«Возможности использования образовательного
ресурса Якласс на уроках математики»
Автор: учитель математики
Титова Надежда Александровна
МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.»
г. Ханты-Мансийск
Данный материал о возможностях, которые даёт использование образовательного ресурса ЯКласс на уроках математики, о личном опыте его использования на различных этапах урока, а также хочу продемонстрировать, как ресурс повышает интерес учащихся к предмету. Следует отметить, что формирование мотивации к обучению и интереса к целенаправленному и активному познанию — одно из требований ФГОС.
Я зарегистрировалась на этом сайте и получила возможность пройти апробацию, т. е. бесплатную Подписку Я+ для себя и своих учеников на месяц. Затем остается бесплатная подписка Якласс, остальные по желанию могут оформить подписку Я+, которая дает более широкий спектр возможностей. Учителю желательно иметь такую подписку, чтобы была возможность видеть работы обучающихся, оценивать, вносить комментарии, вносить свои разработки и т.п. Подписка действует год.
Впечатление от знакомства с ресурсом в целом положительное. Как оказалось, сайт ЯКласс можно использовать на различных этапах урока:
при изучении нового материала;
при закреплении и отработке навыков и умений по теме;
при осуществлении контроля полученных знаний;
при выполнении домашней работы.
Удобно пользование этим сайтом при проведении дистанционных занятий.
Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых моментах.
Работа с теоретическим материалом
На этапе работы с теоретическим материалом можно использовать режим презентации, для этого выводиться на экран теория для повторения или изучения нового материала. Режим презентации (для проектора и интерактивной доски)
Режим презентации доступен пользователям ЯКласс с ролью «Учитель» и «Репетитор» и соз дан специально для работы в классе, на уроке:
на персональном компьютере;
на проекторе;
на интерактивной доске.
Режим презентации работает только в разделе «Предметы»: исчезает меню сайта и ссылки на другие разделы, при этом весь раздел «Предметы» становится чётче, ярче и крупнее. Преобладает чёрный цвет шрифта, так что весь контент можно видеть даже с задних парт.
На Якласс для каждого вида деятельности учитель может найти подробную инструкцию использования ресурса в разделе «Справочный раздел». Фраза Обрати внимание! помогает внимательно работать с ресурсом.
Печать задания, теста, теоретического материала Якласс.
Доступность принтера позволяет распечатывать обучающие материалы ЯКласс в том случае, если:
у нет возможности заниматься в компьютерном классе;
у учащихся нет персональных компьютеров, планшетов; смартфонов,
у учащихся нет доступа в Интернет, либо распечатывать задания для отдельных учеников.
На странице имеется окно предварительного просмотра, Вы можете посмотреть, как будет выглядеть распечатанный материал.
При необходимости Вы можете выбрать особые настройки печати, менять формат документа, распечатывать и теоретический материал, и индивидуальный вариант задания для каждого ученика. При необходимости Вы можете составить проверочную работу даже из одного задания.
Если распечатывать работу из раздела «Проверочные работы» на ЯКласс, то сразу же автоматически получите столько вариантов работы, сколько копий для печати Вы выберите.
В этом заключается уникальная особенность сайта ЯКласс, каждое задание и тест имеет множество вариантов с разными условиями (50 и более вариантов каждого задания). Ответы на такие задания невозможно списать ни в Интернете, ни у соседа по парте, ни с ГДЗ. Если учащийся захочет решить задание снова, то ему выпадет уже другой вариант. Таким образом, осуществляется принцип «бесконечной» тренировки и обучения на собственных ошибках.
В основе системы лежит генератор заданий GenExis, созданный в Москве под руководством профессора кафедры математики Александра Гуртового. Для каждого задания генератор обеспечивает сотни вариантов, что в результате даёт режим «бесконечной» тренировки и решение проблемы списывания.
Раздел «Проверочные работы»
В первую очередь, выбирается предмет и класс обучающей программы. Ниже, в окне, отобразится список заданий из банка ЯКласс. Чтобы выбрать одно из них, поставьте галочку слева от названия. Чтобы продолжить создание проверочной работы, нажимаете на оранжевую кнопку.
Для предварительного просмотра задания нажмите на его название. Это поможет увидеть задачу «глазами школьника. Есть возможность предварительного просмотра всей проверочной работы, Вы также можете создать собственное задание. Удобно выбирать обучающие объекты из банка ЯКласс, помимо текста рядом с любым обучающим объектом определенного вида иконка, которая позволяет обучающемуся быстро ориентироваться по видам деятельности.
При наведении курсора мыши на иконку рядом с любым обучающим объектом, видно основную информацию: вид обучающего объекта, сложность, максимум баллов ♦ за данный обучающий объект.
В блоке с выбранными заданиями учитель может:
менять порядок заданий с помощью стрелок;
удалять ненужные задания и теоретические материалы с помощью иконки «мусорник»;
менять максимальное количество баллов ♦ за задания, введя нужное количество баллов в окошко напротив нужного задания;
предварительно просматривать задания и теоретические материалы, нажимая на их названия; баллы ♦, набранные учащимися, можно переводить в оценки.
Когда поверка домашней либо проверочной работы на ЯКласс завершена, в отчёте по данной работе у каждого учащегося будет подсчитан процент набранных им за работу баллов ♦ от максимума баллов ♦ за работу.
Система ЯКласс предоставляет учителю свободу решать, чем пользоваться: таблицей перевода баллов, созданной методистами Якласс, либо выработанными самим учителем критериями оценивания.
При необходимости Вы можете задать работу повторно. Учащиеся получат оповещение о новой заданной работе. Каждый учащийся, указавший адрес электронной почты в своём Личном кабинете на сайте, получит обязательное оповещение о новой заданной работе на электронную почту. Также каждый учащийся увидит оповещение о новой работе при входе на сайт.
С помощью раздела «Проверочные работы» любой педагог сможет развить свою общепедагогическую и предметно-педагогическую ИКТ-компетентность по следующим направлениям:
I. Урочная работа по учебному плану:
проведение диагностических, проверочных, самостоятельных, контрольных работ, зачётов, выдача домашних работ и т.д.;
использование современных способов оценивания в условиях ИКТ — система ЯКласс автоматически проверяет результаты учащихся, предоставляет отчёт и рекомендует оценку, которую можно записать или перенести в электронный или бумажный журнал.
II. Внеурочная индивидуальная работа с учащимися:
возможность формировать индивидуальные траектории обучения, выдавать учащимся задания разного уровня сложности в зависимости от их индивидуальных способностей.
III. Работа по подготовке и обеспечению учебного процесса:
подготовка заданий для учащихся;
проверка домашних и контрольных работ.
IV. Мотивационная работа:
мотивирование учащихся;
включение в работу каждого учащегося в классе.
На этапе закрепления темы задания ЯКласс очень удобно решать всем классом на интерактивной доске. При повторном запуске каждая задача генерирует новое условие. После того как решишь задание, есть возможность просмотреть шаги решения и подробно разобрать его ход вместе с учащимися. Это способствует эффективному закреплению темы. В условиях дефицита времени учителю важно, что после выполнения «Проверочной работы» система автоматически анализирует работу обучающегося и рекомендует оценку. Вручную проверяются только творческие задания — сочинения, эссе и т. д.
Также автоматически создаются отчёты, в них есть все результаты и детальный анализ того, как каждый из учеников выполняет задания. Можно увидеть, с какими заданиями учащийся справился, а с какими нет, сколько попыток использовал, сколько времени затратил на работу. Все виды отчётов можно распечатать или отправить по электронной почте.
Просмотр результатов проверочной работы. Автоматические отчёты.
Когда уже создали проверочную работу или их уже несколько, в разделе «Проверочные работы» на ЯКласс Вы можете:
автоматизировать процесс проверки заданий;
реализовать эффективный мониторинг успеваемости учащихся;
мгновенно создавать, сохранять и распечатывать отчёты.
Вы можете: создать новую работу, узнать о результатах проверочной работы, нажав на любую из ранее созданных работ, отфильтровать работы по статусу, отфильтровать работы по классу, обновить информацию на странице, удалить работу насовсем.
Работы бывают в следующих статусах:
Черновик— ещё никому не высланная и не опубликованная работа. Только у черновиков можно редактировать настройки, менять задания и учащихся.
Запланированная— уже высланная учащимся работа, которая должна стать доступна для выполнения в будущем. Пока срок работы не завершён, в неё можно приглашать дополнительных учащихся.
Активная— учащиеся уже начали её выполнять, работа доступна для выполнения в данный момент. У тех, кто уже выполнил работу, появились результаты, проверенные компьютером. Пока срок работы не завершён, в неё можно приглашать дополнительных учащихся.
Законченная— срок выполнения данной работы подошёл к концу автоматически, либо Вы вручную закрыли работу для выполнения раньше срока. Больше учащиеся не могут её выполнять. Учитель может просматривать и исправлять результаты, оставлять комментарии учащимся.
Проверенная— работа, которую Вы проверили. Система ЯКласс проверяет работы автоматически, но «Проверенной» работа становится только когда учитель посмотрит на отчёт и нажмёт кнопку «Проверено».
На каждую ячейку в отчёте можно наводить курсор мыши для получения подсказки, либо для того, чтобы посмотреть ответ учащегося и отредактировать результат.
Коррекция результатов. Проверка творческих заданий
При просмотре результатов домашней, либо проверочной работы на ЯКласс учитель может:
просматривать ответы учащихся на задания;
редактировать количество баллов ♦, полученных учащимся;
проверять творческие задания, которые не подлежат автоматической проверке компьютером;
оставлять учащимся сообщения;
отправлять отзывы в редакцию ЯКласс.
Просмотр ответов учащихся: для того чтобы посмотреть ответ учащегося на задание, наведите курсор мыши на ячейку с результатом задания в отчёте по проверочной работе и нажмите на появившуюся кнопку «Карандаш».
Даже если задание НЕ творческое и система ЯКласс поставила баллы автоматически, последнее слово остаётся за учителем — можно поменять количество баллов, если не согласны с компьютером.
Использование сетевого ресурса ЯКласс повышает мотивацию учащихся к обучению. Хочется отметить такие изменения:
возникло стремление ещё лучше выполнить задание (обучающиеся выполняют задание до тех пор, пока не добьются максимального балла);
появился социальный мотив обучения — желание быть полезным группе. Ребята стараются заработать в копилку класса больше баллов ради повышения рейтинга всего класса на параллели; также они самостоятельно выполняют тренировку по пройденным темам, без указки учителя.
Думаю, что применение Интернет-ресурса ЯКласс на уроках математики и при индивидуальной работе дома позволяет:
более продуктивно использовать время на освоение предмета;
научить учащихся использовать образовательные ресурсы в сети;
обеспечить индивидуальный подход педагога к каждому обучающемуся;
организовать самостоятельное обучение учащихся;
создать творческую атмосферу на уроках;
значительно повысить мотивацию и качество образования.
ЯКласс делает работу педагога инновационной и более творческой, а также активизирует интерес к изучению предмета, превращает его в увлекательный процесс. Это положительно сказывается на повышении качества обучения.