СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«исследуем вместе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные информационные материалы призваны помочь вам в организации и осуществлении научного исследования. Это необычные материалы. Они для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно, содержат советы и рекомендации по выбору темы научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного краткого изложения ее сути в письменном виде и устном докладе

Просмотр содержимого документа
««исследуем вместе»»







ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Как выбрать тему исследования

2.Цель проектно – исследовательской работы

3.Задачи проектно – исследовательской работы

4.Как разработать гипотезу

5.Как составить план проектно – исследовательской работы

6. Подготовка к защите проектно – исследовательской работы

7.Оформление проектной папки

8.Паспорт проекта, исследования

9. Правила использования электронных публикаций Интернета

10. Правила оформления презентации




























Обращение к читателю.

Дорогой друг!

Перед тобой необычная тетрадь! Она помогает лишь самым любознательным, тем, кто всегда и всё делает сам. Первым шагом познания мира всегда был вопрос, так как вопросы говорят о любопытстве, о любознательности. Почему падают тела? Почему сменяются времена года? Почему за днём приходит ночь? Как образуются звёзды? Почему происходят землетрясения? Кто изобрёл двигатель? Как появилась железная дорога?

Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всём.

Научные исследования являются определенной школой жизни. Вам предстоит постигнуть приемы рационального интеллектуального труда, развить свои творческие умения. Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о той деятельности, которой вы собираетесь заниматься.

Представленные информационные материалы призваны помочь вам в организации и осуществлении научного исследования. Это необычные материалы. Они для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно, содержат советы и рекомендации по выбору темы научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного краткого изложения ее сути в письменном виде и устном докладе.

Если ты готов искать ответы на интересующие тебя вопросы, тогда эта тетрадь для тебя. Открывая эту тетрадь, ты становишься на новый путь – путь исследователя. Он тернист и труден, но очень интересен!

В добрый путь, юный исследователь!

Впереди тебя ждёт много интереснейших открытий!







Как выбрать тему исследования.

Начало каждого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Выбирая тему, помни следующие правила:

Правило 1. Тема должна быть интересна.

 Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

 Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

 Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

 Правило 5. Тема должна быть доступной.

 Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, нужно учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают «пустословие».

 Правило 7. С выбором темы не стоит затягивать. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Вопрос

Твой ответ

Что мне интересно больше всего?


Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, спортом, музыкой и т.п.)?


Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?


По каким учебным предметам у меня получается работать лучше?


Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?


Есть ли что-то, чем я особенно горжусь?


Если вы не сможете сразу определить тему, то давайте попробуем заполнить таблицу.

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителю или родителям, поговори об этом с одноклассниками. Может кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.

Темы, которые, возможно, тебя заинтересуют.

Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев

Выращивание кактусов в домашних условиях
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?

Ах, картошка, картошка!
Без окон, без дверей полна горница людей
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко?
Почему на Земле вымерли динозавры
Почему скрипит касатка

Выбирая тему проектной, исследовательской работы, следует хорошо подумать, каким образом проведенные исследования смогут изменить мир и его обитателей к лучшему. Источником для идеи может быть хобби или проблема, которая, по вашему мнению, нуждается в решении. Проблема может быть стара, как мир, но способы и пути ее решения и осмысления могут быть самыми разнообразными.







Цель исследовательской работы

Ты определился с темой проекта, исследования. Молодец! Теперь необходимо грамотно сформулировать цель твоей работы. Грамотная формулировка цели в проекте или исследовательской работе очень важна.

Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который ты планируешь достичь в итоге своей работы.

Цель описывается во введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

1. Выбери одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Добавьте название объекта и предмета исследования



Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос:

что рассматривается?

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?





Запиши цель работы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры формулировки цели:

Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы;

Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса;

Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья;

Определить качество продуктов быстрого приготовления;

Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека;

Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов;

Проанализировать особенности устаревшей лексики в русских народных сказках;

Привлечь внимание учащихся к проблеме здорового образа жизни;

Доказать, что среди растений встречаются хищники.

Рассмотрим несколько примеров формулировки

объекта и предмета исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Чипсы

Влияние чипсов на здоровье детей

Уральские горы

Легенды и мифы об Уральских горах

Магнит

Свойства магнитов

Глаз

Свойства и структура глаза











Задачи исследовательской работы


После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.

Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос:


Задачи проекта

Вопрос

Ответ

Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?



Задачи записываются во введении исследовательской работы сразу после цели.

Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Задачи работы:

1.__________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________


ВАЖНО: ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ УТОЧНЯЮТ ЦЕЛЬ. ЦЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ, А ЗАДАЧИ ОПИСЫВАЮТ ОСНОВНЫЕ ШАГИ.





Как сформулировать гипотезу исследования.


Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) — это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Этапы разработки гипотезы.

1. Выдвижение гипотезы. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем обязательно в их совокупности. Синтез фактов и формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют наибольшее количество данных фактов. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.

2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.

3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.

4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Обычно гипотеза начинается словами:

- Предположим…

- Допустим…

- Возможно…

- Что, если…

- Может быть.





Как составить план проектно – исследовательской работы

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) - способ, приём познания явлений окружающего мира.

Метод исследования

Мои действия

1.Подумать самостоятельно.


Задай себе вопросы:

- Что я знаю об этом?

- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

2. Посмотреть книги о том, что исследуешь.

Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах.

Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: кратко, точно, доступно обо всём.

3. Спросить у других людей.

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает нечто очень важное о том, что ты изучаешь.

4. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;

Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.

Не забудь об этом источнике знаний!

Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. (Это могут быть видеокассеты, диафильмы или диски с учебными фильмами.)

5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.

Сегодня ни один учёный не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

Кроме Интернета, звуковую, графическую и видеоинформацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

6. Понаблюдать.

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях.

7. Провести эксперимент.

Эксперимент (от латинского слова experimentum) -проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

8. Продумай план эксперимента.

Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Вспомни, может быть, ты уже имел возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента.



Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.



Актуальность проблемы

Укажи, почему ты выбрал именно эту тему проектно – исследовательской работы. Чем твоя работа может быть полезна, интересна другим учащимся. Если ты ответишь на эти вопросы, то сможешь обосновать актуальность исследования.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подготовка к защите проектно – исследовательской работы

- Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите

его до нужной продолжительности.

- Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания работы, которая

прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

- Заранее продумайте детали выступления.

- Приготовьте четкий и красочный наглядный материал.

- Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

Попросите их задать вам вопросы.

Техника выступления

- Начните свое выступление с приветствия.

- Огласите название вашего проекта, исследования сформулируйте его основную идею и причину выбора темы.

- Не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления,

говорите четко и внятно.

- Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя — за помощь.

- Старайтесь понять суть задаваемых вопросов и отвечать на них по существу.

Примерное содержание выступления при презентации проекта

Уважаемые ______! Вашему вниманию предлагается проект на тему ______.

Работа над этим проектом актуальна и значима (приводятся доказательства

актуальности и значимости проекта). Эта работа была нам интересна (обосновывается причина выбора темы).

Цель данной работы (приводится формулировка цели работы).

Для ее достижения мы решали частные задачи, которые выбраны в

соответствии с нашим планом работы (указываются задачи).

Мы ожидали, что в результате работы получим следующие

результаты (описываются ожидаемые результаты). Нами были изучены следующие источники по заявленной проблеме (указываются изученные источники).

В ходе разработки проекта, мы выполнили следующую работу (перечисляются наиболее важные виды работ).

Сегодня мы представляем вам продукт, разработанный в ходе проекта (перечисляются важнейшие характеристики продукта, если проект предусматривал его создание).

Результаты работы могут быть использованы (приводятся виды деятельности, в которых могут быть использованы полученные в ходе исследовательской работы результаты).

В заключение выступления стоит высказать свое суждение о сотрудничестве с руководителем проекта (исследовательской работы) и поблагодарить слушателей.

Оформление проектной папки

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

- чётко организовать работу каждого участника проектной группы;

- стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

- объективно оценить ход работы над завершённым проектом;

- судить о достижениях и росте участников проекта на протяжении его выполнения.

В состав проектной папки входят:

1) паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способами их преодоления;

2) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;

3) результаты исследований и анализа;

4) эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;

5) материалы к презентации (сценарий);

6) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

Паспорт проекта, исследования

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1. Название проекта, исследования

2. Руководитель проекта.

3. Консультант(ы) проекта.

4. Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту, исследованию.

5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект, исследование.

6. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).

7. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

8. Типология проекта.

9. Цель проекта (практическая и педагогическая).

10.Задачи проекта (акцент на развивающих задачах).

11.Необходимое оборудование.

Правила использования электронных публикаций Интернета

1.Обязательно указывайте имя автора, произведение которого используете, и первоисточник (т.е. полное название и адрес публикации):

  • при цитировании;

  • при использовании небольших фрагментов публикаций в качестве иллюстраций для дидактических или учебно-методических материалов (текст, аудио-, видеофрагменты, графика), при этом Вы не обязаны получать согласие автора и выплачивать ему авторский гонорар.

2.Вы можете копировать (распечатывать на принтере или копировальном аппарате) небольшие по объему электронные публикации, если Вы это делаете для учебных или исследовательских целей, а также для занятий в классе.

3.Не копируйте элементы дизайна, части или отдельные элементы веб-страниц, если автор сайта не указывает на возможность такого использования. (Авторское право защищает в Интернете дизайн веб-страницы и ее содержание, в том числе: ссылки; оригинальный текст; графику; аудиофайлы; видеофайлы; html, vrml и другие языковые ряды; списки веб-сайтов, составленные организацией или отдельным гражданином; все остальные уникальные элементы, составляющие оригинальный характер материала. )

4.Прежде чем ставить постоянную гипертекстовую ссылку со своего сайта на чужой, желательно предупредить об этом его разработчика.

5.Если Вам необходима какая-либо публикация, но на сайте нет указания о том, как ею можно воспользоваться, обратитесь к автору или веб-мастеру сайта для получения специального разрешения.

Как работать с поиском информации в Интернете.


1. Вспомни тему проекта.

2. Определи ключевое слово по теме.

3. Выйди в Интернет.

4. Набери в адресной строке адрес:

http://www.nachalka.com/poisk_deti

5. Введи свое ключевое слово в строке ПОИСК.

6. На открывшейся странице определи, что тебе интересно.

7. Скопируй текст/картинку.

8. Вставь в свой документ.

9. Скопируй адрес.

10. Вставь в свой документ в конце текста под заголовком

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ


ПОМНИ!

- Интернет - не средство для развлечений, а средство поиска информации

- О правилах безопасного поведения в Интернете.

Правила оформления презентации

- Рекомендуется выдерживать презентацию в едином стиле.

- Стиль отдельных разделов презентации может отличаться тональностью или

цветовой гаммой.

- Заголовки, размер шрифтов (кегль) и элементы оформления на всех слайдах

должны быть идентичными (эти элементы не должны «прыгать» при переходе

слайдов).

- Для создания однотипных слайдов используйте копирование слайдов.

- Старайтесь избегать текста WordArt, особенно в презентациях делового

характера: чаще всего он смотрится вычурно.

- Нецелесообразно помещать на слайд слишком много объектов.

- Никогда не помещайте на слайд лишние (неиспользуемые) объекты.

Придерживайтесь правила: «Все, что не должно попасть на слайд, на него

попасть не должно».

- Текст, особенно большого объема, будет хорошо смотреться, если его

выровнять по ширине.

- Длинный текст лучше разместить на нескольких слайдах.

- Не рекомендуется использовать на одном слайде более трех различных

шрифтов.

- Следите за тем, чтобы текст хорошо читался, используйте при его

оформлении минимально возможное количество цветов.

- Старайтесь избегать нестандартных шрифтов, так как их может не быть на

других компьютерах. В случае отсутствия вашего шрифта он будет заменен

другим, а это может привести к нарушению дизайна слайда или к

невозможности прочесть текст.

- При создании фонов старайтесь избегать стандартных текстур и

«растягивания» картинок на весь слайд, особенно с искажением размеров.

- Осторожно работайте со звуковыми объектами, их применение должно быть

обосновано.

- Старайтесь избегать стандартных звуков, которые встроены в Power Point,

чаще всего они мешают восприятию информации.

- Осторожно работайте с видеофайлами: их внутренний формат может не

совпадать с настройками вашего компьютера и видео может «не пойти»

- Имеет смысл вывести на экран тезисы доклада (выступления, сообщения) и

прокомментировать их.

- Иногда имеет смысл вывести на экран большие таблицы, большие тексты,

чтобы кратко прокомментировать их.

И обязательно помните о правиле: докладчик при работе с презентацией не

должен повторять то, что написано на экране, слушатели и так это увидят.

Заключение

Дорогой друг, твоё первое исследование подошло к концу. Надеемся, что проведенная тобой работа, оставила много приятных впечатлений, пополнила твою копилку знаний.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!