СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Вопрос на засыпку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть использована  при подготовке  внеклассных мероприятий по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Вопрос на засыпку"»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

МОУ «Школа № 103 города Донецка»

















Сценарий интеллектуальной игры

«Вопрос на засыпку» (10-11 классы)



Подготовила

учитель русского языка

Бида Е.И.















Донецк-2019







Цели игры: способствовать сохранению и повышению интереса к русскому языку, отношению к русскому языку как общенациональной ценности, развитие познавательных и творческих способностей учащихся

Оборудование: презентация, карточки, воздушные шарики

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

  2. Команды занимают места (по 5 человек.)

Выбор вопросов на засыпку

-2 воздушных шарика, в каждом из них цифры 1 и 2. Команды лопают щарики и та команда, которой попался № 1, первая выбирает вопросы на засыпку из списка

1 – Фразеологический зоопарк

2 – Родители слов

3 – Игра в чепуху (буриме)

4 – Народная мудрость гласит

5 – Миссис Марпл ведёт расследование

6 – Вакантное место

  1. – Аз, буки, веди …

  1. Фразеологический зоопарк (вопросы на засыпку задаются по очереди, если команда не отвечает в течение 2 минут – отвечают соперники) – по 1 баллу

Кто живет в захламленном, загрязненном месте, которое нужно очистить?

(лошади, Авгиевы конюшни)

- К кому нужно вернуться, чтобы не отвлекаться от темы? (вернёмся к нашим баранам)

- Кого зарыли, чтобы не указывать истинную причину? (Вот где собака зарыта)

- Кто отвечает за чужие ошибки? (козёл отпущения)

- Его помощь приносит больше вреда, чем пользы (Медвежья услуга)

- На ней не подъедешь к неприступному человеку (на козе не подъедешь)

- Её подкладывают, чтобы сделать гадость (подложить свинью)

- Она выделяется среди других (белая ворона)

- Его спрятали, чтобы обмануть покупателей (кот в мешке)

- Он смотрит на всё с недоумением (как баран на новые ворота)

2. Изобразить фразеологизмы (максимально 4 балла) на подготовку 2 мин

Крокодиловы слёзы

Слон в посудной лавке

Волка ноги кормят

Делить шкуру неубитого медведя

2 - Родители слов

- Ребята, а как вы думаете, как связаны каникулы с собачкой? Ваши версии…

Слово каникулы считают заимствованным из польского языка. Появилось это слово от латинского canicula – собачка, которое отмечено в словосочетании, обозначающем буквально «собачьи дни». В это время с 22 июля по 23 августа, когда Солнце находилось в созвездии Малого Пса, стояла жара. Школьники и студенты не занимались учёбой в «собачьи дни» - каникулы.

Итак, попробуйте догадаться о происхождении слов. (Вытягивают карточку с 2 словами)

Время на обсуждение 3 минуты. Максимально за слово – 3 балла)

Хулиган

Слово хулиган – английского происхождения. Считается, что фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия стала именем нарицательным, а слово международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.

Врач

В старину лечили заговорами, заклинаниями, разными нашептываниями. Древний лекарь, знахарь говорил больному что-нибудь вроде этого: «Уйди, болезнь, в пески зыбучие, в леса дремучие…» И бормотал над занедужившим разные слова. А знаете, как вплоть до начала XIX века называлось бормотание, болтавня? Бормотание, болтавня тогда назывались враньем. Бормотать – значило «врать». Кто трубит – тот трубач, кто ткет – тот ткач, а кто врет – тот врач.

Галиматья

В конце прошлого столетия французский врач Гали Матье лечил своих пациентов шутками. Он обрел такую популярность, что не стал успевать на все визиты и свои целительные каламбуры посылал по почте. Так возникло слово «галиматья», которое в то время означало – целительная шутка, каламбур.

Доктор увековечил свое имя, но в настоящее время это понятие имеет совершенно иной смысл.

Апельсин

До XVI века европейцы вообще никакого понятия об Апельсинах не имели. Русские – тем более. У нас ведь апельсины не растут! А потом португальские мореплаватели завезли из восточных стран эти оранжевые вкусные шары. И стали торговать ими с соседями. Те, конечно, спрашивали: «Откуда яблочки-то?» - потому что об апельсинах не слышали, а по форме этот фрукт на яблоко похож. Торговцы честно отвечали: «Из Китая яблочки, китайские!» По-голландски «яблоко» - appel, а китайский – sien.

3 – Игра в чепуху

Я поэт, зову Незнайка, от меня вам балалайка! Нравится?

- А вы пробовали сочинять стихи?

Буриме – стихотворение с заданной рифмой

Командам раздаются листки с одинаковой рифмой. Условие: должно быть поздравлением на Новый Год (максимально – 5 баллов)

---------------------луной

--------------------снежинки

---------------------озорной

---------------------пушинки

--------------------грядущем

--------------------успех

---------------------лучшим

----------------------всех



4- Народная мудрость гласит! (по 1 баллу за отгаданную пословицу)

Продолжите пословицы (по очереди командам)

- А Васька (слушает да ест)

- Береги одёжку снову (а честь смолоду)

- Близок локоть (да не укусишь)

- В чужом глазу сучок видим ( а в своём бревна не замечаем)

- Вся семья вместе- (и душа на месте)

- Дружба дружбой ( а служба службой) (а табачок врозь)

- За что боролись (на то и напоролись)

- Знал бы, где упадёшь (соломки бы подстелил)

- Кого бог хочет наказать (того он лишает разума)

- Живи для людей (поживут и люди для тебя)

Пословицы- перевёртыши (кто первый ответит)

  1. Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде)

  2. Глупые ноги ругают к старости (Умную голову почитают смолоду);

  3. На свое Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);

  4. Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья);

  5. Чужие штаны подальше от себя (Своя рубашка ближе к телу);

  6. Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);

  7. Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);

  8. Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);

5- Миссис Марпл ведёт расследование (по 1 баллу за имя героя, по 1 баллу за название произведения и по 1 баллу за автора)

Итак, на месте преступления были найдены вещи. Определите героя, название произведения и автора по вещдокам (2 коробки)

10 класс – Лягушка, скальпель или щипцы (Отцы и дети)

Халат, тапочки (Обломов)

Гвозди (Рахметов)

Сонник (Вера Павловна)

11 класс – Браслет (Желтков)

Сердце (Данко)

Любовные романы (Настя «На дне»)

Личный дневник (Оля Мещерская «Лёгкое дыхание»)

Пропал человек (по очереди задавать классам)

Определить героя по описанию

10 класс – Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостремленным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. ( Базаров.)

11 класс – В четырнадцать лет у неё, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались все те формы, очарование которых ещё никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей.

(Оля Мещерская «Лёгкое дыхание»)

10 класс – Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. (Обломов)

11 класс – Старшая, .., пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. (Вера Шеина)

10 класс – Он с детства отличался замечательной красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. (Павел Кирсанов)

11 класс- Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами. (Желтков)

6 – Вакантное место Составить и разыграть диалог (выбрать карточку)

Максимально – по 3 балла

- Имя прилагательное

- Имя существительное

7. Аз, буки, веди… (1 балл за правильный ответ)

Кто быстрее

Записать полные имена игроков команды в алфавитном порядке

Подведение итогов игры. Награждение победителей








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!