Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Льгова»
ВЫСТУПЛЕНИЕ на ГМО
Тема: «Использование результатов оценочных процедур (ВПР - промежуточная аттестация) в целях повышения качества начального образования»
Подготовила:
Кудинова Л.В.,
учитель начальных классов.
-2017 год-
«Необходимо, чтобы школьники получали прочные
знания и на их базе смогли овладеть будущей
профессией, добиться успеха, и в жизни быть
востребованными и полезными для своей страны…»
Президент Российской Федерации В.В. Путин
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.
Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования, но только если используются для принятия адекватных и адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети.
Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.
Как же необходимо использовать результаты оценочных процедур в управлении качеством образования?
Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей.
В начальной школе оценочные процедуры проводятся в виде Всероссийских проверочных работ, позволяющих выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам, в данном проекте по математике, русскому языку, окружающему миру, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе.
Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы, то есть, цель ВПР - диагностика качества образования.
Результаты ВПР будут использованы для совершенствования методики преподавания в начальной школе, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ их развития.
Способы использования результатов многочисленны и разнообразны.
Они могут быть разделены на две категории – использование для принятий
решений о поддержке конкретных учащихся и педагогов, и использование
для принятий решений на разных уровнях систем образования.
Рассмотрим варианты возможных решений:
1. Решения относительно ученика.
- Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная
образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже
базового, критический). Принимаются решения относительно
продолжения обучения школьником на следующей ступени
образования.
- Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для
школьников-участников оценочной процедуры.
- Также готовятся педагогические рекомендации для
индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в
необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и
каким образом их можно восполнить).
2. Решения относительно учителя.
- Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога.
В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны
служить одним из критериев деятельности педагога.
- Выработка плана профессионального развития и повышения
квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов,
выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения
качества обучения школьников.
3. Решения относительно школы. Администрация образовательной
организации:
- может учитывать результаты итоговой оценки в качестве одного из
критериев результативности работы школы при проведении
самооценки общеобразовательного учреждения.
- Использовать процедуры оценки в качестве одного из элементов
системы внутришкольного мониторинга качества образования
конкретного общеобразовательного учреждения.
- проектировать систему методической работы и повышения
квалификации педагогов.
- совместно с педагогическим коллективом школы принимает
решение относительно выбора учебно-методических комплектов,
по которым проводится обучение.
Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Результаты Всероссийских проверочных работ также используются в контрольно-надзорной деятельности при
• лицензировании образовательной деятельности;
• государственной аккредитации образовательной организации;
• разработке методических рекомендаций.
ВПР являются внешними оценочными процедурами.
Все внешние процедуры ОКО (оценка качества образования) являются четко регламентированными, их оценка независима, то есть эти процедуры - объективны.
Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) - предлагаемая Рособрнадзором независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации.
Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.
Выводы и рекомендации по результатам выполнения работы
Учащиеся 4 класса стали участниками Всероссийской проверочной работы.
Данная оценочная процедура проводилась с целью оценки качества начального образования в школе.
Результаты Всероссийской проверочной работы по русскому языку за 2017год показали, что часть учащихся все еще испытывает трудности при работе с текстом: определением темы и главной мысли текста, делением текста на смысловые части, составлением плана текста, формулированием вопросов по содержанию текста и ответов на них, подтверждая ответ примерами из текста.
Математика
Анализ результатов выполнения заданий всероссийской проверочной работы по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям по математике позволяет констатировать то, что у обучающихся хорошо развиты умения: выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; работать с таблицами и диаграммами; использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов и для оценки их количественных и пространственных отношений.
Результаты исследования показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе:
- низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки;
- слабое развитие навыков проведения логических рассуждений;
- недостаточное развитие у обучающихся умения решать практические задачи;
- низкий уровень сформированности умения объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы.
Окружающий мир
Результаты исследования показали наличие ряда проблем в подготовке обучающихся по предмету «Окружающий мир»: недостаточное освоение начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; слабая подготовка умений использовать различные способы анализа, обобщать, классифицировать по признакам; проводить несложные наблюдения; знать культурные и исторические достопримечательности родного города (села), республики.
Результаты проведённого анализа заставляют ещё раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР могут оказать неоценимую помощь.
Рекомендации для учителей при подготовки к Всероссийским проверочным работам
1. Потренировать своих детей вы можете, используя интернет-сайты:
на сайте vpr.statgrad.org вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам 2016-2017 годов;
на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru
неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» https://testedu.ru
также различные видео уроки по всем предметам можно найти на Современном учительском портале http://easyen.ru/load/nachalnykh/vpr/260 . Здесь представлены примеры заданий и разбор решений.
ежемесячно составленные тренировочные варианты для самопроверки по подготовке к ВПР можно найти на сайте «Решу ВПР» http://rus4-vpr.sdamgia.ru . Вы можете составить вариант из необходимого вам количества заданий по тем или иным разделам задачного каталога.
пройти тесты по ВПР в онлайн режиме на сайте Onlline Test Pad
хорошая помощь при подготовке к ВПР на сайте «4ВПР» https://4vpr.ru/4-klass/
работу над текстом можно начинать активно вводить со 2 класса по методическим разработкам Ольги Крыловой: «Чтение. Работа с текстом. ФГОС»
отработать решение задач повышенного уровня сложности, с геометрическими фигурами и задач на время, а также написать различной сложности диктанты можно на сайте 4ВПР https://4vpr.ru/4-klass/
2. ПОСОБИЯ (продемонстрировать).
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:
-разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;
-определить узкие места деятельности педколлектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;
-выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;
-оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;
-иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.
Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, а также при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.
Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, а также перспективам получения дальнейшего профессионального образования.
Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.
Но не надо забывать, что учитель - ключевая фигура в образовании, непосредственно участвующая в формировании содержания образования, в его обновлении.
Информационные ресурсы:
https://docviewer.yandex.ru/view
https://sites.google.com/site/giavolsk/vpr-2017
https://intolimp.org/publication/ispol-zovaniie-riezul-tatov-otsienochnykh-protsiedur-v-povyshienii-kachiestva-ob.html