СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный подход в работе с одаренными детьми на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педагога.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный подход в работе с одаренными детьми на уроках технологии»

«Индивидуальный подход в работе с одаренными детьми на уроках технологии»


Целью своего выступления я вижу обобщение моего опыта работы с одарёнными детьми, и акцентирование на таких формах работы с ними, как метод творческих проектов и подготовка к конкурсам и выставкам.

Начиная разговор о развитии одарённости у детей, обучающихся в наших школах, нужно отметить, что в отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей:

Гениальность

Талант

Одаренность

Способность

Итак, на нижнем уровне этой классификации стоят способности. Это

индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Одарённость-это высокий уровень развития каких-либо способностей, создающих возможность успеха в определённой деятельности (специальная одарённость) или способности к широкому кругу деятельности (общая одарённость).

От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.

Выявить одарённого ребёнка по предмету технология, можно только в процессе его деятельности. Особенности образовательной области технология таковы, что она имеет практическую направленность по созданию работ своими руками. И даже если ребёнок имеет отличные оценки по всем предметам, то это вовсе не гарантирует его блестящие успехи в технологии.

А бывает и наоборот, но правда, реже, когда ученик или ученица проявляют свои способности именно в создании творческих работ, изделий.

Формы работы с одаренными учащимися:

-творческие проекты;

-кружки по интересам, выставки детского творчества;

-групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

-занятия исследовательской деятельностью;

-конкурсы;

-научно-практические конференции;

-участие в олимпиадах;

-работа по индивидуальным планам;


Форма работы - создание творческих проектов, исследовательских работ

Творческий проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педагога.

Такая учебная деятельность переходит из процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику раскрыть свой потенциал. Как применить проектный метод на уроке? Например: Раздел: Кулинария в 5 классе на уроке учащиеся выполняют групповой проект «Начало дня – завтрак». Самостоятельно распределяют задания между членами своей бригады. В итоге - каждый получает и выполняет своё задание в виде мини исследования. Ученицы самостоятельно занимаются сбором информации, анализом, обобщением, оформлением. В данном случае учитель – консультант, руководитель. Каждая бригада, проявляя творчество, разрабатывает свой проект. Форма проведения у всех может быть разная – «воскресный», «праздничный», «утро рабочего дня», полная свобода творчества в составлении меню и оформлении блюд, сервировки. Каждый разработанный проект в бригаде проходит испытания, как в школе, так и в домашних условиях. От каждого члена бригады зависит выполнение проекта, а значит общая оценка за проект. Защита проекта по кулинарии проходит после изучения всего материала. Учащиеся показывают знания, умения в приготовлении, оформлении блюд, в сервировке стола, культуре поведения, этикете. Это является контролем усвоения материала. Демонстрируют сплочённость общим делом, а публичная защита проекта развивает коммуникабельность и уверенность в себе.

Раздел: Создание изделий из текстильных материалов. На уроке при изучении темы «Машинная игла» в 6 классе учащиеся выполняют мини проект: выбирают эскиз изделия, выбирают образцы ткани, нитки и подбирают иглы для обработки данного изделия. Ученицы самостоятельно занимаются анализом полученной информации, обобщением, оформлением. Имея опыт групповой проектной деятельности, учащиеся могут перейти к индивидуальной, как более сложной, так как каждый учащийся должен выполнить личный проект «Мое первое платье». Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его разрешения разные. Возможно одновременное выполнение разных проектов.

Мониторинг личностных качеств учащихся помогает дифференцировать проекты по степени сложности для разных учащихся или групп учащихся на одном и том же этапе обучения. Например: в 6 классе по теме «Плечевое изделие» девочки способные, с высокой мотивацией, могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие, выполняют проект «Летнее платье», «Туника», а ученицы среднего уровня восприятия выполняют проект «Моя ночная сорочка». При дифференцированном подходе, для меня важно учитывать возможности учащихся работать в своем индивидуальном темпе, обусловленном психофизиологическими особенностями и его подготовкой. Так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. В силу своих способностей ученицам с низким уровнем усвоения материала, с низкой мотивацией, предлагаю не сложные проекты – «комплект для кухни», «Прихватка», «Игольница». Работа с тканью, изготовление одежды, выполнение декоративно-прикладных работ своими руками являются творческим процессом, одним из средств самовыражения и дают возможность учащимся реализовать свои замыслы в реальные, конкретные швейные изделия.

Обоснованность выбора метода проектов, как развитие одарённости у школьников

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат - изделие, вещь, которой могут воспользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него душу. А ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно

  • метод проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа

Форма работы с одарёнными детьми кружки декоративно-прикладного творчества, подготовка работ к выставкам детского прикладного творчества

Выставка - это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, и конечно, она должна открывать новые стороны одарённостей учеников, а может быть даже и их таланты.

Подготовка работ к выставке осуществляется на кружковых занятиях и должна способствовать повышению художественного уровня обучающихся.

Создавая работу для выставки, школьник обогащается дополнительными знаниями по теме, что, безусловно, способствует развитию его одарённости.

Представление работ на ежегодных выставках

Ученики нашей школы уверенно выставляют свои работы на районной выставке декоративно-прикладного творчества. Каждая творческая работа учащихся еще раз подтверждает, что искусство развивает воображение, фантазию, стимулирует рост способностей.

Работы моих учеников заслужили грамоты и дипломы.

Одаренные дети – это дети, которые делают все немного раньше,

немного лучше, немного быстрее и часто немного не так, как большинство

других детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!