СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии в сфере финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогам надо понимать, что все видеоматериалы должны

использоваться в качестве поддерживающих учебных материалов к учебно-

методическим комплектам (УМК). Использование видеоматериалов на

занятиях по финансовой грамотности направлено на:

- визуализацию основного содержания учебных пособий, входящих

УМК, разработанных в рамках Проекта;

- акцентирование внимания на наиболее важных вопросах содержания

тем по финансовой грамотности;

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в сфере финансовой грамотности»

Информационные технологии в сфере финансовой грамотности.


В настоящее время ИКТ активно внедряются в процесс обучения.

Информатизация образования продиктована требованиями, которые

предъявляет современное общество к качеству обучения и подготовке

подрастающего поколения.

На учебных занятиях используются презентации и видеоролики на

соответствующую тематику. Обучающиеся имеют возможность работать с

электронными учебниками, как средствами, направленными на обеспечение

базовой и практической их подготовки. Данные материалы находятся воткрытом доступе, такие как: Вашифинансы.ру, ХочуМогуЗнаю,

школа.вашифинансы.рф, Финансовая культура и пр., что позволяет

обучающимся в удобное время ознакомиться, изучить и закрепить

соответствующий материал по вопросам финансовой грамотности в привязкек возрастной категории.

Информационные технологии позволяют задействовать видеоинформацию, компьютерные игры, компакт-диски для повышения финансовой грамотности. Использование современных интерактивных технологий на уроках финансовой грамотности позволяет увеличить объем информации. Интернет дает возможность использования образовательных ресурсов для поиска источников, текстов монографий, различных статей, рефератов, помощи электронных библиотек. Это говорит, о том, что информационно-коммуникативные технологии способны стимулировать познавательный интерес к предметам общественного цикла создавать творческую атмосферу в обучении и стать эффективным инструментом в руках учителя и обучающегося. В рамках Проекта Минфина России было создано три типа видеоматериалов: анимированные презентации, короткометражные, художественные фильмы и мультипликационные фильмы. Организатором и модератором этой работы выступила консультационная компания ПАКК.

На сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования можно познакомиться с видеоматериалами, созданными в рамках Проекта URL: https://fmc.hse.ru/news/365993683.html.

Педагогам надо понимать, что все видеоматериалы должны

использоваться в качестве поддерживающих учебных материалов к учебно-

методическим комплектам (УМК). Использование видеоматериалов на

занятиях по финансовой грамотности направлено на:

- визуализацию основного содержания учебных пособий, входящих

УМК, разработанных в рамках Проекта;

- акцентирование внимания на наиболее важных вопросах содержания

тем по финансовой грамотности;

- создание учебных ситуаций (проблемных), организацию разных форм

групповой/парной работы на занятиях;

- наглядное, интерактивное представление новой информации;

- демонстрацию проблемных ситуаций, которые требуют принятия

грамотных финансовых решений, и модели этих решений;

- рассмотрение типичных ошибок потребителей финансовых услуг;

- формирование у школьников универсальных учебных действий.

Технологическая схема включения видеоматериала в занятие включает 2

этапа: до и после просмотра. На первом этапе – мотивация, акцентирование

внимания учеников на конкретных вопросах, ответы на которые они должны

получить в ходе просмотра. На втором – анализ, рефлексия, оценка

финансовых решений и моделей этих решений. Оба этапа включения

видеоматериала в занятие очень важны, системная работа педагога будет

способствовать формированию метапредметных результатов обучения

финансовой грамотности:

- умений контролировать и оценивать свои действия, вносить

коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики

ошибок (регулятивные УУД);

- умений слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном

обсуждении проблемы (коммуникативные УУД);

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в

познавательную (познавательные УУД).

Просмотр видеоматериала обязательно должен сопровождаться

выполнением учебных заданий, соответствующих возрастным особенностям

обучающихся и направленных на достижение планируемых результатов

обучения. Задания должны быть разнообразны, их выполнение предполагает

включение обучающихся в разные виды деятельности, позволяющие

организовать групповую работу обучающихся и их коммуникацию.

Использование видеоматериалов в процессе формирования финансовой

грамотности предполагает их включение в учебное занятие на конкретном

заранее запланированном этапе занятия, которое сопровождается

организацией разнообразных видов познавательной деятельности

обучающихся.

Для организации групповой/парной работы обучающихся с

видеоматериалом рекомендуется применение следующих методов обучения.

1. Метод «Пазлы»

Метод эффективен для организации познавательной деятельности обучающихся с мультфильмами и короткометражными фильмами на учебном занятии.

Этапы применения метода.

1. Класс делится на группы. Можно сформировать столько групп, сколько

сцен в структуре видеоматериала, с которым предстоит работа. Каждой группе дать задание по конкретной сцене.

2. Каждой группе даются задания, которые могут быть сформулированы

в виде 2-3 вопросов, ответы на которые могут быть устными или письменными. Например, заполнить таблицу, продолжить последовательность выполнения действий или др.

3. Перед просмотром группы знакомятся с полученным заданием и обсуждают, как будут его выполнять.

4. После просмотра группы выполняют задание и готовятся к представлению результатов своей работы.

5. Учитель вызывает к доске учащихся каждой команды для предъявления

результатов своих решений.

При подведении итогов учитель предлагает рассказать представителям

групп о том, чему им удалось научиться, что удалось узнать в ходе работы.

2. Метод «Змейка финансовых знаний»

После просмотра видеоматериала учитель организует «змейку». Один

ученик задает другому вопрос по содержанию просмотренного материала.

Ученик, которому задали вопрос, отвечает на него и продолжает «змейку» -

задает свой вопрос следующему и т.д. Учитель вместе с другими учениками

следит за правильностью ответов. Если ученик ответил неправильно, учитель

останавливает «змейку» и предлагает дать правильный ответ другому

ученику. Упражнение непродолжительное по времени (5-7 мин.), позволяет

очень быстро, в увлекательной форме повторить основные вопросы

финансовой грамотности, которые были рассмотрены в видеофрагменте.

После этого упражнения учитель может сразу определить вопросы, которые

ребята усвоили и те, на которых надо остановиться и разобрать подробнее.

3. Метод «Диаграмма связей»

Цель метода состоит в формировании умения схематически изображать

связи между характеристиками явлений, принятием определенных решений в

конкретных ситуациях и возможным результатом и др. Диаграммы могут строиться вручную, иллюстрироваться собственными рисунками, готовыми картинками.

Этапы создания диаграммы связей:

1. В центре листа фиксируется главный вопрос или проблема, с которой

столкнулись герои видеосюжета.

2. С помощью карандашей или фломастеров разных цветов вокруг

главного вопроса или проблемы размещаются базовые понятия, термины,

вопросы и т.п.

3. Каждый вопрос, в свою очередь, раскрывается аналогичным образом.

Диаграмма связей может быть формализованной или творческой,

неформальной настолько, насколько захочет сам ученик. Мы рекомендуем

строить творческие диаграммы к мультфильмам.

4. Метод «Мозговой штурм»

Цель метода – организация коллективной познавательной деятельности

по поиску путей успешных решений проблем, сбора и анализа самых разных

идей.

Этапы проведения мозгового штурма:

1. Класс делится на группы по 5-6 человек.

2. Учитель предлагает посмотреть видеоматериал и формулирует вопрос,

который будет обсуждаться после просмотра.

3. Организуется обсуждение мультфильма в группах.

4. Предлагаются решения проблемы, с которой столкнулись герои

мультфильма.

5. Группируются варианты, этапы предлагаемых решений.

6. Организуется анализ и оценка работы.

Каждый видеоматериал (мультфильм, короткометражный

художественный фильм, анимированная презентация) посвящен

определенным вопросам финансовой грамотности, которые педагог,

используя разные методы и виды задач, помогает освоить ученикам.

Рекомендуется использовать в работе с видеоматериалом следующие

виды задач:

1. Преобразование увиденной информации из одной формы в другую (из

визуального образа в схему или рисунок). Например, задание типа «Дострой

диаграмму связей».

2. Применение имеющихся знаний финансовой грамотности для

объяснения разных практических ситуаций, которые возникают у героев

видеоматериала;

3. Формулирование разных вариантов решения проблем героев видеосюжетов;

4. Решение коммуникативных задач (например, краткий рассказ

одноклассникам или родителям о вопросах финансовой грамотности, на

которые надо обратить внимание в данном видеофрагменте, которые являются основными и т.д.)

5. Проведение анализа и оценки своей работы в соответствии с учебной

задачей, выявление показателей, которые можно улучшить;

6. Формулирование собственного мнения, суждения по моделям

поведения героев мультфильма в разных ситуациях, в которые они попадают.

Педагогически обоснованное и методически грамотное включение

видеоматериалов в образовательный процесс способствует повышению

эффективности формирования финансовой грамотности обучающихся.

Мобильные приложения: педагогический потенциал и возможности

ООО «АйТи Агентство ОС3» (www.oc3.ru) по заказу Минфина России в

рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности

населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

разработала ряд мобильных приложений для изучения финансовой

грамотности. Созданные цифровые инструменты доступны для разных

возрастных групп обучающихся. Уровень сложности вопросов и заданий,

заложенных в игре, учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень их психоэмоционального и интеллектуального развития.

Основная литература

1. Методические рекомендации для педагогов по использованию

интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов при

обучении финансовой грамотности для слушателей программы повышения

квалификации «Формирование финансовой грамотности обучающихся с

использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных

ресурсов» (продвинутый уровень) / Электронный ресурс. Режим доступа:

https://fmc.hse.ru/data




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!