СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка и другие общеобразовательные предметы

Просмотр содержимого документа
«Интеграция на уроках музыки»


Интегрированные уроки


Интегрированный урок — это совмещение двух и более предметов на одном занятии. Так оно получается более системным и насыщенным, увлекает школьников необычным форматом.

Зачем совмещать предметы

Идея интегрированных уроков не нова. Многие выдающиеся педагогические деятели прошлых столетий придерживались мнения, что знания должны составлять систему, а центральное место в обучении принадлежит меж предметным связям — без них восприятие мира становится обрывистым. 

Но в современной школе дисциплины чаще изучают по отдельности, а интегрированные уроки — большая редкость. Школьная программа и высокая нагрузка учителей не позволяют соблюсти главные условия смешанных занятий:

  • глубоко и под разными углами проработать тему; 

  • четко распределить время; 

  • организовать взаимодействие нескольких педагогов. 

При этом некоторые темы гораздо интереснее и полезнее рассматривать с позиции двух предметов сразу, а формат интегрированного урока обеспечивает им:

  1. Необычность.

Изучение двух дисциплин на одном занятии — это всегда выход за рамки привычного. Уроки получаются информационно насыщенными, живыми, увлекательными. Смена деятельности мотивирует школьников и не дает им уставать.

  1. Ориентацию на интересы учеников.

Интегрированный урок позволяет ученику проявить себя в наиболее близкой ему области знаний.

  1. Целостность знаний

У школьников формируется целостное понимание предметов и явлений, появляется осознание, что все в мире взаимосвязано. 

  1. Близость к жизни.

Интегрированные уроки максимально приближены к окружающей действительности, где все взаимосвязано.

Например, ИЗО и музыка своими средствами помогают ребятам прийти к пониманию искусства. При этом кому-то привычнее воспринимать зрительные образы, кому-то — слуховые. Объединяя два типа восприятия на одном уроке, педагог ставит в ситуацию успеха сразу несколько типов учеников и решает такие образовательные задачи, как:

  • развитие креативности;

  • формирование проектного мышления через постановку проблемы;

  • повышение познавательного интереса;

  • погружение в творческую деятельность.

Как вести ИЗО и музыку вместе

Проведение интегрированного урока всегда сложнее обычного занятия:

  • педагог должен четко сформулировать свои задачи и выстроить на их основе план;

  • распределить время урока почти по минутам: когда дети работают в парах, когда — в группе;

  • обозначить роль каждого учителя, если их двое: один может быть ведущим, а другой — ассистентом, или каждый работает со своим учебным материалом;

  • подготовить раздаточный материал, техническое оснащение и аудиоматериалы заранее;

  • при необходимости организовать пространства в классе. 


У совместного урока могут быть разные формы проведения.

  1. Последовательная

Первая часть урока посвящена музыке, а вторая — изобразительному искусству, связанным по теме или эпохе. Например, знакомство с пейзажной техникой на основе впечатлений от произведений А. Вивальди «Времена года». Дети слушают музыкальный материал, а потом зарисовывают свои впечатления, организуют в классе выставку. 

  1. Поочередная.

Учителя и дети переключаются с одной дисциплины на другую в течение урока несколько раз для решения конкретной учебной задачи. 

  1. Параллельная

Музыка служит тематическим фоном для выполнения задания по изобразительному искусству. 


Интегрированный урок может быть приурочен к изучению литературного произведения в рамках школьной программы. 

Можно послушать отрывки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», рассмотреть иллюстрации к сказке известных художников И. Я. Билибина, А. М. Куркина, обсудить и  сравнить, нарисовать иллюстрацию самим в качестве домашнего задания.

Проводить подобные уроки желательно уже в начальной школе. В этом возрасте дети особенно восприимчивы. 

Как учителям облегчить себе работу

Интегрированные уроки стоят затраченных на них сил. Чтобы хоть немного облегчить себе работу, педагог может пользоваться лайфхаками.


  1. Использовать готовые материалы.

На педагогических платформах вроде МЭШ есть уже готовые планы уроков со всеми материалами. И хотя их не очень много, они существенно скрашивают ребятам учебные будни, а  учителю не придется готовиться к занятию слишком долго.

  1. Интегрировать в свой предмет лишь отдельные элементы других

Можно не разрабатывать целое интегрированное занятие, а включать в обычный урок небольшие кусочки других дисциплин. Это можно делать, не привлекая других учителей и не выходя за временные рамки урока.  

  1. Привлекать самих учеников.

Ребятам нравятся смешанные занятия, они могут помочь педагогу искать материалы для показа или прослушивания на уроке или даже готовить к занятию собственные учебные проекты.  

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!