Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
МОУ «Школа № 103 города Донецка»
Сценарий интеллектуальной игры
«Вопрос на засыпку» (10-11 классы)
Подготовила
учитель русского языка
Бида Е.И.
Донецк-2019
Цели игры: способствовать сохранению и повышению интереса к русскому языку, отношению к русскому языку как общенациональной ценности, развитие познавательных и творческих способностей учащихся
Оборудование: презентация, карточки, воздушные шарики
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Команды занимают места (по 5 человек.)
Выбор вопросов на засыпку
-2 воздушных шарика, в каждом из них цифры 1 и 2. Команды лопают щарики и та команда, которой попался № 1, первая выбирает вопросы на засыпку из списка
1 – Фразеологический зоопарк
2 – Родители слов
3 – Игра в чепуху (буриме)
4 – Народная мудрость гласит
5 – Миссис Марпл ведёт расследование
6 – Вакантное место
– Аз, буки, веди …
Фразеологический зоопарк (вопросы на засыпку задаются по очереди, если команда не отвечает в течение 2 минут – отвечают соперники) – по 1 баллу
Кто живет в захламленном, загрязненном месте, которое нужно очистить?
(лошади, Авгиевы конюшни)
- К кому нужно вернуться, чтобы не отвлекаться от темы? (вернёмся к нашим баранам)
- Кого зарыли, чтобы не указывать истинную причину? (Вот где собака зарыта)
- Кто отвечает за чужие ошибки? (козёл отпущения)
- Его помощь приносит больше вреда, чем пользы (Медвежья услуга)
- На ней не подъедешь к неприступному человеку (на козе не подъедешь)
- Её подкладывают, чтобы сделать гадость (подложить свинью)
- Она выделяется среди других (белая ворона)
- Его спрятали, чтобы обмануть покупателей (кот в мешке)
- Он смотрит на всё с недоумением (как баран на новые ворота)
2. Изобразить фразеологизмы (максимально 4 балла) на подготовку 2 мин
Крокодиловы слёзы
Слон в посудной лавке
Волка ноги кормят
Делить шкуру неубитого медведя
2 - Родители слов
- Ребята, а как вы думаете, как связаны каникулы с собачкой? Ваши версии…
Слово каникулы считают заимствованным из польского языка. Появилось это слово от латинского canicula – собачка, которое отмечено в словосочетании, обозначающем буквально «собачьи дни». В это время с 22 июля по 23 августа, когда Солнце находилось в созвездии Малого Пса, стояла жара. Школьники и студенты не занимались учёбой в «собачьи дни» - каникулы.
Итак, попробуйте догадаться о происхождении слов. (Вытягивают карточку с 2 словами)
Время на обсуждение 3 минуты. Максимально за слово – 3 балла)
Хулиган
Слово хулиган – английского происхождения. Считается, что фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия стала именем нарицательным, а слово международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.
Врач
В старину лечили заговорами, заклинаниями, разными нашептываниями. Древний лекарь, знахарь говорил больному что-нибудь вроде этого: «Уйди, болезнь, в пески зыбучие, в леса дремучие…» И бормотал над занедужившим разные слова. А знаете, как вплоть до начала XIX века называлось бормотание, болтавня? Бормотание, болтавня тогда назывались враньем. Бормотать – значило «врать». Кто трубит – тот трубач, кто ткет – тот ткач, а кто врет – тот врач.
Галиматья
В конце прошлого столетия французский врач Гали Матье лечил своих пациентов шутками. Он обрел такую популярность, что не стал успевать на все визиты и свои целительные каламбуры посылал по почте. Так возникло слово «галиматья», которое в то время означало – целительная шутка, каламбур.
Доктор увековечил свое имя, но в настоящее время это понятие имеет совершенно иной смысл.
Апельсин
До XVI века европейцы вообще никакого понятия об Апельсинах не имели. Русские – тем более. У нас ведь апельсины не растут! А потом португальские мореплаватели завезли из восточных стран эти оранжевые вкусные шары. И стали торговать ими с соседями. Те, конечно, спрашивали: «Откуда яблочки-то?» - потому что об апельсинах не слышали, а по форме этот фрукт на яблоко похож. Торговцы честно отвечали: «Из Китая яблочки, китайские!» По-голландски «яблоко» - appel, а китайский – sien.
3 – Игра в чепуху
Я поэт, зову Незнайка, от меня вам балалайка! Нравится?
- А вы пробовали сочинять стихи?
Буриме – стихотворение с заданной рифмой
Командам раздаются листки с одинаковой рифмой. Условие: должно быть поздравлением на Новый Год (максимально – 5 баллов)
---------------------луной
--------------------снежинки
---------------------озорной
---------------------пушинки
--------------------грядущем
--------------------успех
---------------------лучшим
----------------------всех
4- Народная мудрость гласит! (по 1 баллу за отгаданную пословицу)
Продолжите пословицы (по очереди командам)
- А Васька (слушает да ест)
- Береги одёжку снову (а честь смолоду)
- Близок локоть (да не укусишь)
- В чужом глазу сучок видим ( а в своём бревна не замечаем)
- Вся семья вместе- (и душа на месте)
- Дружба дружбой ( а служба службой) (а табачок врозь)
- За что боролись (на то и напоролись)
- Знал бы, где упадёшь (соломки бы подстелил)
- Кого бог хочет наказать (того он лишает разума)
- Живи для людей (поживут и люди для тебя)
Пословицы- перевёртыши (кто первый ответит)
Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде)
Глупые ноги ругают к старости (Умную голову почитают смолоду);
На свое Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);
Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья);
Чужие штаны подальше от себя (Своя рубашка ближе к телу);
Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);
Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);
Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);
5- Миссис Марпл ведёт расследование (по 1 баллу за имя героя, по 1 баллу за название произведения и по 1 баллу за автора)
Итак, на месте преступления были найдены вещи. Определите героя, название произведения и автора по вещдокам (2 коробки)
10 класс – Лягушка, скальпель или щипцы (Отцы и дети)
Халат, тапочки (Обломов)
Гвозди (Рахметов)
Сонник (Вера Павловна)
11 класс – Браслет (Желтков)
Сердце (Данко)
Любовные романы (Настя «На дне»)
Личный дневник (Оля Мещерская «Лёгкое дыхание»)
Пропал человек (по очереди задавать классам)
Определить героя по описанию
10 класс – Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостремленным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. ( Базаров.)
11 класс – В четырнадцать лет у неё, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались все те формы, очарование которых ещё никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей.
(Оля Мещерская «Лёгкое дыхание»)
10 класс – Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. (Обломов)
11 класс – Старшая, .., пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. (Вера Шеина)
10 класс – Он с детства отличался замечательной красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. (Павел Кирсанов)
11 класс- Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами. (Желтков)
6 – Вакантное место Составить и разыграть диалог (выбрать карточку)
Максимально – по 3 балла
- Имя прилагательное
- Имя существительное
7. Аз, буки, веди… (1 балл за правильный ответ)
Кто быстрее
Записать полные имена игроков команды в алфавитном порядке
Подведение итогов игры. Награждение победителей