Использование методов обучения и воспитания, учитывающих особенности обучающихся возрастные; ограниченные возможности здоровья; выдающиеся способности
Основой реализация Федерального государственного стандарта начального общего образования является системно-деятельностный подход. Главная моя задача, как учителя, состоит в том, что я должна не только дать учащимся определённые знания, но и развивать интерес к учению, научить учиться, применять полученные знания на практике. В своей педагогической деятельности использую методы обучения и воспитания, учитывающие особенности обучающихся. Реализуя ФГОС, заложенный в основу деятельностного метода обучения, использую метод Л.Г. Петерсон, который позволяет мне на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия, развитие логического и творческого мышления. Кроме того, учитывая возрастные особенности учащихся и сохраняя преемственность при переходе из ДОУ в школу использую игровые технологии.
В играх новые знания учащиеся получают свободно. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недостижимым, на уроках, во время игры легко усваиваются. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием. Традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений. В коллективных и командных играх участники сами себе ставят цель, совместно с другими детьми ищут способы ее достижения, сообща отбирают материал, при этом каждый из команды (группы) ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому эти игры имеют еще и огромную воспитательную ценность. Приведу несколько примеров дидактических игр, апробированных мною в 1 классе на разных этапах учебного процесса.
1.Игры по темам: «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»
Игра «Логические концовки»
Вооружись логическим мышлением и закончи фразы:
1. Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
2. Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).
3. Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
4. Если правая рука справа, то левая... (слева).
5. Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
6. Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).
7. Дядя Степа высокий, а мальчик с пальчик ... (низкий)
8. У лисы хвост длинный, а у зайца ... (короткий).
9. Река широкая, а ручей ... (узкий).
10. Крокодил Гена большой, а Чебурашка ... (маленький)
11.Ствол у дуба толстый, а золотая цепь на нем ... (тонкая).
12. Колодец глубокий, а ямка от копытца ... (мелкая).
13. У Буратино нос длинный, а у Пятачка ... (короткий).
14. Белоснежка высокая, а гномы ... (низкие).
15. Колобок толстый, а Кощей ... (худой).
Игра «Кто лишний?»
Необходимо найти лишнего человечка. Уметь объяснить признаки отличия от остальных.
Игра «Найди фигуру»
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам – то как не знать!
Но совсем другое дело
Быстро, точно и умело
Треугольники считать!
- Сосчитайте, сколько здесь треугольников?
(Дети считают на местах, дают ответы. Для каждого заготовлен чертеж звезды, на партах имеются карандаши. Задание достаточно сложное. Если не будут найдены все треугольники, выигрывает тот, кто назвал большее количество. В любом случае, я показываю все треугольники. Лучше заготовить заранее плакаты со звездой, где треугольники будут раскрашены).
Игра « Укажи дорогу»
Учащиеся 1 класса не сразу могут сориентироваться в большом помещении школы. Чтобы научить этому, развить самостоятельность, проводится данная игра. В ней идёт отработка пространственных представлений. (Учитель предварительно показывает все помещения в школе). Ученик получает задание провести мысленно детей в спортзал, столовую, раздевалку. Ребёнок объясняет кратко, как идти. Например: «Выйти из класса, повернуть налево и спуститься по лестнице вниз». Дети ещё могут под его диктовку попытаться изобразить маршрут на листках.
Игра «Каких дней в неделе недостает?», Игры по теме: «Сложение и вычитание» и др. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.
Использование дидактических игр дало положительный эффект для учеников с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика казалась скучной наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повысило интерес к математике, внесло разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимало утомление, развивало сообразительность, внимание, взаимопомощь, чувство соревнования. Систематическое использование игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала явилось эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся. Что положительно повлияло на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной активности.
Примеры фрагментов уроков с использованием игровой технологии:
Математика Тема урока: Числа 1-10.Нумерация. 1 класс
II. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучать большую тему «Числа от 1 до 10. Нумерация» В начале изучения мы читали, чему мы должны научиться. Откройте стр. 21. Прочитайте, что мы должны были узнать и чему научиться (дети читают).
Учитель: Откройте учебник на стр. 76. Прочитайте тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Будем повторять то, что изучили, проверим свои знания и умения. )
Учитель: Все эти знания и умения будут нам нужны для выполнения математических заданий. Сегодня у нас с вами не просто урок, а урок – игра. Мы будем учиться, играя в математические игры. Будем помогать сказочным героям выполнять различные математические задания. Будьте внимательны, не отвлекайтесь, думайте.
1. Индивидуальная работа у доски (2 человека)
Игра “Волшебные яблочки”(сказочный герой-Жар-птица).
На доске нарисовано дерево – яблоня. К ней прикреплены яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры. Дети срывают яблоки и быстро записывают примеры на доске. Кто больше успел записать и решить примеров, тот выигрывает.
3+2= 5-2= 9+1=
4-2= 8+1= 3-1=
10-1= 7-7= 6+1=
2. Фронтальная работа.
- Назовите числа, с которыми мы познакомились, в порядке возрастания (убывания).
- Какое самое большое число из тех, что мы изучили? (10)
- Чем отличается число 10 от остальных изученных чисел? ( в записи числа используются две цифры 1 и 0)
- Какое самое маленькое число мы изучили? (0) Какое место среди чисел занимает число 0 ? (Стоит в начале числового ряда.)
- Что мы используем для записи чисел? (цифры)
- Сколько всего цифр? (десять)
- А сколько чисел? (много)
- Чем отличаются цифры от чисел? (цифры пишем, числа слышим и произносим)
- Назовите соседей числа 3, 7, 9 ?
- Какое число при счёте следует за числом 4, 6?
- Какое число при счёте предшествует числу 5, 8?
3. Задачи для смекалистых.
«Хитрые задачи от Бабы-Яги»
а) На грядке сидят 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 2. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на грядке? (ни одного)
б) Сколько ушей у трёх мышей? (6)
в) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна)
г) По тропинке идут 3 чёрных и 6 серых гусей, а навстречу им одна серая и одна белая утка. Сколько было всего уток?(2)
4. Устный счёт.
Игра «Молчанка» (герои сказки «Белоснежка и семь гномов»)
- Я буду показывать указкой на числа и знаки действия, а вы будите находить ответы, используя цифры, которые лежат у вас на столах. Молча решите пример и покажите ответ цифрой.
- Какое число получим, прибавляя 1? А вычитая 1?
Игра «Сосчитайка» (герои сказки «Три поросёнка»)
- Что вам напоминает этот рисунок?
- Из каких геометрических фигур нарисована ёлка?
- Сосчитайте, сколько здесь треугольников? (8)
Физкультминутка.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два – нагнуться, подтянуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Урок чтения: Знакомство с согласной буквой М, м. Звуки [м], [м'].
2.Актуализация знаний.
Сейчас я хочу вам предложить поиграть с буквами. У вас на парте лежат три кружка: синий, зеленый, красный. Я буду называть слова, а вы показываете круг такого цвета, который требуется для обозначения первого звука в слове.
-Готовы?
(Кукла, педаль, аист, иволга, работа, речка, нос, нитки, ель, мак)
-Ребята, а какое слово начиналось с незнакомого нам звука?
-Сформулируйте тему урока. С какой буквой мы сегодня познакомимся? Каковы наши цели?
- Посмотрите на картинки, назовите их и решите, какой звук здесь будет общий, есть в каждом слове?
Урок русского языка 1 класс Тема: Согласные звуки [м, м' ], буквы М , м.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Прозвенел для нас звонок. Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
В школу мы пришли учиться.
-Я вижу у вас хорошее настроение, значит, наш урок будет удачным. Мы много узнаем нового на уроке, для этого надо быть внимательными, серьёзными, помочь друг другу справиться с заданиями.
2.Актуализация знаний
- С какими буквами и звуками познакомились на предыдущем уроке?
- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?
- А как называются звуки, которые можно пропеть?
3. Определение темы (игровые элементы работы). Знакомство с новыми звуками.
- Как мычит корова? ( Му-у-у…)
Му-у-у
Мычит теленок:
-Му-у…му-у…му-у…
Спросить он хочет:
-Почему - у?
Одуванчик жёлтый,
Как солнечный денек,
Синий, словно небо,
В поле василёк.
Розовые кисточки
Душистого горошка…
Мамочка- корова всего
Съест понемножку.
Вот и непонятно:
Почему потом
Доится корова
Белым молоком?
Почему-у-у-у?
Му-у-у?
-Попробуй помычать тоненько, как мычит теленочек, потом - нежно, как мама-корова. А теперь - грозно, как мычит бык. (Слайд2)
- Ребята, внимательно послушайте слова, которые я назову. Скажите, что у них общего?
Мох, март, муравей.
- Кто сможет сказать, с какими новыми звуками мы будем знакомиться сегодня на уроке? (ответы детей)
-А задача нашего урока - познакомиться со звуками [м], [м'] и буквой, которая их обозначает; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
-Произнесите его и скажите, какой он?
- А почему?
- Какой характер его звучания?
- Дайте характеристику этому звуку.
- А знаете ли вы про муравьёв? Они какие? (Слайд3)
- Произнесите это слово, выделяя в нем первый звук.
-Назовите первый звук.
- Дайте характеристику звука [м] (согласный, звонкий, твердый)
Игра « Кто больше?»
- Какая ягода начинается со звука [м] – малина, морошко, мандарин (слайд 4)
-Назовите цветы, в названия которых есть звук [м] - мак, ромашка,маргаритки (слайд 5)
-Перечислите продукты, в названии которых есть [м]-мясо, масло, молоко, мука…
(слайд 6)
-Ребята, сегодня у нас в гостях герои самых разных сказок. Они очень любят загадки и просили вас отгадать, как же их зовут.
1.Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…(медведь)
-Назовите первый звук в слове «медведь».
-Произнесем хором звук [м'] .
-Кто даст характеристику звуку [м'] ?
-Согласный, звонкий, мягкий.
2.В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?...(мышка)
-Назовите первый звук в слове «мышка».
-Произнесем хором звук [м].
-Кто даст характеристику звуку [м]?
-Согласный, звонкий, твердый.
3.Погляди на молодцов
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей-
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может…. ( муравей)
-Что вы знаете о них? (ответы детей, беседа об охране животных). Слайд 7.
Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 3-4 раза.
2. Крепко зажмурить глаза( считать до 3),открыть, посмотреть вдаль(считать до 5).
Учитывая особенности здоровья учащихся свою педагогическую деятельность организую в соответствии со здоровьесберегающими технологиями, строю уроки с опорой на ЗОЖ. В классе для контроля температурного режима есть термометр. Учебное помещение проветривается во время перемен, до начала занятий и после их окончания. Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках провожу физкультминутки и гимнастику для глаз. Чередую во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ), соблюдаю среднюю непрерывную продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах она не должна превышать 7 - 10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см и сохранения здоровья воспитываю и формирую правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. В классе есть ростовая линейка и плакат «Сиди прямо». Каждый учащийся обеспечен партой в соответствии с его ростом, парты расставлены на соответствующее расстояние от доски, в Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч. В целях формирования правильной осанки. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья; обеспечивается за счет: - физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений; организованных подвижных игр на переменах. На уроках использую следующие ФМ:
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
Для учащихся, имеющих более высокие способности провожу дополнительные занятия, учу пользоваться дополнительной справочной литературой, даю навыки работы на компьютере, навыки извлечения нужной информации, готовлю карточки с заданиями повышенной трудности и олимпиадными заданиями, вовлекаю в участие в интеллектуальные игры (классные, школьные), а также «Кенгуру», «Русский медвежонок», к участию в олимпиадах.
Таким образом, при организации учебного процесса, я выбираю такие технологии, которые позволяют мне учитывать возрастные особенности детей, возможности здоровья и способности учащихся.