СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий в школьной библиотеке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная информация может быть полезной для школьных библиотекарей, готовящихся пройти итоговую аттестацию слушателя курсов повышения квалификации педагогов-библиотекарей образовательных организаций

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий в школьной библиотеке»

Итоговая аттестация

слушателя курсов повышения квалификации

педагогов-библиотекарей образовательных организаций

библиотекаря МБОУ «Геройская средняя школа» Сакского района Республики Крым

Исмаиловой Эльмаз Энверовны

30.04.2020

Вопрос № 4

Использование информационных технологий в школьной библиотеке

Библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, призванным накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами. Помимо этого, функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся, формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства, содействие профессиональному развитию педагогических кадров.

В условиях цифрового мира, информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.
Это выводит на первый план такие задачи, как:
- накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;
- ведение информационно-поисковых систем и библиографических бах данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию;
- создание и наполнение баз данных по методике и образованию;
- помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации;
- систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.
Исходя из этого, можно выделить три главных направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек:
- расширение информационного пространства библиотеки;
- автоматизация библиотечных процессов;
- использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря.
В свою очередь, эти направления включают уровни, на основе которых можно составить таксономию внедрения информационных технологий в деятельность школьных библиотек:
- расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам;
- внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем;
- накопление и организация электронных ресурсов;
- создание собственных цифровых ресурсов;
- создание сайтов/электронных библиотек;
- использование технологий для продвижения книги и чтения;
- формирование информационной грамотности (обучение с помощью технологий);
- интеграция библиотечных продуктов и услуг в информационно-образовательное пространство школы.

Рассмотрим эти направления с точки зрения обычного школьного библиотекаря. Информационное наполнение образовательного пространства школы – это накопление и организация электронных ресурсов, не только формирование фондов мультимедиа материалов, которое зависит от поступлений, но и поиск, сбор, оценка, систематизация интернет-ресурсов для их использования в режимах on-line и локального доступа. Автоматизации библиотечных процессов - это внедрение АИБС и включение библиотекаря в процесс освоения компьютера. В результате библиотека должна создать собственные информационные продукты: электронные каталоги, картотеки, библиографические указатели литературы, списки новых поступлений и т.п.

Информационно-коммуникационные технологии находят применение во всех мероприятиях библиотеки, начиная с момента подготовки, до подведения итогов и оценки результатов. Так сам библиотекарь обращается к электронным библиотекам и базам данных в процессе отбора материала, разработки сценария, поиска новых форм работы. Неоценимую помощь получает библиотекарь в ходе рекламной компании и оформления мероприятий. Привлечь современного ребенка к чтению можно только активно воздействуя на его зрительное восприятие. Отсюда обилие пригласительных билетов, плакатов, закладок, объявлений, списков литературы, создаваемых для привлечения внимания к деятельности библиотекаря. Эти формы наглядной агитации сегодня изготавливаются на компьютере, что дает существенное разнообразие форм и простоту в их изготовлении. Наличие одного компьютера в библиотеке не дает возможности использовать большое количество сервисов, рассчитанных на групповую работу. Однако, библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности некоторые из них: компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, листовок, газет и прочего, презентационные программы для создания портфолио, презентаций, киностудии, интерактивные карты и т. д. Наличие техники и владение ИКТ позволяет библиотеке внедрить в работу такие виды массовых мероприятий как интеллектуальные игры, квест-проекты, виртуальные экскурсии и путешествия, телепрограммы. В данных формах работы видеоряд, презентация, фильм являются основой, вокруг которой строится мероприятие. Хорошо вписываются в библиотечные мероприятия интерактивные викторины для начальной школы, когда в виде вопроса используются кадры фильма, мультфильма, музыкальные фрагменты, произведения живописи, фрагменты сказок и т.д..

ИКТ позволяют также активизировать и разнообразить занятия курса внеурочной деятельности педагога-библиотекаря. В ходе занятий появляется возможность демонстрации фрагментов мультфильмов, кинофильмов, использования аудио-записей книг и музыкальных произведений. Библиотекарь может показать и рассказать о книге, которой в библиотеке нет, указав пути доступа к произведению. Так библиотекарь расширяет читательский кругозор, привлекает ребенка к чтению и направляет на безопасные для него ресурсы.

Благодаря ИКТ есть возможность создания собственных сайтов и блогов библиотеки и библиотекаря, которые предлагают информацию о библиотеке, ссылки на интересные и полезные ресурсы, помощь в работе с информацией и т.п.

Для самого библиотекаря ИКТ стали окном в мир профессионального сообщества. Они дали возможность одиночке влиться в сообщество школьных библиотекарей в интернет-пространстве, поделиться своим опытом, принять участие в конкурсах и проектах в режиме удаленного доступа, найти новые формы работы и новых друзей и единомышленников.

Использование сетевых интерактивных технологий для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов представляется одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками, потому что позволяет не только приобщать к чтению, но и формировать навыки информационной грамотности, а также навыки групповой работы и сотрудничества.

К преимуществам использования технологий в образовательном процессе относят: повышение эффективности обучения и влияние на повышение учебных достижений, активизацию учебного процесса, повышение мотивации школьников по сравнению с традиционным учебным окружением, возможность реализовать творческий потенциал школьников с учетом индивидуальных особенностей школьников, формирование коммуникативных навыков, культуры общения школьников, навыков совместной работы. Естественно, при использовании детьми ИКТ следует помнить о гигиене пользования услугами Интернет.

Использование ИКТ меняет имидж библиотеки с хранилища книг и документов на бумажных носителях на современный, соответствующий реалиям образовательного процесса. В современной библиотеке книга и информация используются во всех формах их существования, не зависимо от носителя и формы доступа. Библиотека становится адекватной современному цифровому миру и запросам образовательного процесса.

Следовательно, необходимым условием формирования качественного современного образования становится библиотека общеобразовательного учреждения – ресурсный, информационный, культурный, и досуговый. Библиотека входит в виртуальное пространство, её функции значительно расширяются:

- интеграция деятельности с библиотеками и другими социально-культурными и образовательными учреждениями,

- формирование собственных коллекций электронных ресурсов,

- он-лайн обучение и творчество, наставничество, поддержка самостоятельных исследований учащихся.

Формируемые при участии школьной библиотеки метапредметные компетентности учащихся в технически и информационно насыщенной среде будут способствовать целям опережающего развития, сформулированным в стратегии развития образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!