с

учетом их особых образовательных потребностей;

-удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР;

-коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

-развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

-формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

-коррекция нарушений устной и письменной речи.

Цель программы: создание системы педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья имеющего трудности в обучении, направленные на развитие всех компонентов учебной деятельности, ликвидацию пробелов в усвоении программного материала. А также занятия, направленные на формирование социально-бытовой адаптации.

Краткая характеристика ребенка

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Задержанное развитие психических процессов, познавательной деятельности, речи. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Данный коррекционный курс разработан после проведённой диагностики, в ходе которой были выявлены общеучебные трудности обучения :

- пробелы в знаниях орфограмм

- пропуск букв( чаще гласных)

-допускает ошибки в родовых окончаниях прилагательных, существительных

-трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов

- трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных.


2.Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционно – развивающие занятия по русскому языку обеспечивают языковое и общее речевое развитие школьников. Они способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР. Умение грамотно писать, излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Данный курс вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Рабочая программа реализуется средствами УМК:

Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной Русский язык: учебник для 2класса: в 2 ч. – М.: Издательство Просвещение.

Дополнительная литература: Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной Русский язык:. Методическое пособие к учебнику « Русский язык» 2 класс. – М.: Издательство Просвещение.


Программа предусматривает решение следующих задач:

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие

  • Представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

  • Развитие основных мыслительных операции: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; формирование умения планировать свою деятельность; развитие комбинаторных способностей.

  • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно- образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

  • Развитие речи, владение техникой речи.

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Коррекция отклоняющегося поведения.

Работа поставленных задач строится на основе следующих принципов:

-диагностика в начале и конце года;

-«доведение» уровня знаний до возрастных норм;

-ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка;

-познавательно-личностное развитие ребенка;

-развитие самостоятельности;

-занимательность, наглядность, доступность;

-ориентация на соревновательность;

-связь теории с практикой

Формы проведения занятий–индивидуальная. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, тексты с хвостами и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.


Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась последующим критериям:


  1. Оценка поведения ребенка родителями;

  2. Оценка учебной деятельности педагогом;

3. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении 3 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

4. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ПМПК.


Основное содержание учебных предметов и курсов на ступени начального общего образования для детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС

Русский язык

1)формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2)развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

4) овладение основами грамотного письма;

5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико- орфографических умений для решения практических задач

3. Описание места коррекционного курса

Коррекционное занятие по русскому языку входит в предметную область «Филология». Программа и материал УМК рассчитаны на 1 учебный год , 1 час в неделю, всего 34 часа

4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса :

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям;

— навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра;

• развитие умения учиться, а именно:

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

— развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.


5.Планируемые результаты освоения программы

(личностные, метапредметные, предметные)

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  1. Мотивационная основа для усвоения знаний по предмету.

  2. Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

  3. Усвоение моральных ценностей: «дружба», «толерантность», «сопереживание».

Метапредметные результаты:

  1. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  2. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  3. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  4. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  1. Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;

  2. Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;

  3. Сформированность мотивации достижения результата;

  4. Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;

  5. Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Ожидаемый результат

  • Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающегося с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающегося 2 класса, имеющего низкий или ниже возрастной нормы уровень познавательных УУД.

  • В результате обучения по данной программе учащийся должен научиться:

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- увеличить скорость и гибкость мышления

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- сравнивать предметы, понятия;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
2.Содержание программы

п/п

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

1-2

Повторение орфограмм, изученных в 1 классе

Ликвидация пробелов в знаниях

Развитие орфографической зоркости

Упражнения в написании сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ, ЧК, ЧН; в написании заглавной буквы в именах, названиях городов

3-4

Звуки и буквы. Фонетический разбор

Ликвидация пробелов в знаниях

Развитие фонематического слуха

Упражнения в обозначении звуков буквами

Фонетический разбор слова

5-6

Предложение. Знаки препинания в предложении

Ликвидация пробелов в знаниях


составление предложений из слов

виды предложений по цели высказывания и интонации

знаки препинания в конце предложения


7-8

Предложение. Грамматическая основа предложения

Ликвидация пробелов в знаниях


Упражнения в определении грамматической основы.

Составление предложений из слов

9-10

Слова с непроверяемыми гласными в корне слова

Ликвидация пробелов в знаниях


Упражнения в написании словарных слов

11-12

Слова с проверяемыми гласными в корне слова

Ликвидация пробелов в знаниях


Упражнения в определении и проверке безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением

13-14

Запись предложений под диктовку

Развитие внимания, слуховой памяти

Упражнения в написании под диктовку

15-16

Списывание с проговариванием

Развитие внимания, памяти

Упражнения в развитии списывания с проговариванием

17-18

Правописание сомнительных согласных в корне слова

Ликвидация пробелов в знаниях


родственные (однокоренные) слова; правописание проверяемых парных согласных в корне

19-20

Правописание непроизносимых согласных в корне

Ликвидация пробелов в знаниях


Упражнения в определении и проверке непроизносимых согласных

21-22

Изложения текста по вопросам

Развитие письменной речи

составление предложений из слов, текста из предложений

обучение письменному ответу на вопросы

изложение текста из 3-4 предложений по вопросам


23-24

Состав слова. Корень

Ликвидация пробелов знаний

Упражнения в определении частей слова

Разбор слова по составу

25-26

Состав слова. Основа и окончание

Ликвидация пробелов знаний

Упражнения в определении основы и окончания

27-28

Звуко-буквенный разбор, разбор слова по составу, главные члены предложения и словосочетания.

Ликвидация пробелов знаний

Словарные слова,

Разборы слов, составления словосочетаний и предложений

29-30

Части речи. Существительные

Ликвидация пробелов знаний

Упражнения в определении существительных собственных, нарицательных, одушевленных и неодушевлённых

31-32

Части речи. Прилагательные

Ликвидация пробелов знаний

Упражнения в определении прилагательных по вопросам от существительных

33

Запись с комментированием и под диктовку. Закрепление.

Ликвидация пробелов знаний

Упражнения на закрепление знаний программного материала



  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Коли

чество часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Коррек

тировка

1

Повторение орфограмм, изученных в 1 классе

2

7.09,14.09


Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой.

Расширение словарного запаса


2

Звуки и буквы. Фонетический разбор

2

21.09,28.09

Звуко-буквенный анализ слов


3

Предложение. Знаки препинания в предложении

2

5.10,12.10

Списывание предложений, анализ


4

Предложение. Грамматическая основа предложения

2

17.10,24.10

Выделение в предложении главных членов предложения


5

Слова с непроверяемыми гласными в корне слова

2

9.11,16.11

Применять правила правописания. Подбирать примеры


6

Слова с проверяемыми гласными в корне слова

2

23.11,26.11

Применять правила правописания. Подбирать примеры


7

Запись предложений под диктовку

2

3.12,10.12

Письмо с применением правил правописания


8

Списывание с проговариванием

2

17.12,24.12

Письмо с применением правил правописания


9

Правописание сомнительных согласных в корне слова

2

14.01,21.01

Применять правила правописания. Подбирать примеры


10

Правописание непроизносимых согласных в корне

2

28.01,4.02

Применять правила правописания. Подбирать примеры


11

Изложение текста по вопросам

2

11.02,18.02

Обучение изложению текста


12

Состав слова. Корень

2

25.02,4.03

Упражнения в определении частей слова

Разбор слова по составу


13

Состав слова. Основа и окончание

2

11.03,18.03

Упражнения в определении частей слова

Разбор слова по составу


14

Звуко-буквенный разбор, разбор слова по составу, главные члены предложения и словосочетания.

2

1.04,8.04

Учить выполнять разбор, выделять в предложении грамматическую основу


15

Части речи. Существительные

2

15.04,22.04

Учить находить части речи в предложениях. Задавать вопрос


16

Части речи. Прилагательные

2

29.04,6.05

Учить находить части речи в предложениях. Задавать вопрос


17

Запись предложений и слов с комментированием и под диктовку. Закрепление.

1

13.05,20.05

Письмо с применением правил правописания




Материально-техническое обеспечение

УМК: Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной Русский язык: учебник для 2 класса: в 2 ч. – М.: Издательство Просвещение.

Дополнительная литература: Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной Русский язык:. Методическое пособие к учебнику « Русский язык» 2 класс. – М.: Издательство Просвещение.


Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Персональный компьютер.

3. Проектор.

4. Экран.

Просмотр содержимого документа
«матИСПР»

1.Пояснительная записка


Данная адаптированная рабочая программа коррекционного курса по математике является частью АООП НОО (для 1-4) МБОУ СОШ №6 и составлена на основе:

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее – ФГОС НОО).

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн

- адаптированной основной Общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012),

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6

-диагностики образовательного процесса.

Цель программы: создание системы педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья имеющего трудности в обучении, направленные на развитие всех компонентов учебной деятельности, ликвидацию пробелов в усвоении программного материала. А также занятия, направленные на формирование социально-бытовой адаптации.

Краткая характеристика ребенка

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Задержанное развитие психических процессов, познавательной деятельности, речи. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Данный коррекционный курс разработан после проведённой диагностики, в ходе которой были выявлены общеучебные трудности обучения :

- Ошибки при решении арифметических примеров

- Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части

- замедленный темп умственной деятельности.

- Неумение решать задачи.

- Трудности при осуществлении сравнения

- Использование нерациональных приемов решения

примеров и задач.

2.Общая характеристика коррекционного курса

Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения учащихся 2 специального  (коррекционного) класса VII вида.  

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

        В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительно-моторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.  Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоциональная незрелость.

Рабочая программа реализуется средствами УМК:

1. Дорофеев Г.В. Математика. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. \ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука..- М.: Просвещение

2. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений М. Просвещение


Целью рабочей программы коррекционной работы, в соответствии с рекомендациями ПМПК, является развитие всех компонентов учебной деятельности, ликвидация пробелов в усвоении программного материала, достижение качества образования соответствующего требованиям ФГОС НОО для детей с ЗПР.


Программа предусматривает решение следующих задач:

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие

  • Представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

  • Развитие основных мыслительных операции: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; формирование умения планировать свою деятельность; развитие комбинаторных способностей.

  • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно- образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Коррекция отклоняющегося поведения.

Работа поставленных задач строится на основе следующих принципов:

-диагностика в начале и конце года;

-«доведение» уровня знаний до возрастных норм;

-ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка;

-познавательно-личностное развитие ребенка;

-развитие самостоятельности;

-занимательность, наглядность, доступность;

-ориентация на соревновательность;

-связь теории с практикой

Формы проведения занятий–индивидуальная. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, тексты с хвостами и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.


Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась последующим критериям:


  1. Оценка поведения ребенка родителями;

  2. Оценка учебной деятельности педагогом;

3. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении 3 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

4. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ПМПК.


3. Описание места коррекционного курса

Коррекционное занятие по математике входит в предметную область «Математика и информатика». Программа и материал УМК рассчитаны на 1 учебный год , 1 час в неделю, всего 34 часа

4. Описание ценностных ориентиров

• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

— восприятие мира как единого и целостного;

— уважительного отношения к иному мнению;

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям;

— навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра;

• развитие умения учиться, а именно:

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

— развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

5.Планируемые результаты освоения программы

(личностные, метапредметные, предметные)

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  1. Мотивационная основа для усвоения знаний по предмету.

  2. Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

  3. Усвоение моральных ценностей: «дружба», «толерантность», «сопереживание».

Метапредметные результаты:

  1. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  2. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  3. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  4. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  1. Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;

  2. Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;

  3. Сформированность мотивации достижения результата;

  4. Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;

  5. Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Ожидаемый результат

  • Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающегося 2 класса, имеющего низкий или ниже возрастной нормы уровень познавательных УУД.

  • В результате обучения по данной программе учащийся должен научиться:

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- увеличить скорость и гибкость мышления

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- сравнивать предметы, понятия;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач




6.Содержание программы

п/п

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

1

«Сложение и вычитание в пределах 20 в два действия»

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 в 2 действия

устный счѐт: сложение и вычитание в пределах 10, состав чисел первого десятка;

таблица сложения и вычитания чисел второго десятка;

2

«Решение задач на нахождение суммы и остатка»

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение задач

Развивать логическое мышление

Задачи на сложение и вычитание в пределах 20 в 2 действия;


3

«Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц»

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение задач

Развивать логическое мышление

арифметический диктант: состав чисел второго десятка, сложение и вычитание в пределах 20, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;


комбинаторные задачи и задания на логическое мышление;

задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц;

4

Сложение «круглых» десятков.

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров на сложение «круглых» десятков

Примеры на вычитание «круглых" десятков

5

Задачи на сравнение.

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение задач

Развивать логическое мышление

устный счет: сложение и вычитание в пределах 20, ув. и ум. числа на несколько единиц, сложение «круглых» десятков;


вычитание «круглых» десятков.


6

Вычитание «круглых» десятков

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров на вычитание «круглых» десятков

решение задач на сравнение с использованием рисунков, схем;


7

Решение примеров вида: 20+5, 25+3, 25-3

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров

устный счет: примеры «с окошечками» на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого в пределах первого десятка;


решение задач изученных видов;


решение примеров вида: 20+5, 25+3, 25-3;


8

Проверочная работа. Работа над ошибками

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20, решение примеров вида20+5, 25+3, 25-3; решение задач на ув. и ум. на несколько единиц;

- проверка знаний по темам: сложение и вычитание в пределах 20; сложение и вычитание «круглых» десятков в 2 действия; решение примеров вида: 20+5, 25+3, 25-3; решение задач на ув. и ум. на несколько единиц;

9

Решение примеров вида: 40+25,67-20

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров на сложение и вычитание

арифметический диктант с использованием примеров изученных видов;

устное решение задач изученных видов


придумать вопрос к задаче по условию, объяснить, что найдем, если выполним данное действие в задаче (подготовка к решению задач с пояснением)

решение примеров вида: 40+25,67-20


10

Решение примеров вида: 40+25,67-20

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров на сложение и вычитание

арифметический диктант с использованием примеров изученных видов;

устное решение задач изученных видов


придумать вопрос к задаче по условию, объяснить, что найдем, если выполним данное действие в задаче (подготовка к решению задач с пояснением)

решение примеров вида: 40+25,67-20


11

Составные задачи. Примеры вида: 36+7

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач

устный счет: примеры вида: 20+5, 25+3, 25-3, 40+25,67-20

решение составные задачи с пояснением

решение примеров вида: 36+7


12

Составные задачи. Примеры вида: 36+7

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач

устный счет: примеры вида: 20+5, 25+3, 25-3, 40+25,67-20

решение составные задачи с пояснением

решение примеров вида: 36+7


13

Решение задач. Примеры вида: 40-5

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач

арифметический диктант

закрепление решения примеров изученных видов

закрепление решения составных задач

решение примеров вида: 40-5


14

Решение задач. Примеры вида: 40-5

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач

арифметический диктант

закрепление решения примеров изученных видов

закрепление решения составных задач

решение примеров вида: 40-5


15

Величины и действия с ними

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач на сравнение, сложение и вычитание величин

единицы измерения длины, веса, времени

величины и действия с ними (сложение, вычитание, сравнение, перевод одних единиц в другие)

задачи с использованием величин


16

Величины и действия с ними

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач на сравнение, сложение и вычитание величин

единицы измерения длины, веса, времени

величины и действия с ними (сложение, вычитание, сравнение, перевод одних единиц в другие)

задачи с использованием величин


17

Решение задач

Развитие логического мышления

комбинаторные задачи и задания на логическое мышление


18

Решение задач

Развитие логического мышления

комбинаторные задачи и задания на логическое мышление


19

Решение примеров вида 35 -7

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач


комбинаторные задачи и задания на логическое мышление

решение примеров вида: 35-7


20

Порядок действий. Сравнение выражений

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач

устный счет: примеры вида: 40-5, 35-7; перевод одних единиц измерения величин в другие, сравнение числа и выражения


порядок действий в выражениях с несколькими действиями

составные задачи

сравнение двух выражений


21

Порядок действий. Сравнение выражений

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач

устный счет: примеры вида: 40-5, 35-7; перевод одних единиц измерения величин в другие, сравнение числа и выражения


порядок действий в выражениях с несколькими действиями

составные задачи

сравнение двух выражений


22

Примеры вида: 45+18, 45-18. Запись решения «столбиком

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач

устный счет: порядок действий, сравнение выражений, нахождение периметра

решение примеров вида: 45+18, 45-18, запись решения «столбиком»


23

Решение задач в 2 действия

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач

арифметический диктант

устный счет: нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого

решение задач в 2 действия с пояснением

закрепление решения примеров вида: 45+18, 45-18


24

Действия деление и умножение. Умножение и деление на 2 и на 3

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач

развитие вычислительных навыков

решение геометрических задач

смысл действий умножения и деления

отработка умножения и деления на 2 и 3


25

Действия деление и умножение. Умножение и деление на 2 и на 3

Корректировать пробелы в знаниях по теме через решение примеров и задач

развитие вычислительных навыков

решение геометрических задач

смысл действий умножения и деления

отработка умножения и деления на 2 и 3


26

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

Развитие наглядно-образного и логического мышление

арифметический диктант: умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание


повторение темы: Величины, сравнение выражений

задачи на умножение и деление с опорой на рисунок


27

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

Развитие наглядно-образного и логического мышление

арифметический диктант: умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание


повторение темы: Величины, сравнение выражений

задачи на умножение и деление с опорой на рисунок


28

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

Развитие наглядно-образного и логического мышление

арифметический диктант: умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание


повторение темы: Величины, сравнение выражений

задачи на умножение и деление с опорой на рисунок


29

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

Развитие наглядно-образного и логического мышление

арифметический диктант: умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание


повторение темы: Величины, сравнение выражений

задачи на умножение и деление с опорой на рисунок


30

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

Развитие наглядно-образного и логического мышление

арифметический диктант: умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание


повторение темы: Величины, сравнение выражений

задачи на умножение и деление с опорой на рисунок


31

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

Развитие наглядно-образного и логического мышление

арифметический диктант: умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание


повторение темы: Величины, сравнение выражений

задачи на умножение и деление с опорой на рисунок


32

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

Развитие наглядно-образного и логического мышление

арифметический диктант: умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание


повторение темы: Величины, сравнение выражений

задачи на умножение и деление с опорой на рисунок


33

Решение задач на умножение и деление

Развитие наглядно-образного и логического мышление

арифметический диктант: умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание


задачи на умножение и деление



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Характеристика

деятельности обучающегося

планируемая

фактическая

1

Сложение и вычитание в пределах 20 в два действия

1

5.09


Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 20

2

Решение задач на нахождение суммы

1

12.09


Составлять условие, решение задачи, писать ответ

3

Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц

1

19.09


4

Геометрические фигуры

1

26.09



5

Задачи на сравнение.

1

3.10


Составлять условие, решение задачи, писать ответ

6

Сравнение чисел

1

10.10


Сравнивать числа в пределах 20,опираясь на порядок следования этих чисел при счёте. Читать и записывать числа в пределах 20, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи,

7

Решение примеров вида: 20+5, 25+3, 25-3

1

17.10


Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения и деления)

8

Проверочная работа. Работа над ошибками

1

24.10


9

Сложение круглых десятков

1

7.11


10

Решение примеров вида: 40+25,67-20

1

14.11


Проверять правильность выполнения арифметических действий, используя другой приём вычисления или зависимость между

11

Составные задачи. Примеры вида: 36+7

1

21.11


12

Вычитание круглых десятков

1

28.11


13

Решение задач. Примеры вида: 40-5

1

5.12


Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения и деления)

14

Решение задач. Примеры вида: 40-5

1

12.12


15

Величины и действия с ними

1

19.12


Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Описывать явления и события с использованием чисел и величин.

16

Величины и действия с ними

1

26.12


17

Решение задач

1

16.01


Использовать знания таблицы умножения при вычислении значений выражений.

Составлять условие, решение задачи, писать ответ

Решать задачи в 1-2 действия.

18

Решение задач

1

23.01


19

Решение примеров вида 35 -7

1

30.01

6.02


20

Порядок действий. Сравнение выражений

1

13.02


Проверять правильность выполнения арифметических действий, используя другой приём вычисления или зависимость между

21

Порядок действий. Сравнение выражений

1

20.02


22

Примеры вида: 45+18, 45-18. Запись решения «столбиком

1

27.02


23-24

Решение задач в 2 действия

2

6.03


Решать задачи в 1-2 действия.

25

Действия деление и умножение. Умножение и деление на 2 и на 3

1

13.03


Использовать знания таблицы умножения при вычислении значений выражений.


26

Действия деление и умножение. Умножение и деление на 2 и на 3

1

20.03


27

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

1

3.04


Использовать знания таблицы умножения при вычислении значений выражений.

Составлять условие, решение задачи, писать ответ

Решать задачи в 1-2 действия.


28

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

1

10.04


29

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

1

17.04


30

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

1

24.04


31

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

1

8.05


32

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

1

15.05


33

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

1

22.05


34

Решение задач на умножение и деление

1

22.05




Материально-технического обеспечения образовательного процесса.

УМК: 1. Дорофеев Г.В. Математика. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. \ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука..- М.: Просвещение

2. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений М. Просвещение

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!