СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и географии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и географии "Гумилёв и Африка"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и географии»


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ГЕОГРАФИИ


«Н.С.ГУМИЛЁВ И АФРИКА» (7класс) Учителя:Тюликова Г.А., Теряева Н.И.


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Осуществить интеграцию литературы и географии.

2. Научить самостоятельно добывать знания, делать выводы, обобщения.

3. Развивать творческие и исследовательские способности учащихся.

4. Обогатить и усложнить словарный запас, осуществить интеллектуальное и общее развитие учащихся.

5. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.С.Гумилёва.

6. Показать своеобразие и красоту Африки. Её влияние на творчество поэта.

7. Систематизировать работу по формированию навыков восприятия и анализа поэтических произведений.

8. Отработать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Иллюстрации и картины, связанные с Африкой.

  2. Тексты стихотворений Н. Гумилёва.

  3. Атласы и контурные карты.

  4. «Толковые словари» русского языка.

  5. Портрет Н.С.Гумилёва.

  6. Географическая карта Африки.

  7. Компьютер.

  8. Проектор, экран.


ХОД УРОКА.

- Сегодня у нас необычный урок. В чём его необычность?

- Как вы понимаете слово интеграция?

- Обратите внимание на тему урока. Каковы цели урока литературы? А урока географии?

- Какие задачи вы будете решать на уроке, определите их, используя глаголы: я повторю, я узнаю…

- Учитель географии о своеобразии и красоте Африки. Презентация

- Учитель литературы: Разве могла Африка не поразить путешественника, исследователя, а главное, поэта, Н. Гумилёва.

- Говорят, фамилия Гумилёвых происходит от латинского слова «гумилис», что означает «смиренный». Может быть, так оно и есть, но совершенно точно, что самый яркий представитель этой фамилии – поэт Н.С. Гумилёв жил вопреки всякому смирению.

- Что означает слово «смирение»?

(работа с «Толковым словарём»)

- Презентация «Н. Гумилёв»

- Отец Гумилёва – Степан Яковлевич – врач, мать А. И. Львова – сестра знаменитого адмирала Львова.

Родился Гумилёв в апреле 1886 года в Кронштадте, где отец дослуживал последний год корабельным врачом перед выходом в отставку. Николай родился бурной штормовой ночью, и старая нянька предсказала, что у него будет бурная жизнь. Так оно и оказалось.

В феврале 1887 года семья перебралась в Царское Село. Николай в 5 лет уже умел читать, сочинял. Получил сначала образование на дому, сдал экзамен в подготовительный класс гимназии, потом заболел, прервал занятия. Вновь обучался дома. Особенно привлекала его география и всё, что

было связано с этим предметом. Потом учился в гимназии в Петербурге. Очень любил играть в индейцев, читать Фенимора Купера, изучал повадки животных, птиц, насекомых. Учился по точным наукам плохо, зато рано осознал себя поэтом и сочинял стихи. Потом семья переехала в Тифлис, где впервые было напечатано в газете стихотворение Гумилёва. Когда в 1903 году вернулся в Царское Село, у него был уже целый альбом стихотворений. Довольно болезненный в детстве, он, вопреки слабости, всегда старался верховодить, всегда был вождём, хотя с детства был застенчивым, всячески преодолевал этот недостаток. Он всю свою жизнь «делал» себя сам: делал человеком, делал поэтом. Гумилёв с детства мечтал о путешествиях и относился всю жизнь к ним не как к забаве или развлечению, а как к потребности, без исполнения которой он не мыслил и творчества.

С ранних лет он мечтал об Африке и мечту осуществил: он совершил три больших путешествия на этот континент и два набега в Африку в 1907 и 1908 году.

В ноябре 1909 года он в Африке с экспедицией, в составе которой изучает быт и фольклор аборигенов.

- Объясните значение слова «абориген».

- К этой поездке он отнёсся очень серьёзно. Результат превзошёл ожидания самого Гумилёва, так как увлечение Африкой переросло в страсть, которая находила отражение во всех сферах деятельности: в творчестве, коллекционировании, в научной подготовке к последующим поездкам.

В 1910 году Гумилёв достиг Аддис-Абеби, о которой давно мечтал.

В апреле 1913 года Академия наук командирует его в очередное путешествие в Африку, которое продолжалось до 20 сентября. Коллекция, которую собрал там Гумилёв, по мнению специалистов, по своей полноте стоит на 2-м месте после коллекции, привезённой Миклухой –Маклаем. Об африканской экспедиции Гумилёва можно было написать целую книгу. Частично написал её сам поэт в стихах книги «Шатёр» и в «Африканском дневнике», часть которого была обнаружена сравнительно недавно.

« Я побывал в Абиссинии 3 раза, и в общей сложности я провёл в этой стране почти 2 года,-« писал Гумилёв в «Записках об Абиссинии».

Судьба «Африканского дневника» Гумилёва, в котором он описывал своё третье путешествие в Африку, загадочна и интересна. Казалось, он исчез

в бурях войн и революций, но, благодаря помощи сына Гумилёва, Льва,

была найдена часть дневника, тетрадь в 28 страниц, исписанная мелким почерком. Это была первая часть большой рукописи, посвящённая путешествию по

Абиссинии (так тогда называлась Эфиопия). Возможно, будет найдена и другая часть дневника. О том, что найдена именно часть дневника, говорит такой факт: в найденном дневнике есть эпизод «Ловля акулы», опубликованный самим Гумилёвым в журнале «Нива» и вошедший в рассказ «Африканская охота». Об этом фрагменте Гумилёв писал жене, А. Ахматовой, из Джибути: « Мой дневник идёт успешно, и я пишу его так,

чтобы прямо можно было печатать. В Джиде с парохода поймали акулу: это было действительно зрелище. Оно заняло 2 страницы дневника». В сохранившейся тетради есть именно эти две страницы, значит тетрадь – часть того самого дневника, который поэт не успел напечатать, вернувшись из экспедиции в 1913 году.

Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника, человека к великому континенту, его людям, культуре..

Он трижды приходил в Африку как настоящий друг, исследователь, а не как завоеватель. До сих пор в Эфиопии сохраняется добрая память о Гумилёве. Африканские стихи поэта, вошедшие в сборник «Шатёр», и точная проза «Африканского дневника» - дань любви поэта к Африке.

В сборнике «Шатёр» есть стихотворение «Вступление», прочитаем его.

Беседа:

-Что говорит автор об Африке в стихотворении?

-Что такое «эпитет»?

-Какие эпитеты использует Гумилёв?

-Что означает слово «исполинский»?

-Как понять выражение:

Ты на дереве древнем Евразии исполинской висящая грушей?

-Почему такое сравнение?

-Что хотел сказать Гумилёв об Африке?


Учитель географии о расположении континента, о морях, омывающих Африку.

-Презентация «Африка»

Учитель литературы:

-Особенно поразило Гумилёва Красное море, о нём он пишет в «Африканском дневнике» (чтение страница №216)

-Ему же он посвящает стихотворение «Красное море». Прочитаем его.

-Есть ли общее между рассказом о Красном море в дневнике и в стихотворении?

- Можем ли мы представить животный мир, природу Африки по стихотворению?

-Какие представители животного мира упоминаются?

-Есть ли сказочное или фантастическое в стихотворении в описании Красного моря, найти примеры.

- Почему, обращаясь к морю, Гумилёв называет его «акулья уха»?

-Кто является «грозой» моря?

А вот что он пишет о поимке акул в «Африканском дневнике» (стр.216-217)

- Какие географические названия использует поэт в стихотворении?

Учитель географии показывает на карте, записывает на доске: СУЭЦ, БАБ-ЭЛЬ- МАНДЕЙ.

-Какие ещё стихотворения входят в сборник «Шатёр» с географическими названиями, характеризующими водные ресурсы Африки?

- Чтение стихотворения «Суэцкий канал»

-Гумилёв пишет о Суэцком канале и в «Африканском дневнике» (стр.215)

-Каково впечатление поэта о Суэцком канале?


Дополнение учителя географии. Рассказ о речных системах Африки.

Учитель литературы:

-Прочитаем стихотворение «Нигер»

-С чем сравнивает поэт эту реку?

- Творческое воображение художника подсказало ему этот образ, а чем возмущён Гумилёв? Обратите внимание на третью строфу.

- Что значит «Нигер»? (чёрный, река в стране чёрных людей).

- Что говорится о реке, о её безграничных просторах?

- Что свидетельствует о её могуществе?

- Что же можно сказать по стихотворению о размерах реки, её мощи, работе?

- Каково значение её для жизни негритянского народа?


Учитель географии:

-Какая географическая ошибка в стихотворении Гумилёва? (наблюдение по карте).

-Зачем же говорит поэт, что река по Судану протекает?

- Вот такой представляется поэту река Нигер, а что можно сказать о ней с точки зрения географии?

-Какая самая большая река в Африке?

- В каком стихотворении говорит о ней Гумилёв?

Учитель географии рассказывает о реках Африки, о сухих руслах.

Гумилёв пишет в «Африканском дневнике» об одной из таких рек, которой, наверное, нет на карте. Чтение отрывка стр. 224.


Учитель географии рассказывает об озёрах континента.

-Презентация.

Учитель литературы:

- Какое стихотворение Гумилёв посвятил одному из озёр?

- Чтение стихотворения «На таинственном озере Чад»


- Каким мы видим это озеро благодаря поэту?

-Сравним его описание с картиной «Озеро Чад».

- Озеро Чад звучит и в других стихах Гумилёва, это и стихотворение «Озеро Чад», и «Жираф».

-О чём рассказывает поэт в стихотворении «Сахара»?

-Такой ли она вам представилась по стихотворению, какой показана на картине «Сахара»?

-Назовите ещё стихотворения Н.С.Гумилёва, посвящённые Африке, найти на карте то, о чём повествует поэт. («Судан», «Абиссиния», «Замбези»).

Путешествия в Африку были для Гумилёва настоящим потрясением от наконец увиденного, снившегося ему с детства и оказавшегося доступным, благодаря его целеустремлённости. Сначала была мечта, потом жажда Африки, вечная, никогда не утолённая жажда, и после каждой следующей поездки она всё больше обострялась. Он мечтал об Африке всегда: и в период войны 1914 года, когда был на фронте, и за границей, куда попал после февральской революции, и в 1921 году в Петрограде. Африка жила в Гумилёве постоянно.

Стихотворения, вошедшие в сборник «Шатёр», - это своего рода прощание с Африкой, воспоминания о том, чему не суждено повториться. Это последний пожизненный сборник Гумилёва, вышедший в печать в 1921 году, спустя семь лет после последнего пребывания поэта на африканском континенте. Это ещё раз подтверждает, что Африка жила в поэте всегда, как мечта, как реальность, как вечная неизменная любовь.


Учитель географии о красоте Африки.


Итог урока:

Мы сегодня провели необычный урок: урок географии и литературы, где совершили путешествие по Африке вместе с её исследователем, поэтом, человеком Н.С.Гумилёвым, чьё имя непосредственно связано с этим континентом.

- Что вы узнали об Африке на уроке географии?

-Что узнали на уроке литературы?

-Интересно ли вам было, почему?

-Захотелось ли вам что-нибудь прочитать, узнать нового после этого урока? О чём? О ком?


Домашнее задание: 1.выучить наизусть понравившееся стихотворение Гумилёва 2.заполнить контурные карты.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!