ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ГЕОГРАФИИ
«Н.С.ГУМИЛЁВ И АФРИКА» (7класс) Учителя:Тюликова Г.А., Теряева Н.И.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Осуществить интеграцию литературы и географии.
2. Научить самостоятельно добывать знания, делать выводы, обобщения.
3. Развивать творческие и исследовательские способности учащихся.
4. Обогатить и усложнить словарный запас, осуществить интеллектуальное и общее развитие учащихся.
5. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.С.Гумилёва.
6. Показать своеобразие и красоту Африки. Её влияние на творчество поэта.
7. Систематизировать работу по формированию навыков восприятия и анализа поэтических произведений.
8. Отработать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Иллюстрации и картины, связанные с Африкой.
Тексты стихотворений Н. Гумилёва.
Атласы и контурные карты.
«Толковые словари» русского языка.
Портрет Н.С.Гумилёва.
Географическая карта Африки.
Компьютер.
Проектор, экран.
ХОД УРОКА.
- Сегодня у нас необычный урок. В чём его необычность?
- Как вы понимаете слово интеграция?
- Обратите внимание на тему урока. Каковы цели урока литературы? А урока географии?
- Какие задачи вы будете решать на уроке, определите их, используя глаголы: я повторю, я узнаю…
- Учитель географии о своеобразии и красоте Африки. Презентация
- Учитель литературы: Разве могла Африка не поразить путешественника, исследователя, а главное, поэта, Н. Гумилёва.
- Говорят, фамилия Гумилёвых происходит от латинского слова «гумилис», что означает «смиренный». Может быть, так оно и есть, но совершенно точно, что самый яркий представитель этой фамилии – поэт Н.С. Гумилёв жил вопреки всякому смирению.
- Что означает слово «смирение»?
(работа с «Толковым словарём»)
- Презентация «Н. Гумилёв»
- Отец Гумилёва – Степан Яковлевич – врач, мать А. И. Львова – сестра знаменитого адмирала Львова.
Родился Гумилёв в апреле 1886 года в Кронштадте, где отец дослуживал последний год корабельным врачом перед выходом в отставку. Николай родился бурной штормовой ночью, и старая нянька предсказала, что у него будет бурная жизнь. Так оно и оказалось.
В феврале 1887 года семья перебралась в Царское Село. Николай в 5 лет уже умел читать, сочинял. Получил сначала образование на дому, сдал экзамен в подготовительный класс гимназии, потом заболел, прервал занятия. Вновь обучался дома. Особенно привлекала его география и всё, что
было связано с этим предметом. Потом учился в гимназии в Петербурге. Очень любил играть в индейцев, читать Фенимора Купера, изучал повадки животных, птиц, насекомых. Учился по точным наукам плохо, зато рано осознал себя поэтом и сочинял стихи. Потом семья переехала в Тифлис, где впервые было напечатано в газете стихотворение Гумилёва. Когда в 1903 году вернулся в Царское Село, у него был уже целый альбом стихотворений. Довольно болезненный в детстве, он, вопреки слабости, всегда старался верховодить, всегда был вождём, хотя с детства был застенчивым, всячески преодолевал этот недостаток. Он всю свою жизнь «делал» себя сам: делал человеком, делал поэтом. Гумилёв с детства мечтал о путешествиях и относился всю жизнь к ним не как к забаве или развлечению, а как к потребности, без исполнения которой он не мыслил и творчества.
С ранних лет он мечтал об Африке и мечту осуществил: он совершил три больших путешествия на этот континент и два набега в Африку в 1907 и 1908 году.
В ноябре 1909 года он в Африке с экспедицией, в составе которой изучает быт и фольклор аборигенов.
- Объясните значение слова «абориген».
- К этой поездке он отнёсся очень серьёзно. Результат превзошёл ожидания самого Гумилёва, так как увлечение Африкой переросло в страсть, которая находила отражение во всех сферах деятельности: в творчестве, коллекционировании, в научной подготовке к последующим поездкам.
В 1910 году Гумилёв достиг Аддис-Абеби, о которой давно мечтал.
В апреле 1913 года Академия наук командирует его в очередное путешествие в Африку, которое продолжалось до 20 сентября. Коллекция, которую собрал там Гумилёв, по мнению специалистов, по своей полноте стоит на 2-м месте после коллекции, привезённой Миклухой –Маклаем. Об африканской экспедиции Гумилёва можно было написать целую книгу. Частично написал её сам поэт в стихах книги «Шатёр» и в «Африканском дневнике», часть которого была обнаружена сравнительно недавно.
« Я побывал в Абиссинии 3 раза, и в общей сложности я провёл в этой стране почти 2 года,-« писал Гумилёв в «Записках об Абиссинии».
Судьба «Африканского дневника» Гумилёва, в котором он описывал своё третье путешествие в Африку, загадочна и интересна. Казалось, он исчез
в бурях войн и революций, но, благодаря помощи сына Гумилёва, Льва,
была найдена часть дневника, тетрадь в 28 страниц, исписанная мелким почерком. Это была первая часть большой рукописи, посвящённая путешествию по
Абиссинии (так тогда называлась Эфиопия). Возможно, будет найдена и другая часть дневника. О том, что найдена именно часть дневника, говорит такой факт: в найденном дневнике есть эпизод «Ловля акулы», опубликованный самим Гумилёвым в журнале «Нива» и вошедший в рассказ «Африканская охота». Об этом фрагменте Гумилёв писал жене, А. Ахматовой, из Джибути: « Мой дневник идёт успешно, и я пишу его так,
чтобы прямо можно было печатать. В Джиде с парохода поймали акулу: это было действительно зрелище. Оно заняло 2 страницы дневника». В сохранившейся тетради есть именно эти две страницы, значит тетрадь – часть того самого дневника, который поэт не успел напечатать, вернувшись из экспедиции в 1913 году.
Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника, человека к великому континенту, его людям, культуре..
Он трижды приходил в Африку как настоящий друг, исследователь, а не как завоеватель. До сих пор в Эфиопии сохраняется добрая память о Гумилёве. Африканские стихи поэта, вошедшие в сборник «Шатёр», и точная проза «Африканского дневника» - дань любви поэта к Африке.
В сборнике «Шатёр» есть стихотворение «Вступление», прочитаем его.
Беседа:
-Что говорит автор об Африке в стихотворении?
-Что такое «эпитет»?
-Какие эпитеты использует Гумилёв?
-Что означает слово «исполинский»?
-Как понять выражение:
Ты на дереве древнем Евразии исполинской висящая грушей?
-Почему такое сравнение?
-Что хотел сказать Гумилёв об Африке?
Учитель географии о расположении континента, о морях, омывающих Африку.
-Презентация «Африка»
Учитель литературы:
-Особенно поразило Гумилёва Красное море, о нём он пишет в «Африканском дневнике» (чтение страница №216)
-Ему же он посвящает стихотворение «Красное море». Прочитаем его.
-Есть ли общее между рассказом о Красном море в дневнике и в стихотворении?
- Можем ли мы представить животный мир, природу Африки по стихотворению?
-Какие представители животного мира упоминаются?
-Есть ли сказочное или фантастическое в стихотворении в описании Красного моря, найти примеры.
- Почему, обращаясь к морю, Гумилёв называет его «акулья уха»?
-Кто является «грозой» моря?
А вот что он пишет о поимке акул в «Африканском дневнике» (стр.216-217)
- Какие географические названия использует поэт в стихотворении?
Учитель географии показывает на карте, записывает на доске: СУЭЦ, БАБ-ЭЛЬ- МАНДЕЙ.
-Какие ещё стихотворения входят в сборник «Шатёр» с географическими названиями, характеризующими водные ресурсы Африки?
- Чтение стихотворения «Суэцкий канал»
-Гумилёв пишет о Суэцком канале и в «Африканском дневнике» (стр.215)
-Каково впечатление поэта о Суэцком канале?
Дополнение учителя географии. Рассказ о речных системах Африки.
Учитель литературы:
-Прочитаем стихотворение «Нигер»
-С чем сравнивает поэт эту реку?
- Творческое воображение художника подсказало ему этот образ, а чем возмущён Гумилёв? Обратите внимание на третью строфу.
- Что значит «Нигер»? (чёрный, река в стране чёрных людей).
- Что говорится о реке, о её безграничных просторах?
- Что свидетельствует о её могуществе?
- Что же можно сказать по стихотворению о размерах реки, её мощи, работе?
- Каково значение её для жизни негритянского народа?
Учитель географии:
-Какая географическая ошибка в стихотворении Гумилёва? (наблюдение по карте).
-Зачем же говорит поэт, что река по Судану протекает?
- Вот такой представляется поэту река Нигер, а что можно сказать о ней с точки зрения географии?
-Какая самая большая река в Африке?
- В каком стихотворении говорит о ней Гумилёв?
Учитель географии рассказывает о реках Африки, о сухих руслах.
Гумилёв пишет в «Африканском дневнике» об одной из таких рек, которой, наверное, нет на карте. Чтение отрывка стр. 224.
Учитель географии рассказывает об озёрах континента.
-Презентация.
Учитель литературы:
- Какое стихотворение Гумилёв посвятил одному из озёр?
- Чтение стихотворения «На таинственном озере Чад»
- Каким мы видим это озеро благодаря поэту?
-Сравним его описание с картиной «Озеро Чад».
- Озеро Чад звучит и в других стихах Гумилёва, это и стихотворение «Озеро Чад», и «Жираф».
-О чём рассказывает поэт в стихотворении «Сахара»?
-Такой ли она вам представилась по стихотворению, какой показана на картине «Сахара»?
-Назовите ещё стихотворения Н.С.Гумилёва, посвящённые Африке, найти на карте то, о чём повествует поэт. («Судан», «Абиссиния», «Замбези»).
Путешествия в Африку были для Гумилёва настоящим потрясением от наконец увиденного, снившегося ему с детства и оказавшегося доступным, благодаря его целеустремлённости. Сначала была мечта, потом жажда Африки, вечная, никогда не утолённая жажда, и после каждой следующей поездки она всё больше обострялась. Он мечтал об Африке всегда: и в период войны 1914 года, когда был на фронте, и за границей, куда попал после февральской революции, и в 1921 году в Петрограде. Африка жила в Гумилёве постоянно.
Стихотворения, вошедшие в сборник «Шатёр», - это своего рода прощание с Африкой, воспоминания о том, чему не суждено повториться. Это последний пожизненный сборник Гумилёва, вышедший в печать в 1921 году, спустя семь лет после последнего пребывания поэта на африканском континенте. Это ещё раз подтверждает, что Африка жила в поэте всегда, как мечта, как реальность, как вечная неизменная любовь.
Учитель географии о красоте Африки.
Итог урока:
Мы сегодня провели необычный урок: урок географии и литературы, где совершили путешествие по Африке вместе с её исследователем, поэтом, человеком Н.С.Гумилёвым, чьё имя непосредственно связано с этим континентом.
- Что вы узнали об Африке на уроке географии?
-Что узнали на уроке литературы?
-Интересно ли вам было, почему?
-Захотелось ли вам что-нибудь прочитать, узнать нового после этого урока? О чём? О ком?
Домашнее задание: 1.выучить наизусть понравившееся стихотворение Гумилёва 2.заполнить контурные карты.