СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательская деятельность учащихся на уроках музыки и во внеклассной работе»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Скажи мне и я забуду

покажи мне и смогу запомнить

позволь мне сделать это самому

и это станет моим навсегда

 

Просмотр содержимого документа
««Исследовательская деятельность учащихся на уроках музыки и во внеклассной работе»»





«Скажи мне и я забуду,

покажи мне и я смогу запомнить,

позволь мне сделать это самому и это станет моим навсегда»

Китайская поговорка.



У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

При работе на этом возрастном этапе чаще всего используются учебные и факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы.

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Исследования можно классифицировать по-разному:

  • по количеству участников (коллективные, групповые, индиви-дуальные);

  • по месту проведения (урочные и внеурочные);

  • по времени (кратковременные и долговременные);

  • по теме (предметные или свободные),

  • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).



Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.





Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Именно поэтому одним из приоритетов современного образования является использование технологий проектного обучения. 



Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).


«Исследовательская деятельность учащихся

на уроках музыки и во внеклассной работе» 


В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной активности современное качественное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся. 
Музыкальное воспитание строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей. 
На уроках музыки основной целью работы с учащимися является развитие творчества, создание не стандартных уроков, а именно урока – концерта, урока – игры, урока – конкурса в рамках государственной программы. 

Перед собой я ставила проблему: как заинтересовать учащихся предметом?

Ведь критерием успешности обучения становиться не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания. 

Анализируя свои уроки, наблюдая за детьми вижу, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Поэтому исследовательская деятельность открывает учащимся возможность творческого самовыражения в различных формах исполнительской деятельности – хоровом пении, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации. На уроках «музыкальной грамоты и слушания музыки» стараюсь поддерживать доброжелательный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей, заботится о разнообразии методов преподавания учебного материала. 

Сейчас в российских школах широко используется метод проектов. 
Метод проектного обучения используется для реализации поставленной задачи развития личности.

Цель проектного обучения состоит в том,

-чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательских и практических задач;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения),

-мышление.

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы.

Можно выделить три вида учебных проектов:

краткосрочные (2-4 часа):

среднесрочные (12-15 часов):

долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала. Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, наметить пути индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Можно использовать индивидуальную и групповую форму работ. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательскую активность. 

Примеры тем проектов используемые мной на уроках «слушания музыки». 
В 5 классе перед темой «Инструменты симфонического оркестра», я предлагаю учащимся мини- проект «Мой музыкальный инструмент».

Индивидуальная форма работы.

Дети мастерят дома шумовые инструменты, предлагают их на уроке классу, показывают способы игры на них.

Работа заключается в исследовании дома и на улице того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности.

После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песни, можно с репертуара, исполняемого на уроке « хоровое пение». 
В 6 классе предлагаю проект по теме «Музыкальная сказка».

Цель этого проекта - разработка и сочинение своих сказок о музыке.

Сначала на уроках по этой теме ставится задача - найти литературные жанры, где можно услышать про музыку (на страницах книг; в стихах, рассказах, баснях), показываю, как тесно связаны два вида искусств литература и музыка. Для закрепления пройденного материала предлагаю два творческих задания (по желанию самих учащихся): 
1. Провести исследовательскую работу. Найти стихотворение, где присутствует музыка. 
2. Попробовать самим сочинить стихотворение, где музыке будет отведена главная роль.

Главное чтобы на занятиях не было равнодушных, ведь эмоциональное состояние влияет на мотивацию учения. Ведь большое искусство начинается с малого. 
Для учащихся старших классов в преддверии празднования 67-летия Победы был предложен групповой проект « Песни наших отцов». 
Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории (песни военных лет). 
На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой отечественной войны. 
Второй этап. Планирование. Ученики делятся на группы. Кто- то готовит материал литературный, кто- то музыкальные фрагменты (дается задание). 
Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждого свое задание: кто -то разучивает военную песню, кто -то ищет материал про эту песню, кто- то оформляет работу. 
Четвертый этап. Результаты. Выводы. 
Пятый этап. Оценка результатов (за активность, качество и объем используемых источников, креативность). 
Шестой этап. Накануне празднования 70-летия Победы, провести внеклассное мероприятие для учащихся других классов по теме «Песни наших отцов». 

Вывод:

Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка.

Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования.

По проведенным мною экспериментам, наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны , когда их что то затягивает, увлекает, а именно творческие задания.

Используя на уроках исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка, ведь

«именно она – музыка, ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума».

Таким образом, форм и методов организации исследовательской деятельности достаточно много. А их выбор, применение целиком зависят от творчества и желания учителя.



(В. А. Сухомлинский) ПОЭТ, ХУДОЖНИК, МУЗЫКАНТ - ТАКИМИ СРАЗУ НЕ РОДЯТСЯ. В ЛЮБОМ ИЗ НИХ ЗАРЫТ ТАЛАНТ - ЛИШЬ СТОИТ ТОЛЬКО ПОКОПАТЬСЯ.

Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их, совершенствуйте.

Используемая литература: 
Галкова И. В. «КОЛЛЕКЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ»









5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!