XI городская исследовательская конференция
школьников начальной и основной школы
"Малая Академия"
Секция "Человек и общество"
Школьная перемена
Исследовательская работа
Авторы:
Александрина Анастасия, Суковская Мария, Швец Наталья
8 класс, МБОУ «Школа №3 имени А.И. Покрышкина», г. Муравленко
Руководитель:
Эседова Аида Аллахвердиевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Школа №3 имени А.И. Покрышкина»,
г. Муравленко
г. Муравленко, 2017.
АННОТАЦИЯ
Школьная перемена является неотъемлемой частью образовательного процесса. Самое любимое время для ребят, время отдыха между уроками, когда учащиеся могут свободно провести время, каждый может выбрать занятие по душе.
Какие должны быть перемены в школе, чему способствовать? Задумались мы, когда заметили, что все больше учеников на перемене проводят время играя в телефонные игры, становятся зависимыми от своих гаджетов.
Все реже на наш взгляд становятся популярными подвижные игры, которые способствуют не только живому общению, но и физическому развитию.
Исходя из вышесказанного, мы задались целью провести исследование о том, как с пользой проводить перемены в школе и не в ущерб своим интересам, как замотивировать ребят и отвлечь их от гаджетов во время перерыва. Доказать преимущество живого общения.
Усвоения знаний и умений на уроках во многом зависит от того как мы проводим время в перерывах между уроками.
Оглавление
1. Введение
2. Перемена в школе, как основной способ взаимодействия между учащимися.
3. Соответствие режима перерыва между уроками в школе с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
4. Практическая часть
4.1 Анкетирование учащихся
4.2 Анкетирование родителей
4.3 Интервью врача педиатра.
4.4 Рекомендации специалиста.
5. Общешкольные акции «Активные переменки».
5.1 «Перемены без гаджетов»
5.2 «Спортивная переменка»
5.3 «Квест переменка»
5.4 «Танцевальная переменка»
6.Заключение
Введение
Школа, это не только прописные истины, умения, открытия, оценки, но и основное место встреч детей. Здесь мы учимся жить в коллективе, разбираться в характере людей, находим друзей, соримся, миримся, становимся личностью.
Перемена между уроками — одна из составляющих учебного процесса, предназначенная для удовлетворения потребностей учащихся.
В перерывах мы можем немного расслабиться и погрузиться в собственный мир интересов. Каждый ученик использует это время по-своему. Одни читают любимые произведения, другие играют в шахматы, третьи общаются.
Проблема: большое количество учащихся в перерывах между уроками играют в игры в гаджетах или общаются виртуально в социальных сетях, что на сегодняшний день не является столь безопасным, так – как это приводит к малоподвижности, ухудшению здоровья в итоге к неуспеваемости в школе.
Актуальность: Ввиду определенных причин (нехватка времени, неведение учителем проблем с физическим здоровьем у школьников и т.д) организация двигательной активности не всегда выполнима в урочное время. В связи с чем, актуальным может быть проведение подвижных игр во время перемен.
Гипотеза: активные перемены в школе, путь к здоровью и успеху в учебе.
Цель: как с пользой проводить перемены в школе и не в ущерб своим интересам. Замотивировать учащихся к живому общению, подвижным играм и отвлечь их от гаджетов.
Задачи:
Создание творческой группы и привлечение волонтеров.
Изучение мнения учащихся об идеальных переменах.
Изучение пожелания родителей о формах проведении перемен в школе.
Интервью со специалистом. Рекомендации.
Проведение ряда общешкольных акций и мероприятий: «Перемены без гаджетов»; «Спортивные переменки»; «Квест переменки»; «Танцевальные переменки».
Практическая значимость: исследования данной темы можно использовать для проведения классных часов, а также в проведении активного отдыха во время перемены в школе.
Методы исследования: изучение литературы и интернет ресурсов, наблюдение, анкетирование, интервью.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Школа №3 им. А.И Покрышкина»
Предмет исследования: школьные перемены
Тип проекта: исследовательский.
2. Перемена в школе, как основной способ взаимодействия между учащимися.
В школе дают не только знания в готовом виде, но и навыки их самостоятельного получения: поиск необходимой информации в различных источниках, умение работать с ними, систематизировать и обобщать полученные сведения, интерпретировать полученные знания и применять их на практике. Все это позволяет ребятам приобрести ключевые компетенции, необходимые современному человеку, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным в будущем. Но учебное заведение – это не только возможность получить знания, но и школа социального становления и развития, она дает навыки общения, развивает коммуникативные и творческие способности, есть возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях, развить свои лидерские качества, это и общение с друзьями, с преподавателями, опыт работы в коллективе. Это становление характера человека, первые жизненные уроки.
На уроках чаще всего мы следуем определенному маршрут, под руководством учителя пытаемся докопаться до истины по тем или иным темам и это нас завораживает.
Но какой бы интересный не был урок, все мы ждем перемену, которая дает возможность использовать время в личных целях. Каждый учащийся проводит ее по – своему, например, мы с подругами чаще всего сидим на диванчике читаем книги или просто общаемся на разные темы. Мальчишки- наши одноклассники всю перемену могут просто просидеть в телефоне (играть, слушать музыку) при этом не с кем не общаясь, что нас и беспокоит.
Придя домой после школы, мы поинтересовались у родителей, как они проводили перемены в школе, ведь в то время не было гаджетов, а если и были, то не в свободном для всех доступе. Наши родители ответили в один голос, что в их время были веселые перемены с множеством разных игр, что они никогда практически не сидели просто так, чаще всего бегали, прыгали. Самыми популярными играми для девочек были резиночки, классики, а мальчишки играли в салки, обменивались фантиками от жевательных резинок, играли в лягушки, слоников, горячую картошку и т. д.
А есть ли разница в том, как ученик проводит перерыв между уроками и стоит ли вмешиваться в его личное время и пространство подумали мы? Все-же решили проверить, может быть и зря мы переживаем.
3. Соответствие режима перерыва между уроками в школе с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН) 10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. 10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Мы выяснили, что режим учебных занятий и перерыва в нашей школе соответствует санитарно-эпидемиологическими требованиями.
1 урок: 08.30 - 09.10
2 урок: 09.20 - 10.00
3 урок: 10.20 - 11.00
4 урок: 11.20 - 12.00
5 урок: 12.20 - 13.00
6 урок: 13.15 - 13.55
1 перемена между 1 и 2 уроком составляет 10 минут
2 перемена между 2 и 3 уроком составляет 10 минут
3 перемена между 3 и 4 уроком составляет 20 минут
4 перемена между 4 и 5 уроком составляет 20 минут
5 перемена между 5 и 6 уроком составляет 15 минут
4. Практическая часть
В январе этого года (2017г.) с помощью совета учащихся школы, мы объявили о создании творческой группы для помощи в проведении исследований по теме «Школьная перемена» и решении поставленных задач. Следует отметить, что большое количество ребят вызвались нам помочь и уже на первых минутах стали предлагать свои идеи. Нас такая реакция еще больше воодушевила.
4.1 Мы провели анкетирование учащихся (100 учеников 5-9-х классов): «Как вы предпочитаете проводить время на перемене?» Приложение №1
Проанализировав результаты опроса, мы еще раз убедились в том, что большинство учеников на переменах предпочитают пассивный отдых, что приводит к малоподвижности и в следствии к ухудшению здоровья.
4.2 Анкетирование родителей (100 родителей – детей респондентов): какую форму проведения перерыва между уроками вы предпочли бы для своих детей? Приложение №2
Проанализировав результаты опроса мы выяснили, родители предпочли для своих детей по максимуму проводить время на переменах с пользой и подвижными играми, однако нашлись и те, кто решил поддержать любимое занятия ребенка игры в телефоне.
4.3 Интервью
Для уверенности в своих предположениях о том, что учащимся необходим на переменах активный отдых, мы решили взять интервью у врача- педиатра детской городской поликлиники Надежды Николаевны Зайшлой (прежде, чем провести интервью, мы представили свои данные по анкетированию).
На вопрос влияет ли форма проведения школьной перемены на здоровье учащихся, Надежда Николаевна ответила так! – «Безусловно, перемена является одной из главных составляющих отдыха ребенка между уроками и как он ее проведет будет зависеть не только здоровье, но и успеваемость по предметам.
Исходя из проведенного вами анкетирования следует, что ребята предпочитают пассивный отдых нежели активный в перерыве между уроками, так как большинство из них выбрали первую позицию - игры в гаджеты.
Последствия данного выбора могут быть таковы: сидя долго в одном и том же положении, давление на позвоночные диски в два раза больше, чем в обычном положении, отсюда, каждый 2-ой ребёнок будет страдать нарушением осанки; отсутствие движения приводит к ожирению, а это означает увеличение риска сердечно – сосудистых заболеваний; снижение концентрации внимания: бесконтрольное использование смартфонов существенно ослабляют внимания человека, что является одной из причин неуспеваемости на уроках, теряется соображение, фантазия и память. Просто присутствие смартфона рядом с человеком может сильно уменьшить его концентрированность на выполняемой работе».
4.4 Рекомендации специалиста: проводить активный отдых на переменах в школе; создавать свободные от гаджетов зоны; по возможности больше времени проводить на воздухе. Установить ограничения на время и место использования гаджетов.
5. Общешкольные акции «Активные переменки».
Сразу после новогодних каникул, мы принялись за работу!
5.1 21 января провели общешкольную акцию «Перемены без гаджетов» участниками, которой стали 53 учащихся из 178. На больших переменах после 3-го и 4-го уроков ребятам было предложено оставить свои телефоны в классе и провести перерыв между уроками играя в игры ручеек, а также рыбак и рыбки.
5.2 28 января прошла акция «Спортивные переменки». Здесь количество участников увеличилось 64 учащихся из 178. По нашей просьбе нам предоставили спортзал на больших переменах (под контролем педагогов), куда мы заранее по радиорубке пригласили всех желающих. Мы провели запланированную массовую зарядку, а затем желающие могли поиграть в баскетбол или волейбол, кто-то и вовсе с удовольствием прыгал на скакалке.
5.3 11 февраля проведена акция «Квест переменка» Приложение №3
Количество участников 25 из них 5 команд по 5 человек и один ведущий.
Задача: ребята получили на руки текст «военной песни» и маршрутные листы. Необходимо строго по маршруту пройти определенные кабинеты в школе и используя подсказки, найти ключевые слова, даты и заполнить пробелы в тексте. Ребята справились с заданиями через 17 минут.
5.4 25 февраля акция «Танцевальные переменки». Через радиорубку были приглашены все желающие в актовый зал повеселиться под музыку. На предложение отозвались 34 учащихся, 12 ребят пришли просто посмотреть и в итоге присоединились к участникам.
По тому, как принимали участие ребята в акциях можно сделать вывод, что не все игры и акции были одинаково интересны для учащихся, но все же при проведении вызывали восторг. Если «Активные переменки» ввести в систему воспитательной работы школы, можно добиться хороших результатов.
Заключение.
Для детей очень важно чередовать физическую нагрузку с умственной – это позволяет им меньше уставать, удовлетворять потребность в движении и общении. Игры для детей в школе на перемене благоприятно действуют на работоспособность и физическое состояние школьников. Перемены в школе должны быть не только активными и полезными, но и безопасными.
Список используемой литературы и интернет ресурсов
1. Бубнова Е. «Новая энциклопедия школьника» издательство «Махаон».
2. Шалаева Г. П., Терентьева И. Г., Курбатова Н. В. Большая энциклопедия начальной школы, издательство: Слово / Эксмо.
3. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992
Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993
www.wikipedia ru/org› Пионер
6. www.veselajashkola.ru›Школьная форма СССР.
7. www.school-n181.ucoz.ru›god_istorii/90_let_pionery.pdf.
8. http://www.uchportal.ru
9. https://rg.ru/ российская газета.
Приложение №1
С гаджетом | Проводить время с пользой | Играть в подвижные игры |
54 | 11 | 35 |
![]()
Приложение №2
Мой ребенок любит игры с гаджетом, пусть играет. | Проводить время с пользой (повторять уроки и т.д) | Играть в подвижные игры | Пусть отдыхают так, как сами пожелают. |
4 | 47 | 36 | 13 |
![]()
Приложение №3
Я знаю о _____, лишь понаслышке,
Но вновь и вновь в мои приходят сны
Безусый паренёк - совсем _______,
Который не вернулся с той войны.
Сожмётся болью сердце от печали,
Хоть с той поры прошло полсотни лет,
Но снится мне тревожными ночами
Мой _____, мой вечно юный дед.
Над миром вновь ликует светлый май.
Который раз, мы празднуем победу.
Но то, что совершили наши деды,
Ты помни, никогда не забывай.
Мы знаем о войне лишь понаслышке,
Но ________ сегодня не до сна.
Ведь подрастают юные мальчишки,
А где-то, до сих пор идёт война.
И сколько их ещё, наверно, будет
Солдат, не возвратившихся с войны.
Пою для вас, к вам обращаюсь люди:
Мы _________ мир беречь должны!
Ты помни, путь к победе был не прост.
Кровавою была её цена.
Ты помни _________ и Холокост,
И смерть и страх, что сеяла война.
Ты помни поседевших матерей,
Солдат, не возвратившихся домой,
И похоронки забывать не смей.
Всё это надо помнить нам с тобой.
Ключ
Война
Мальчишка
Молодой
Матерям
Научится
Бухенвальд