СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7 классе по теме: «Взаимоотношения человека и природы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у учащихся информационной и коммуникативной компетентностей, повышение у школьников экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе и биологии в 7 классе по теме: «Взаимоотношения человека и природы»»

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7 классе по теме: « Взаимоотношения человека и природы»


Алякина Ольга Альбертовна, учитель литературы МОУ «Школа-интернат Семья»

Конева Ольга Александровна, учитель биологии МОУ «Школа-интернат Семья»



Цель: развитие у учащихся информационной и коммуникативной компетентностей; повышение у школьников экологической культуры.


Задачи урока: 1) Образовательные: обобщение и систематизация учебного материала по

проблеме отношения человека к своей земле и ее природе. Дать

учащимся представление об экологической ситуации, сложившейся на

нашей планете.


2) Воспитательные: формирование у учащихся представления о личной

причастности человека к делу охраны земли и ее природы; обогащение

их внутреннего духовного мира.


3) Развивающие: развитие способности учащихся понимать поэтические

тексты; учить анализировать, сравнивать; формирование умения слушать и слышать собеседника; развитие правильности речи.



Методы и эвристическая беседа (учитель ведет учащихся от наблюдения к анализу,

приемы: от частичных выводов к обобщающим); комментированное чтение; вы-

зов, «подсказка»; наводящие вопросы; предсказание; ключевые слова;

рассказ на основе услышанного (с использованием опорных слов).



Виды дея- знакомство с темой и задачами урока, анализ стихотворений, сравни-

тельности тельный анализ животных; составление рассказа, решение кроссворда,

учащихся: работа с тестом; индивидуальные задания, групповая работа.



Оборудо- презентации, компьютер, проектор, экран, литература, фрагмент

вание: музыкальной композиции.



Дидакти- коррекционные задания экологической направленности, иллюстрации,

ческие изображения различных картин природы, животных, портрет Татьяниче- материалы вой, кроссворд.





Учитель биологии: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, это одновременно урок и литературы, и биологии. Тема урока будет названа позже, после того, как вы выполните следующие задания.


1) Постановка проблемы, «вызов». Коррекционное задание

Выполните задание на нахождение лишнего элемента: «Найди лишние буквы»


а) п р и в р о с д а; б) ч е л т о в е п к


Дети отвечают: «природа» и «человек».

  • Презентация «Цитаты»


2)Прочитайте следующие высказывания классиков русской литературы и найдите два слова, которые повторяются во всех этих цитатах:


  • «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам» А.И.Герцен

  • «Природа болела человеком, человек не умел видеть землю как живое страдающее существо» Д. Гранин

  • «Человек, который помнит природу, - благороднее, чище» Л.Леонов

  • «Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо» М.Пришвин


Дети отвечают: «природа» и «человек».

Учитель биологии: К этим цитатам мы вернемся при подведении итогов урока. Так же в течение урока мы будем с вами создавать словарную копилку, в которую войдут основные понятия темы урока. Итак, природа и человек являются главными составляющими нашей планеты, и с давних времен они тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек развивался, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевал свое место среди других представителей органического мира, но и захотел подчинить саму природу. И эта проблема: отношения человека к своей земле и ее природе - одна из основных проблем современности. Тема нашего урока « Взаимоотношения человека и природы».


Учащиеся: делают запись темы в тетрадь.


Учитель биологии: Беседа по названию темы

  1. Какое значение имеет слово взаимоотношение?

Дети отвечают: взаимные отношения между кем-нибудь.

  1. Какими могут быть взаимоотношения?

Дети отвечают: дружескими, нормальными, гармоничными, враждебными. ( Запись на доске).

Учитель биологии: В процессе урока мы должны выяснить, какие взаимоотношения сложились между человеком и природой. Почему этот вопрос так актуален сегодня? Человек не может жить без воздуха и воды. Природа дает нам пищу, одежду, жильё. Из земли человек добывает полезные ископаемые, на полях выращивает урожай. Человек должен быть благодарен природе, а вместо этого продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, насколько пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека. Еще в 19 веке родилась наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой. Впервые определение этой науки дал немецкий биолог Эрнст Геккель 14 сентября 1866 года. Название этой науки вы узнаете, выполнив следующее задание.

1.Коррекционное задание: «Чтение слов при помощи цифр»


Прочитайте слово, расставив цифры по порядку.

о

г


к

э

о

и

я

л

13

22

10

8

21

25

30

17


Дети отвечают: «Экология»


Экология (от греческого «ойкос» - дом, жилище, «локос» - наука) – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учитель биологии: Экология... Экологические проблемы... Сейчас нет слов, произносимых чаще. Ребята, на уроках биологии мы часто говорили об экологии и проблемах, с ней связанных. Давайте вспомним — это и охрана растений, и их значение в природе и жизни человека, и причины и смена растительных сообществ, и влияние растений друг на друга. Все это и есть экологические вопросы.


Учитель литературы: Сегодня на уроке я познакомлю вас с ролью литературы в решении экологических проблем, и мы попытаемся понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. Но начнем мы не с проблем. Поговорим о прекрасном, о том, как природа влияет на нас. ( на экране слайд о природе)… Леса, поля, реки, березовые рощи - вот она русская земля, вечно манящая к себе своей красотой, широтой, богатством, вызывающая чувство благоговения в душах русских людей. Только на природе человек может остаться сам с собой наедине, помечтать, подумать о сокровенном, как автор стихотворения «Забелелся туман за рекой» Федор Сологуб.

***

Забелелся туман за рекой,

Этот берег совсем не высок,

И деревья стоят над водой,

И теперь я совсем одинок.


Я в кустах поищу хворостин

И в костер их на берег сношу,

И под ними огонь воскрешу,

Посижу, помечтаю один.



И потом, по теченью реки,

Потихоньку пойду босиком,-

И завижу вдали огоньки,

Буду знать я, что близок мой дом.


Учитель литературы: (беседа с классом).

  1. Что повлияло на настроение поэта?

  2. С какой целью автор пришел на берег реки?

  3. Одиночество - это хорошо?

  4. Что может спасти человека от одиночества? (подвести к значению дома)


Учитель биологии:

Нашим общим домом является планета Земля, которая состоит из четырех оболочек. Вспомним их, разгадав кроссворд.


  • Кроссворд «Оболочки Земли» ( в приложении)

Дети отвечают: 1. Гидросфера, 2) Биосфера, 3) Литосфера, 4) Биология, 5) Атмосфера


Учитель биологии: Как же мы относимся к планете, на которой мы живем?

Познакомимся с экологической ситуацией на планете, посмотрев следующую презентацию.


  • Презентация «Экологическая ситуация на планете»

  1. Загрязнение атмосферы

  2. Загрязнение гидросферы


Учитель литературы: На сегодняшний день проблема загрязнения воды актуальна. Художники, писатели, поэты остро чувствуют опасность для человечества современных экологических проблем и пытаются своим творчеством заставить человека задуматься о последствиях варварского отношения к природе.

Уральский поэт Сорокин Валентин Васильевич

Какая некрасивая вода,

Отравлена железом и мазутом…

Она не замерзает никогда,

Шумит, шумит, в любое время суток!

Не развести на берегу костра,

Не посидеть, за удочкой немея…

В ней боль непримирима и остра

За все, что люди сотворили с нею.

Ей грезится во сне и наяву

Форель, налим, утиный кряк в осоках.

Она сейчас похожа на вдову,

Что без детей тоскует одиноко.

Ее зима своей не назовет

И конькобежцы не промчатся лихо.

Она таит обиду на завод

В раздумье и беспомощности тихой.

А он, отбросив небеса плечом,

Стоит в огне, в дыму и в рыжей буре.

И все-таки завод тут ни при чем –

Его никто не обучал культуре…

А снег идет, такой слоистый снег!

Бурлит вода, как в гулкий ливень мая.

И ходит возле речки человек,

Трагедии своей не понимая.

Беседа с классом:

    1. Какие проблемы поднимает поэт в стихотворении?

    2. Какие ключевые слова использует автор в своем произведении, чтобы показать весь ужас сложившейся ситуации с водой?

Учитель биологии: Воду принято считать одним из ценных природных ресурсов. Она нуждается в охране не только в нашей стране, но и во всем мире, потому что на нашей планете общий «водопровод» в виде рек и озер Мирового океана. Именно поэтому у воды есть свой праздник, который отмечается 22 марта и называется он «Всемирный день Воды». В этот день во всех государствах проводятся различные мероприятия по защите водных ресурсов.






3.Уничтожение лесов (показ слайда «Вырубленный лес»)


Учитель литературы: Вопрос классу: что вы видите на слайде?

Дети: вырубленный лес.

Учитель литературы: Кто виновен в этом?


Человек по своему развитию стоит на самой высокой ступени. Поэтому он должен вести себя как хозяин (в хорошем понимании слова).

К сожалению, люди не всегда ведут себя правильно, разрушая все вокруг, не задумываясь о последствиях. Нам кажется, что природа безгранична, но это далеко не так. Последствия же варварского отношения могут быть самыми печальными.


Суслов Владимир Алексеевич, поэт, который родился в г.Златоусте


Сколько шума, сколько слез

В день весенний у берез.

Этот рубит, этот гнет,

Этот цедит, этот пьет,

То зарубка, то порез…

Тихо- тихо плачет лес.

Так что, друг мой, у берез

Не сочтешь пролитых слез.


Беседа:

        1. В этом стихотворении береза одушевленное или неодушевленное существо?

        2. Как в литературе называется такое средство выразительности? (олицетворение)


Учитель биологии:

Беседа:

а) Что может произойти с березой при повреждении коры и большой потере сока?


Дети отвечают: Дерево слабеет и может погибнуть.


Учитель биологии: Чтобы этого не произошло, при обнаружении повреждений коры деревьев необходимо: забить рану мхом или деревянной пробкой, закрыть веткой и потеря сока прекратится. Следует охранять растения и беречь их от повреждений.


      1. Исчезновение видов животных

Учитель биологии: А сейчас мы познакомимся с презентацией «Животные, истребленные человеком»

*Презентация « Животные, истребленные человеком»


Учитель биологии: Вспомним название исчезнувших животных, выполнив следующие задания:


  • Найди лишнее слово - бескрылая гагарка, тур, носорог.

  • Разложите на две группы картинки с изображением следующих животных: странствующий голубь, кенгуру, морская корова, жираф, дронт, дельфин, зебра квагга, панда.


Дети отвечают: На картинках представлены исчезнувшие животные и ныне существующие.

Учитель литературы: Ребята, кто виновен в том, что многие виды животных стали редкими? Николай Заболоцкий посвятил стихотворение журавлям, несколько видов этих птиц занесены в Красную книгу. ( Слайд «Журавли»)

Журавли.

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.


Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.


Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.


Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.


Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.


Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:


Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе-

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.


А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.


Учитель литературы:

          1. О чем рассказывает автор, и какое настроение пытается передать читателям?

          2. Какие средства художественной выразительности использует Николай Заболоцкий, чтобы показать весь трагизм ситуации?

  • Немногочисленный народ (о чем говорит этот эпитет, почему немногочисленный народ).

  • Черное зияющее дуло (эпитет).

  • Два крыла, как огромных горя (сравнение).

  • Рыданью горестному (эпитет).

  • Искупленье собственного зла (метафора - зло нельзя купить).

  • Рубашка из металла (метафора).

3.Какие чувство вы испытали при чтении этого произведения?


Учитель биологии: Ребята, вы сейчас были в роли литературоведов, частично анализируя это произведение. А теперь мы становимся экологами. Все организмы взаимодействуют между собой, значит птицы - это одно из звеньев в природе. К чему может привести уничтожение птиц?


Дети отвечают: Так как, многие птицы питаются насекомыми, то уничтожение птиц приведёт к увеличению численности насекомых.


Учитель биологии: К чему может привести интенсивное размножение насекомых?


Дети отвечают: Многие насекомые - переносчики болезней человека и животных, их увеличение может привести к повышению числа заболевших. Насекомые приносят большой вред, уничтожая посевы сельскохозяйственных растений.

Учитель биологии: Птицы необходимы в природе для поддержания равновесия. Но не только в этом их значение: они наполняют природу разнообразными звуками и радуют человека своей красотой. Послушаем экологическую музыку на основе природных звуков.

Фрагмент музыкальной композиции Пола Винтера.

Учитель литературы: Ребята, мы смотрели слайды и говорили о разных уголках нашей страны. Мест с удивительно прекрасной природой просто не перечесть, одним из таких является Урал. Природа его красива и величественна, спокойна и умиротворенна. О своей любви к родным просторам пишет уральская поэтесса Татьяничева Людмила Константиновна, которую называли «певцом Урала», в стихотворении «Живу я в глубине Урала». Литература- вид искусства, обладает способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души.

Живу я в глубине Урала.

Живу я в глубине России,

В краю озер и рудных скал.

Здесь реки – сини,

Горы – сини

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

Тайга, тайга…

Берет отсюда

Начало изумрудный цвет,

А зеленее изумруда

Ни дерева, ни камня нет!

По красоте,

По скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия.

Суровей,

Строже, может быть.

А может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское – все то же.

И доброта, и песни те ж!

И лица те же, что в Рязани,

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани,

В Урале Русь отражена.


Учитель биологии: Урал - уникальный уголок на нашей планете. Прекрасны его синие горы, голубые озера и зеленые леса. Писатель Мамин-Сибиряк когда-то называл наши места « Уральской Швейцарией», а академик Ферсман – «минералогическим раем» Богат наш Урал. Здесь и руды различных металлов6 железа, олова, меди. Есть сырье для производства удобрений, строительные материалы, драгоценные камни. Именно драгоценные и поделочные камни создали когда-то славу Малахитовой шкатулке Урала. У нас добывают лучшие в мире изумруды и аметисты, сапфиры и гранаты. Все это минералогическое богатство и определило еще с 17 века промышленное развитие Урала. К чему же привела интенсивная разработка его земель? « Урал - опорный край державы» называют его теперь. Тяжелая промышленность: это черная и цветная металлургия, электроэнергетика, различные отрасли машиностроения – вот лицо современного Урала. В нашей области и в нашем городе много производств, которые являются экологически грязными. Достаточно назвать некоторые из них: Челябинский МК, Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский электролитно – цинковый завод, Карабашский медеплавильный завод, Верхнеуфалейский никелевый комбинат, Медногорский комбинат. Этот список можно было бы продолжать. А среди заводов машиностроительного цикла достаточно назвать только ПО « Маяк» по производству и утилизации радиоактивных отходов, в результате экологической катастрофы на котором в 1957 году 25 тысяч кв.км. плодородных земель были загрязнены радионуклидами и на 350 лет изъяты из хозяйственного оборота. В результате наша область отнесена к зоне экологического бедствия, а город Карабаш– самый экологически грязный город в мире. Там рождаются дети, предрасположенные к астме. Экологи подсчитали, что для нормального дыхания нужно, чтобы на каждого жителя города приходилось как минимум одно взрослое дерево.

Дыхание свежим воздухом – это один из источников энергии человека, а лес – это легкие планеты. Мы хотим, чтобы в наших садах и лесах пышно росли деревья, спокойно пели птицы, а в родниках и колодцах вода была чистой и прозрачной, в прудах и реках было много рыбы. Все это наше с вами богатство, которое необходимо сохранить!





Учитель литературы: Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать». Вы сейчас не задумываетесь о последствиях, природа пока не исчерпала свои ресурсы, но их становится все меньше, и вина в этом, прежде всего человека.


Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого малейшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого пока.


И зеленый лес – великан, и маленькая речка, и муравейник в парке нуждаются в нашей заботе, в нашей помощи, в нашем внимании. А для этого мы должны стать настоящими хозяевами на Земле.

Хочется вспомнить замечательные строки Евгения Евтушенко:


Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!


Учитель биологии: В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки?

1.Кто приносит природе больший вред?

2.В чем человек может увидеть свое отражение?

После дискуссии приходим к правильному ответу – зеркало, следовательно, самый опасный хищник на Земле – человек!

Учитель литературы: А теперь давайте вернемся к цитатам, с которыми мы познакомились в начале урока.

  • «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам» А.И.Герцен

Как вы понимаете значение слова перечить?

Как мы должны относиться к природе?

Дети отвечают: бережно


  • «Природа болела человеком, человек не умел видеть землю как живое страдающее существо» Д. Гранин

При чтении стихотворения «Береза» мы сделали вывод, что поэт использует средство художественной выразительности – олицетворение, для того, чтобы показать нам, что природа живая, как человек, она ранима. Какого она требует к себе отношения?

Дети отвечают: доброго, заботливого.


  • «Человек, который помнит природу, - благороднее, чище» Л.Леонов

Как влияет природа на человека?

Дети отвечают: положительно


  • «Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо» М.Пришвин

Всегда ли человек ведет себя правильно по отношению к природе?


Сделаем вывод из всего сказанного, какие взаимоотношения сложились между человеком и природой?

Дети отвечают:


Учитель литературы: Ребята, мы надеемся, что наш урок даст положительные результаты: вера в разум победит в неравной борьбе человека с природой, пыл которой пока угасает слабо. И поэтому: воспитывайте в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной собаке. Боль «меньшего брата» принимайте как свою. Все в природе подчинено извечному закону добра! Уважайте его! Будьте терпимее, милосерднее, добрее!

Подведение итогов урока, выставление оценок.


В заключение урока мы предлагаем вам, используя опорные слова и словосочетания, составить рассказ « Моя планета – моя забота».


Словарная копилка: природа, человек, планета, доброта, милосердие, враждебные отношения, исчезновение животных, загрязнение воды, уничтожение леса, охрана, красота родного края.










ПЛАН ПОКАЗА ПРЕЗЕНТАЦИЙ


            1. Слайд «Красивая природа» - презентация «Цитаты»

            2. Высказывания классиков - презентация «Цитаты»

            3. Слайд «Красивая природа» - презентация «Экологическая ситуация»

            4. Слайд «Загрязнение атмосферы»- «Экологическая ситуация»

            5. Слайд «Загрязнение гидросферы» ( Мирового океана) «Экологическая ситуация»

6.Слайд «Врубленный лес» - презентация «Экологическая ситуация»

7.Слайд «Исчезновение животных» - презентация «Экологическая ситуация»

8. Презентация «Животные, истребленные человеком»

9. Слайд «Журавли»- презентация «Редкие животные и растения»

10. Слайд «Красивая природа» - презентация «Цитаты»

11. Высказывания классиков - презентация «Цитаты»













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!