СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития статистики как науки

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

История развития статистики как науки

Статистика-это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов.Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей» Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления. Уже ранние государства – Китай. Египет. Древняя Греция – нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т. Д., положивших начало статистической практике. Потребности в статистических данных многократно возросли в период становления и развития капитализма, что стимулировало формирование статистики как науки.

Статистика как наука стала развиваться со второй половины XVII в., когда в Европе сложились две основные школы: в Англии – математическая школа статистики, в Германии – описательная школа статистики.

Представителем первой школы был У. Петти (1623-16В7). Который считается основоположником статистической науки, впервые широко применившим математику для экономического анализа. Его «политическая арифметикам основывалась на точном наблюдении и подсчете экономических явлений.

Представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Г. Конринг (1606-1661) и Г. Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики.

В науку термин статистика ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

 

Дальнейшее развитие статистики связано с именами А. Кетле (1796-1В74). Ф. Гальтоиа (1В22-1911). К. Пирсона (1857-1936). В. Госсета (1876-1936), Р. Фишера (1890-1962). Считается, что А. Кетле положил начало третьему напревлению статистической науки – статистико-математическому. Ему принадлежит термин «социальная физика». Так он называл науку, изучающую закономерности массовых общественных явлений, к анализу которых могут быть применены математические методы. В целом представители статистико- математического направления внесли существенный вклад в развитие методологии статистической науки (ряды распределения, теория корреляции).

История формирования и развития статистики как науки свидетельствует о том, что она сложилась в ходе научного обобщения накопленного учетно-статистического опыта, обусловленного потребностями эффективного управления массовыми явлениями в обществе.

Значительный вклад в развитие статистики как науки сделали отечественные и зарубежные ученые: В. Л. Бек, П. Г. Ваижии, С. С. Герасименко, К. Ф. Герман, А. В. Головач, В. К. Гаркавый, Ф. Г. Долгушекский, Я. М. Эрих. А. М. Ерина, 3.0. Пальяи, 0. В. Козырев, В. С. Козлов, А. Т. Опря, Л. И. Пастер и др.

Для современного уровня статистической науки характерно то, что, наряду с развитием статистических и экономико-математических методов анализа социально-экономических явлений, все более широко используется компьютерная техника. Это не только значительно расширяет охват совокупностей, но и совершенствует саму систему статистического анализа.

К. Ф. Герман преподавал статистику в учебных заведениях России, написал первые учебные пособия «Краткое руководство ко всеобщей теории статистики для употребления в училищах российской Империи» (1808 г.) и «Всеобщая теория статистики для обучающихся сей науке» (1809 г.). Где были изложены основные положения, раскрывающие статистику как науку.

Достойным продолжателем дела К. Ф. Германа был его ученик и соратник Константин Иванович Арсеньев — историк, географ, статистик. Он считал статистику наукой, призванной обобщать факты и давать им политическую и экономическую оценку при анализе, он утверждал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

К. И. Арсеньев преподавал статистику и географию в Петербургском университете, а затем в военных учебных заведениях. Его «Статистические очерки России» (1848 г.) — серьезное экономико-географическое исследование, в котором дано обоснование экономического районирования России.

В конце ХVIII — начале ХIХ века все больше появлялось в России описаний отдельных городов, губерний, районов. Уже в то время в работах широко использовались цифровые данные и элементы их анализа.

Просмотр содержимого документа
«История развития статистики как науки»








Практические задания

учебной дисциплины


ОП.03. Статистика

Специальность

21.02.05 Земельно-имущественные отношения


углублённая подготовка

на базе основного общего образования



Преподаватель: Карвецкая Н.С.
















2016





Пояснительная записка

Методические указания студентам для выполнения практических занятий учебной дисциплины «Статистика» составлены на основе федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (далее – ФГОС - 3) среднего профессионального образования,

по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям(базовая).

Цель методическихуказаний: является получение необходимых теоретических знаний и приобретение практических умений в области современной статистики работы специалиста. практическая работа позволяет освоить и закрепить основные понятия о роли и месте статистики в современном мире, процессах сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации, применяемых методах действующей статистической отчетности, технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления организации и контроля за деятельностью предприятия для углубленного изучения дисциплины «Статистика». Наряду с этим будущий специалист должен уметь использовать в своей профессиональной деятельности нормативную и правовую информацию, справочный материал.

Методика практических работ разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ», Федеральными Государственными образовательными стандартами, Положением и Уставом колледжа ГБОУ СПО Коллежа связи №54.

Задачи:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть знаниями:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- предмет, метод и задачи статистики;

- общие основы статистической науки;

- принципы организации государственной статистики;

- современные тенденции развития статистического учета;

- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

-основные формы и виды действующей статистической отчетности;

-технику расчета статистических показателей, характеризующих

социально-экономические явления.

Приобрести умения:

-собирать и регистрировать статистическую информацию;

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.

Практическая работа студентов по дисциплине «Статистика», обеспечивает формирование компетенций:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории.

ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.

ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.

ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.

ПК 5.2. Планировать за предпринимательскую деятельность и отчитываться за нее.

организации.

Практическая работа должна быть выполнена в установленный срок.

Практические задания предлагаются в форме: контрольных вопросов, тестов и практических заданий.























Практическое занятие №1 Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами

Раздел 3Сводка и группировка статистических данных

Тема 3.2Метод группировки в статистике


Цель работы

1.Формирование понятия сводка и группировка статистических данных

2.Закрепление теоретических знаний на основе самостоятельной практической работы в рамках темы.

Порядок проведения работы

1.Записать в тетради для практических работ наименование работы, число, образовательные задачи работы.

2.Возобновить некоторые теоретические аспекты по теме, прочитав основные сведения данные в учебнике «Статистика» авторы В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, Е.П. Шпаковская.

3.Пользуясь карточкой-заданием в конце работы ответить на вопросы,

выполнить тест и практические задания.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение статистической сводки и статистической группировки. В чем состоит их различие?

2.Какие виды группировок применяются в статистической практике? Каково их значение?

3.Приведите примеры типологических и структурных группировок.

4.Для каких целей строят аналитические группировки?

5.Назовите виды рядов распределения. Приведите примеры таких рядов.

6.Когда следует строить дискретные и интервальные вариационные ряды?

7.Как рассчитать количество интервалов в случае построения интервального вариационного ряда с ровными интервалами?

8.К какому интервалу следует отнести единицу наблюдения при строении вариационного ряда, если её значение попадает на границу интервала?

9.Приведите примеры вариационных рядов с открытыми интервалами.

10.В каких случаях для графического изображения вариационных рядов следует применять:

а) полигон распределения;

б) гистограмму?

Как они строятся?

11.Как строятся кумулята и огива распределения?

Тесты для самостоятельной работы

  1. Метод группировок позволяет решать следующие задачи:

а) выявление взаимосвязи между явлениями;

б) определение группировочных признаков;

в) расчет величины интервала;

г) определение социально-экономических типов явлений;

д)изучение структуры изучаемого явления.

  1. Вторичная группировка – это:

а) перегруппировка единиц объекта на основе данных наблюдения;

б) операция по образованию новых групп на основании данных первичной группировки;

в) комбинированная группировка;

  1. Вариационный ряд – это ряд распределения, построенный:

а) по количественному признаку;

б) качественному признаку;

в) качественному и количественному признакам одновременно;

г) я нескольким признакам;

д)непрерывному признакам;

  1. Выделите признаки, по которым могут быть простроены дискретные ряды распределения:

а) стоимость основных фондов;

б) численность работников предприятий;

в)величина вкладов населения в учреждениях сберегательного банка;

г) размер обуви;

д) численность населения страны;

е) разряд сложности работы;

ж) число членов семей;

  1. Выделите признаки, по которым могут быть простроены артибутивные ряды распределения:

а) заработная плата работающих;

б) пол работников предприятий;

в) величина вкладов населения в учреждениях сберегательного банка;

г) уровень образования работников предприятий;

д) численность населения страны;

е) семейное положение работников предприятий;

  1. Выделите признаки, по которым могут быть простроены вариационные ряды распределения:

а) прибыль предприятия;

б) пол человека;

в) национальность;

г) возраст человека;

д) посевная площадь;

е) заработная плата;

ж) уровень образования;

  1. Частота – это:

а) отдельные значения признака;

б) повторяемость признака в ряду распределения;

в) количество единиц в совокупности;

г) характерная черта объекта;

  1. Величина интервала – это:

а) число единиц, попавших в группу;

б) разница между верхней и нижней границей интервала;

в) числовое значение, на основании которого единицы совокупности определяются в группы;

г) разница между максимальным и минимальным значением признака;


  1. Графиком дискретного вариационного ряда распределения является:

а) гистограмма;

б) круговая диаграмма;

в) столбиковая диаграмма;

г) полигон;

  1. Графиком интервального ряда распределения может являться:

а) полигон;

б) круговая диаграмма;

в) структурная диаграмма;

г) гистограмма.

  1. Какую познавательную задачу решает данная группировка:

Район

Число родившихся, чел.

В том числе, %



девочки

мальчики

1

2 376

46,0

54,0

2

1 251

19,0

51,0

3

1 927

50,0

50,0

4

2 017

52,0

48,0

5

1 563

42,0

58,0


а) изучение взаимосвязи явлений;

б) изучение типов явлений;

в) изучение структуры изучаемых явлений;

12.Какую познавательную задачу решает данная группировка:






Форма обучения

Число студентов, чел.

Дневная

Очно-заочная

Дистанционная

2 125

1 800

1 480


а) изучение взаимосвязи явлений;

б) изучение структуры явлений;

в) изучение типов явлений;

13.Какую познавательную задачу решает данная группировка:

Стаж работы, лет

Число рабочих, чел.

Количество деталей, вырабатываемых одним рабочим за смену, шт.

До 4

4 – 6

6 – 8

8 – 10

10 и более

8

10

15

22

20

100

105

110

120

130

Итого

75

117


а) изучение типов явлений;

б) изучение структуры совокупности;

в) изучение взаимосвязи явлений.

Практические задания

Задание 1.Представьте приведенные ниже данные о тарифном разряде рабочих в виде дискретного ряда распределения:

  1. 3 4 4 6 2 3 3 3 2 1 6 3 3 4 5 3 3 5 2 2 5 4 4 5 1 1 2 4 4 2 6 6 6 5 5 4 5 1

Задание2.Имеются следующие данные о непрерывном стаже 100 сотрудников предприятия:

5, 1, 7, 2, 1, 5, 8, 10, 20, 7, 2, 3, 5, 1, 4, 8, 15, 3, 1, 9, 6, 2, 10, 10, 4, 4, 12,13, 8, 7, 2, 4, 3, 5, 6, 15, 20, 21, 6, 8, 10, 13, 7, 12, 9, 9, 12, 8, 24, 25, 17, 18, 11, 13,5, 6, 8, 14, 15, 20, 22, 17, 18, 19, 10, 12, 15, 21, 19, 18, 26, 2, 14, 7, 6, 9, 10,11, 22, 28, 20, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 9, 9, 6, 6, 5, 2.

Постройте ряд распределения, выделив группы с равными интервалами в пять лет (первая группа «до 5 лет»).

Задание3.Имеется ряд распределения предприятий по численности персонала в интервалом, равным 20. Используя эти данные, постройте ряд распределения с интервалом, равным 50, применяя метод вторичной группировки (первая группа «до 40»).


Группы предприятий с численностью персонала

Число предприятий, %

До 40

2

40 – 60

3

60 – 80

10

80 – 100

10

100 – 120

16

120 – 140

18

140 – 160

12

160 – 180

8

180 – 200

6

200 – 220

4

220 – 240

4

240 – 260

3

260 – 280

2

280 и выше

2

Всего

100


Задание4.Следующие данные характеризуют распределение рабочего предприятия по величине заработной платы:


Заработная плата, руб.

Численность рабочих, чел.

До 2 600

25

2 600 – 3 200

10

3 200 – 3 800

30

3 800 – 4 400

41

4 400 – 5 000

44

5 000 – 5 600

60

5 600 – 6 200

82

6 200 – 6 800

40

6 800 – 7 400

20

7 400 – 8 000

24

8 000 – 8 600

9

8 600 и выше

5


Проведите вторичную группировку, построив ряд распределения с интервалом, равным 1800.

Задание5.По отрасли имеются следующие данные:

предприятия

Средняя списочная численность рабочих, чел

Средняя годовая стоимость основных фондов, млн руб.

Объем произведенной продукции за год, млн, руб.

1

2

3

4

1

100

369

5 600

2

140

473

7 500

3

94

251

2 500

4

83

280

3 800

5

157

590

9 450

6

195

1 200

20 800

7

54

160

1 280

8

120

480

5 760

9

180

970

15 030

10

125

400

6 440

11

45

120

720

12

256

900

14 400

13

182

670

670

14

124

500

7 000

15

110

379

6 000

16

102

256

3 100

17

96

220

3 700

18

98

240

3 500

19

84

126

800

20

76

180

1 600

21

96

250

3 200

22

85

230

3 000

23

110

370

5 800

24

112

350

6 300

25

67

125

850

26

63

140

1 300

27

250

1 150

19 900

28

212

790

12 200

29

184

290

3 400

30

137

275

4 200


Проведите аналитическую группировку предприятий по объему основных фондов (образуйте шесть групп с разными интервалами). Определите по каждой группе:

а) число предприятий;

б) численность рабочих в целом по группе и в среднем на одно предприятие в группе;

в) объем производственной продукции в целом по группе и в среднем на одно предприятие в группе;

г) среднюю выработку продукции в расчете на одного рабочего;

д) объем основных средств в целом по группе и в среднем на одно предприятие в группе.

Результаты расчетов оформите в таблицу. Проведите экономический анализ полученных результатов.


Практическое занятие № 2Используя учебный материал, произвести построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках

Раздел 4Способы наглядного представления статистических данных

Тема 4.1Статистические таблицы и графики


Цель работы

1.Формирование понятия способы наглядного представления статистических данных

2.Закрепление теоретических знаний на основе самостоятельной практической работы в рамках темы.

Порядок проведения работы

1.Записать в тетради для практических работ наименование работы, число, образовательные задачи работы.

2.Возобновить некоторые теоретические аспекты по теме, прочитав основные сведения данные в учебнике «Статистика» авторы В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, Е.П. Шпаковская.

3.Пользуясь карточкой-заданием в конце работы ответить на вопросы,

выполнить тест и практические задания.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое статистические таблицы?

2.Охарактеризуйте подлежащее и сказуемое в статистических таблицах.

3.Назовите виды таблиц по характеру разработки подлежащего и сказуемого. Приведите примеры таблиц из официальных статистических сборников.

4.Какое правило построения и оформления статистических таблиц вы знаете?

5.Охарактеризуйте с точки зрения изученной теории следующую таблицу (подлежащее, сказуемое):

Административно-территориальное деление Российской Федерации

(по состоянию на 1 января 2006 г.)

Административные единицы

Количество

Республики

21

Края

7

Области

48

Города федерального значения

2

Автономные республики

1

Автономные округа

9

Районы

1 868

Города*

1 095

Городские районы и округа

329

Поселки городского типа

1 359

Сельские администрации**

23 318

*Включая города федерального значения.

**Включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы местного самоуправления.

6.Охарактеризуйте с точки зрения теории следующую таблицу (подлежащее, сказуемое):

Динамика официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю 2005 г.(руб. за единицу иностранных валют)


Доллар США

Евро

На конец месяца

В середине месяца

На конец месяца

В середине месяца

Январь

28,08

27,94

36,63

37,05

Февраль

27,77

27,97

36,63

36,39

Март

27,83

27,62

36,06

36,49

Апрель

27,77

27,82

36,01

35,98

Май

28,09

27,92

35,20

35,56

Июнь

28,67

28,50

34,52

34,72

Июль

28,63

28,69

34,72

34,58

Август

28,55

28,48

34,88

35,02

Сентябрь

28,50

28,36

34,38

34,84

Октябрь

28,42

28,55

34,53

34,37

Ноябрь

28,73

28,76

33,99

33,97

Декабрь

28,78

28,81

34,19

34,16


7.Охарактеризуйте с точки зрения теории следующую таблицу (подлежащее, сказуемое):


Поступило инвистиций

В том числе

Всего

В процентах к итогу

прямые

портфельные

Прочие

Всего инвестиций

53 651

100

13 072

453

40 126

В том числе:


Люксембург

13 841

25,8

184

1

13 656

Нидерланды

8 898

16,6

4 125

0,1

1 773

Великобритания

8 588

16,0

617

5

7 966

Кипр

5 115

9,5

1 529

297

3 289

Германия

5 115

5,6

551

15

2 444

Швейцария

2 014

3,8

308

2

17,04

США

1 554

2,9

380

3

1 171

Франция

1 428

2,7

513

-----

915

Виргинские острова (Брит.)

1 211

2,3

223

41

947

Австрия

1 057

2,0

261

25

771


8.Охарактеризуйте с точки зрения теории следующую таблицу (подлежащее, сказуемое):

Международная миграция, чел.

Показатель

2004 г.

2005 г.

Прибыло в Российскую Федерацию – всего в том числе:

119 157

177 229

Из стран СНГ

110 374

168 598

Из стран вне СНГ

8 783

8 631

Выбыло из Российской Федерации – всего в том числе:

79 795

69 798

В страны СНГ

37 017

36 106

В страны вне СНГ

42 778

33 692

Миграционный прирост, убыл ( - ) – всего в том числе в результате миграционного обмена населением:

39 362

107 431

Со странами СНГ

73 357

132 492

Со странами вне СНГ

- 33 995

- 25 061


9.Какие виды графиков вы знаете?

10.Какие типы графиков применяются для графического изображения структурной группировки?

11.Перечислите виды статистических таблиц в зависимости от разработки подлежащего. Приведите примеры таких таблиц.

12.Назовите виды статистических таблиц в зависимости от разработки сказуемого. Приведите примеры таких таблиц.

13.Перечислите основные правила построения статистических таблиц.

14.Из каких элементов состоит статистический график?

15.Сформулируйте правила построения столбиковой, ленточной и фигурной диаграмм. Охарактеризуйте информативное значение этих графиков.

16.Какие виды пиктографиков могут применяться в статистическом анализе?

17.Приведите примеры диаграмм сравнения.

18.Назовите цель применения радиальных диаграмм в статистическом анализе.

19.Приведите примеры и сформулируйте правила построения основных биржевых статистических графиков.

20.Охарактеризуйте следующий график с точки зрения изученной вами теории.


Структура платных услуг населению (в процентах)

21.Охарактеризуйте следующий график с точки зрения изученной вами теории.


22.Охарактеризуйте следующий график с точки зрения изученной вами теории.

Прием и выпуск в средних и специальных учебных заведениях. Государственные и муниципальные средниеспециальные учебные заведения.




23.Постройте секторную диаграмму на основе следующих данных:

Структура источников финансирования инвестиционных проектов в 2006 г.

Показатель

%

Собственные средства

40,0

Кредиты банков

10,0

Бюджетные средства

20,0

Прочие привлеченные средства

30,0

Всего:

100,0


24.Изобразите графически данные ВВП, приведенные в таблице.

Страна

Объем ВВП в 2004 г., млрд дол.

Россия

США

15 государств Еврозоны

Германия

Англия

Франция

Южная Корея

Чехия

Венгрия

Украина

605

11 665

12 000

2 687

2 115

1 997

663

106

99

61

25.Постройте макеты следующих видов таблиц:

а) простая таблица с простой разработкой сказуемого;

б) простая таблица со сложной разработкой сказуемого;

в) групповая таблица по различным признакам с простым и сложным сказуемым;

г) комбинационная таблица по размеру совокупного дохода семей, численности членов семей и количеству семей.



Практическое занятие№ 3 Расчет различных видов относительных величин

Раздел 5 Статистические показатели

Тема 5.1 Абсолютные и относительные величины в статистике


Цель работы

1.Формирование понятия относительные величины в статистике

2.Закрепление теоретических знаний на основе самостоятельной практической работы в рамках темы.

Порядок проведения работы

1.Записать в тетради для практических работ наименование работы, число, образовательные задачи работы.

2.Возобновить некоторые теоретические аспекты по теме, прочитав основные сведения данные в учебнике «Статистика» авторы В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, Е.П. Шпаковская.

3.Пользуясь карточкой-заданием в конце работы ответить на вопросы,

выполнить тест и практические задания.

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите единицы измерения относительных статистических показателей.

2.Назовите виды относительных показателей, построенных в форме относительных величин.

3.Охарактеризуйте взаимосвязь относительных показателей динамики, плана и выполнения плана.

4.Как рассчитываются относительные величины динамики с переменной базой сравнения (цепные)?

5.Опишите порядок расчета относительных величин динамики с постоянной базой сравнения (базисных)?

6.Как связаны между собой базисные и цепные относительные величины динамики?

7.Приведите примеры расчета относительных показателей координации и структуры.

8.Чему равна сумма относительных показателей структуры, рассчитанных по одной совокупности?

9.Приведите примеры расчета относительных показателей интенсивности.

10.Приведите примеры расчета относительных показателей сравнения.

11.Какая основная цель преследуется при использовании относительных величин уровня экономического развития?

Тесты для самостоятельной работы

1.Относительные статистические показатели могут выражаться:

а) в виде простого кратного отношения;

б) процентах;

в) промилле;

г) трудовых единицах измерения;

д) условно-натуральных единицах измерения;

е) денежных единицах измерения;

2.Установите соответствие между показателями и видами относительных величин:

Относительные величины

Показатель

  1. Число родившихся на 1000 человек населения

  2. Соотношение численности занятых и безработных

  3. Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения

  4. Число студентов в расчете на одного преподавателя

  5. Соотношение численности населения двух городов

А. Относительный показатель уровня экономического развития

Б. Относительный показатель интенсивности

В. Относительный показатель координации

Г. Относительный показатель структуры

Д. Относительный показатель сравнения


3.Установите соответствие между показателями и видами относительных величин:

Относительные величины

Показатель

  1. Число умерших на 1000 человек населения

  2. Потребление продуктов питания в расчете на душу населения

  3. Соотношение численность мужчин и женщин в общей численности безработных

  4. Доля занятых в общей численности экономически активного населения

А. Относительный показатель плана

Б. Относительный показатель динамики

В. Относительный показатель сравнения

Г. Относительный показатель структуры

Д. Относительный показатель координации

Е. Относительный показатель интенсивности

Ж. Относительный показатель уровня экономического развития


4.Установите соответствие между показателями и видами относительных величин:







Относительные величины

Показатель

1. Потребление молока в расчете на душу населения

2. Доля мужчин в общей численности безработных

3. Соотношение численности мужчин и женщин в общей численности населения

4. Число врачей на 1000 человек населения

А. Относительный показатель плана

Б. Относительный показатель динамики

Ж. Относительный показатель выполнения плана

Г. Относительный показатель структуры

Д. Относительный показатель координации

Е. Относительный показатель интенсивности

Ж. Относительный показатель уровня экономического развития


5.Отметьте виды относительных показателей, которые можно вычислить по следующим данным:

Показатель

2005 г.

2006 г.

Численность населения

Численность мужчин

Численность женщин

301 520

132 667

168 853

301 670

129 718

171 952


а) Относительный показатель сравнения

б) Относительный показатель координации

в) Относительный показатель интенсивности

г) Относительный показатель структуры

д) Относительный показатель динамики

е) Относительный показатель уровня экономического развития

Практические задания


Задания 1.В базисном периоде фирма продала 200 автомобилей. По плану на текущий период намечалось продать 210 автомобилей. Фактически в текущем периоде было продано 215 автомобилей. Определите относительные показатели плана, выполнения плана и динамики.

Задания2.В базисном периоде затраты на производство продукции составляли 1200 тыс. руб. В текущем периоде они достигли 1050 тыс. руб. при плане 1110 тыс. руб. Определите относительные показатели плана, выполнения плана и динамики.

Задания3.В отчетном периоде планировалось снизить трудоемкость единицы продукции на 20 часов при уровне базисного периода 300 часов. Фактическая трудоемкость в отчетном периоде составила 290 часов. Определите относительные показатели плана, выполнения плана и динамики.

Задания4.Объем производства конфет «Наташа» планировалось увеличить в 1,15 раза. Фактически объем производства этих конфет увеличился по сравнению с базисным периодом на 17,5%. Определите относительный показатель выполнения плана.

Задания5.Производительность труда в цехе по сравнению с базисным периодом увеличилась на 5%, а по сравнению с планом – на 3,5%. Определите относительный показатель плана.


Практическое занятие №4 Расчет абсолютных показателей вариации. Расчет структурных средних величин

Раздел 5Статистические показатели

Тема 5.1 Абсолютные и относительные величины в статистике


Цель работы

1.Формирование понятия абсолютные и относительные величины в статистике

2.Закрепление теоретических знаний на основе самостоятельной практической работы в рамках темы.

Порядок проведения работы

1.Записать в тетради для практических работ наименование работы, число, образовательные задачи работы.

2.Возобновить некоторые теоретические аспекты по теме, прочитав основные сведения данные в учебнике «Статистика» авторы В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, Е.П. Шпаковская.

3.Пользуясь карточкой-заданием в конце работы ответить на вопросы,

выполнить тест и практические задания.

Вопросы для самоконтроля

1.Перечислите виды единиц измерения абсолютных статистических показателей.

2.В каких единицах измерения происходит учет затрат труда на предприятии?

3.В чем состоит особенность применения условных натуральных единиц измерения?

Практические задания

Задания1.В городе в 2004 г. по сравнению с 2003 г. количество построенных квартир увеличилось в 1,052 раза, в 2005г. по сравнению с 2004 г. этот показатель увеличился на 6,8%, а в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – на 10,5%. Определите, во сколько раз и на сколько процентов увеличилось количество квартир, построенных в 2006 г., по сравнению с 2003 г.

Задания2.Имеются следующие данные о распределении работников, занятых в экономике, по формам собственности в 2005 г.

Показатель

Численность работников, тыс. чел.

Всего занято в экономике в том числе по формам собственности:

69 939

Государственная, муниципальная

23 189

Частная

35 745

Собственность общественных религиозных организаций

439

Смешанная российская

5 224

Иностранная, совместная российская и иностранная

2 342


Источник: Россия в цифрах. 2006 :Крат.стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 83.

Определите относительные показатели структуры и координации.

Задания3.На основе приведенных ниже данных о составе экономически активного населения Российской Федерации рассчитайте все возможные относительные показатели.

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

Показатель

2004 г.

2005 г.

Экономически активное население* – всего

72 909

73 811

Мужчины

37 079

37 511

Женщины

35 831

36 300

Занятые в экономике** - всего

67 134

68 603

Мужчины

34 177

34 710

Женщины

32 958

33 893

Безработные – всего

5 775

5 208

Мужчины

2 902

2 801

Женщины

2 873

2 407

Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, - всего

1 920

1 830

Мужчины

647

630

Женщины

1 273

1 200

Из них безработные, которым назначено пособие по безработице, - всего

1 624

1 570

Мужчины

544

536

Женщины

1 080

  1. 034


Задания4.Имеются следующие данные о составе работающей молодежи по полу и месту проживания:


Показатель

Численность занятых, тыс. чел.

Из них в возрасте, лет

15 – 19

20 – 24

25 – 29

Всего занято в экономике

67 134

1 273

6 366

8 677

Городское население

51 828

771

4 840

6 930

Сельское население

15 306

501

1 526

1 747

Мужчины

34 177

779

4 392

4 606

Женщины

32 958

493

2 874

4 071


Определите:

  1. Структуру работающей молодежи по полу, возрасту, месту проживания;

  2. Структуру работающей молодежи в городах по возрасту;

  3. Структуру занятых мужчин и женщин по возрасту;

  4. Относительные показатели координации по полу, возрасту, месту проживанию работающей молодёжи;

  5. Относительные показатели координации по полу и месту проживания лиц в возрасте 20 – 24 года.

Задания5.Рассчитайте все возможные виды относительных показателей по следующим данным:

Показатель, тыс. чел.

2005 г.

2006 г.

1-й район

2-й район

1-й район

1-й район

Численность населения в том числе:

620

682

628

684

Мужчин

279

321

282

322

Женщин

341

361

346

362

Число родившихся

7,5

9,3

8,47

11,22


Задания6.Планировалось повысить успеваемость по статистике на 20%. План был перевыполнен на 4%. Определите относительный показатель динамики.

Задания7.В городе в 2004 г. по сравнению с 2003 г. количество построенных квартир увеличилось в 1,052 раза, в 2005г. по сравнению с 2004 г. этот показатель увеличился на 6,8%, а в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – на 10,5%. Определите, во сколько раз и на сколько процентов увеличилось количество квартир, построенных в 2006 г., по сравнению с 2003 г.

Задания8.Имеются следующие данные о распределении работников, занятых в экономике, по формам собственности в 2005 г.

Показатель

Численность работников, тыс. чел.

Всего занято в экономике в том числе по формам собственности:

69 939

Государственная, муниципальная

23 189

Частная

35 745

Собственность общественных религиозных организаций

439

Смешанная российская

5 224

Иностранная, совместная российская и иностранная

2 342


Источник: Россия в цифрах. 2006 :Крат.стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 83.

Определите относительные показатели структуры и координации.

Задания9.На основе приведенных ниже данных о составе экономически активного населения Российской Федерации рассчитайте все возможные относительные показатели.



Численность экономически активного населения, тыс. чел.

Показатель

2004 г.

2005 г.

Экономически активное население* – всего

72 909

73 811

Мужчины

37 079

37 511

Женщины

35 831

36 300

Занятые в экономике** - всего

67 134

68 603

Мужчины

34 177

34 710

Женщины

32 958

33 893

Безработные – всего

5 775

5 208

Мужчины

2 902

2 801

Женщины

2 873

2 407

Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, - всего

1 920

1 830

Мужчины

647

630

Женщины

1 273

1 200

Из них безработные, которым назначено пособие по безработице, - всего

1 624

1 570

Мужчины

544

536

Женщины

1 080

  1. 034


Задания10.Имеются следующие данные о составе работающей молодежи по полу и месту проживания:


Показатель

Численность занятых, тыс. чел.

Из них в возрасте, лет

15 – 19

20 – 24

25 – 29

Всего занято в экономике

67 134

1 273

6 366

8 677

Городское население

51 828

771

4 840

6 930

Сельское население

15 306

501

1 526

1 747

Мужчины

34 177

779

4 392

4 606

Женщины

32 958

493

2 874

4 071


Определите:

1)Структуру работающей молодежи по полу, возрасту, месту проживания;

2)Структуру работающей молодежи в городах по возрасту;

3)Структуру занятых мужчин и женщин по возрасту;

4)Относительные показатели координации по полу, возрасту, месту проживанию работающей молодёжи;

5)Относительные показатели координации по полу и месту проживания лиц в возрасте 20 – 24 года.

Задания11.Рассчитайте все возможные виды относительных показателей по следующим данным:


Показатель, тыс. чел.

2005 г.

2006 г.

1-й район

2-й район

1-й район

1-й район

Численность населения в том числе:

620

682

628

684

Мужчин

279

321

282

322

Женщин

341

361

346

362

Число родившихся

7,5

9,3

8,47

11,22


Практическое занятие № 5Расчет показателей ряда динамики

Раздел 6Ряды динамики в статистике

Тема 6.1Виды и методы анализа рядов динамики


Цель работы

1.Формирование понятия ряды динамики в статистике

2.Закрепление теоретических знаний на основе самостоятельной практической работы в рамках темы.

Порядок проведения работы

1.Записать в тетради для практических работ наименование работы, число, образовательные задачи работы.

2.Возобновить некоторые теоретические аспекты по теме, прочитав основные сведения данные в учебнике «Статистика» авторы В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, Е.П. Шпаковская.

3.Пользуясь карточкой-заданием в конце работы ответить на вопросы и решить задачи.

Вопросыдля самоконтроля

1. Для чего нужно изучать динамику явлений?

2. Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл?

3. Какие существуют виды рядов динамики?

4. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать?

5. Какие ряды статистических величин называются интервальными? Почему их уровни можно суммировать? Приведите примеры.

6. Назовите важнейшее условие правильного построения динамического ряда.

7. Как исчисляются средние для моментного и интервального рядов? Приведите формулы.

8. Какая существует взаимосвязь между последовательными цепными коэффициентами роста и базисным коэффициентом роста за соответствующий период? Каково практическое применение этой взаимосвязи?

Практические задания

Задание 1. Имеются следующие данные об остатках вкладов населения в сбербанках города за 2011 год на 1 число каждого месяца, млн руб:


Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

910,5

920,0

915,4

920,8

917,0

921,3

925,9

  1. Определить показатели ряда динамики.

  2. Построить график.

  3. Прокомментировать выявленные тенденции.

Задание 2. Имеются следующие данные о средней численности работников предприятия за 2011 год на 1 число каждого месяца, чел.:


Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

347

350

349

351

345

349

357

359

351

  1. Определить показатели ряда динамики.

  2. Построить график.

  3. Прокомментировать выявленные тенденции.

Задание 3. Имеются следующие данные о вводе жилых домов в эксплуатацию за 2003-2010 годы, млн м2 общей площади:


2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

36,4

41,0

43,6

50,6

61,2

64,1

59,9

58,4

  1. Определить показатели ряда динамики.

  2. Построить график.

  3. Прокомментировать выявленные тенденции.

Задание 4. Имеются следующие данные о производстве электроэнергии за 2009 г. млрд кВт час:


январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

96

87

90

79

73

69

71

71

74

86

91

101

  1. Определить показатели ряда динамики.

  2. Построить график.

  3. Прокомментировать выявленные тенденции.

Задание 5. Имеются следующие данные о производстве мяса, включая cубпpoдукты I категории за 2009 г., тонн:


январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

247251

246685

269791

274159

268816

263884

278966

282042

289766

312348

311421

335070

  1. Определить показатели ряда динамики.

  2. Построить график.

  3. Прокомментировать выявленные тенденции.

Задание 6. Имеются следующие данные о производстве чая натурального за 2009 г., тонн:


январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

7504

7785

8187

7717

7709

7881

7188

7754

7865

8012

7840

8233

  1. Определить показатели ряда динамики.

  2. Построить график.

  3. Прокомментировать выявленные тенденции.

Задание 7. Имеются следующие данные о производстве металлорежущих станков за 2009 г., штук:


январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

223

207

138

149

127

127

112

89

137

174

181

218

  1. Определить показатели ряда динамики.

  2. Построить график.

  3. Прокомментировать выявленные тенденции.

Задание 8. Имеются следующие данные о производстве лифтов за 2009 г., штук:


январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

854

744

778

933

822

1027

1212

1205

1289

1477

1391

1296

  1. Определить показатели ряда динамики.

  2. Построить график.

  3. Прокомментировать выявленные тенденции.

Задание 9. Имеются следующие данные о производстве фотоаппаратов за 2009 г., штук:


январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

180

180

200

200

200

150

150

125

170

200

200

210

  1. Определить показатели ряда динамики.

  2. Построить график.

  3. Прокомментировать выявленные тенденции.

 

Задание 10. Имеются следующие данные о производстве легковых автомобилей за 2009 г., тыс. штук:


январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

14,8

47

59,5

61,2

48,2

59,9

60,5

19,5

56,8

60,3

57,7

54,6

  1. Определить показатели ряда динамики.

  2. Построить график.

  3. Прокомментировать выявленные тенденции.


Раздел 6 Ряды динамики в статистике

Тема 6.1 Виды и методы анализа рядов динамики

Практическое занятие №6 Анализ динамики изучаемых явлений


Цель работы

1.Формирование понятия виды и методы анализа рядов динамики

2.Закрепление теоретических знаний на основе самостоятельной практической работы в рамках темы.

Порядок проведения работы

1.Записать в тетради для практических работ наименование работы, число, образовательные задачи работы.

2.Возобновить некоторые теоретические аспекты по теме, прочитав основные сведения данные в учебнике «Статистика» авторы В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, Е.П. Шпаковская.

3.Пользуясь карточкой-заданием в конце работы ответить на вопросы и решить задачи.

Вопросы для самоконтроля

1.Что называется в статистике рядами распределения?

2. Перечислите правила построения рядов распределения.

3. Какие виды рядов распределения Вы знаете?

4. Что следует понимать под вариационными рядами, по каким признакам они образуются и какие цели преследует их составление?

Практические задания

По ниже приведенным данным проведите анализ вида ряда распределения.









Задание 1. Данные о площадях под картофелем до и после изменения границ района, тысяч гектаров:

Сомкнуть ряд, выразив площадь под картофелем в условиях изменения границ района.





Задание 2. Имеется информация об экспорте продукции из региона за ряд лет:

Определить: 1) цепные и базисные: а) абсолютные приросты; б) темпы роста; в) темпы прироста; 2)абсолютное содержание одного процента прироста; 3) средние показатели: а) средний уровень ряда; б) среднегодовой абсолютный прирост; в) среднегодовой темп роста; г) среднегодовой темп прироста.





Задание3. По следующей информации определить средний размер имущества предприятия за квартал:




Раздел 7 Индексы в статистике

Тема 7.1 Виды индексов в статистике

Практическое занятие №7 Расчет общих индексов агрегатной формы


Цель работы

1.Формирование понятия виды индексов в статистике

2.Закрепление теоретических знаний на основе самостоятельной практической работы в рамках темы.

Порядок проведения работы

1.Записать в тетради для практических работ наименование работы, число, образовательные задачи работы.

2.Возобновить некоторые теоретические аспекты по теме, прочитав основные сведения данные в учебнике «Статистика» авторы В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, Е.П. Шпаковская.

3.Пользуясь карточкой-заданием в конце работы ответить на вопросы и решить задачи.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое агрегатные индексы?

2.Агрегатные индексы: их особенности.

3.Формулы расчёта агрегатных индексов.

4. Привести примеры агрегатных индексов.

Практические задания

Задание 1. Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынкегорода за два периода:

Продукты

Продано (т)

Модальная цена, (руб. за 1 кг)

сентябрь

январь

сентябрь

январь

А

180

142

64,40

73,87

Б

375

390

87,18

88,20

В

245

308

38,28

40,15


Определите:

1.        Общий индекс цен.

2.        Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах.

3.        Как повлияло изменение цен в январе по сравнению с сентябрем на общий объем выручки от реализации данных продуктов.

4.        Покажите взаимосвязь исчисленных индивидуальных и общих индексов.

Задание 2.Имеются следующие данные о количестве произведенной продукции и ее себестоимости

Продукция

 

Количество произведенной продукции, тыс. шт.

Себестоимость единицы продукции, руб.

2008

2009

2008

2009

А

3.0

3.2

10

12

Б

4.0

5.0

20

18

В

5.0

6.0

8

5

Определить:

1)общие индексы:

а) затрат на продукцию;

б) физического объема продукции;

в)  себестоимости и экономический эффект от снижения себестоимости.




Раздел 7 Индексы в статистике

Тема 7.1Виды индексов в статистике

Практическое занятие № 8Расчет средних индексов, индексов структурных сдвиговработы


Цель работы

1.Формирование понятия виды индексов в статистике

2.Закрепление теоретических знаний на основе самостоятельной практической работы в рамках темы.

Порядок проведения работы

1.Записать в тетради для практических работ наименование работы, число, образовательные задачи работы.

2.Возобновить некоторые теоретические аспекты по теме, прочитав основные сведения данные в учебнике «Статистика» авторы В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, Е.П. Шпаковская.

3.Пользуясь карточкой-заданием в конце работы ответить на вопросы и решить задачи.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое средние индексы?

2.Среднте индексы: их особенности.

3.Формулы расчёта средних индексов.

4. Привести примеры средних индексов.

5.Что такое индексы структурных сдвигов работы?

6. Индексы структурных сдвигов работы: их особенности.

7.Формулы расчётаиндексов структурных сдвигов работы.

8. Привести примеры индексов структурных сдвигов работы.

Практические задания

Задание 1. Имеются данные об объеме товарооборота и изменении объема продаж товаров и цен за два квартала текущего года:

Наименование

товара

Товарооборот в действовавших

Ценах, млн.

Изменение во II квартале по сравнению с I

I квартал

II квартал

Физического объема продажи товаров

цен

Кофемолка

Мясорубка

Кофеварка

1280

670

430

1400

580

610

-3

+5

+10

+12

без изменения

-8

Рассчитайте общие индексы цен, физического объема и товарооборота.

Задание 2. Имеются следующие данные о производстве и себестоимости изделия М-2 по двум заводам:

Номер завода

Произведено изделий, шт.

Себестоимость одного изделия, тыс. р.

I квартал

II квартал

I квартал

II квартал

1

102

304

47,4

46,0

2

208

208

52,3

50,6

Определите индексы себестоимости переменного и постоянного состава и индекса структурных сдвигов, покажите взаимосвязь между ними.

Задание 3.Имеются следующие данные по двум отраслям:

Отрасли

Среднемесячная заработная плата одного работника, руб.

Среднесписочная численность работников, чел.

Базисный период


Отчётный

период

Базисный период

Отчётный

период

1

4900

5200

100

120

2

6160

7200

200

370

Определите:

1. индексы средней месячной заработной платы по каждой отрасли;

2. индекс заработной платы переменного состава, индекс постоянного состава, индекс структурных сдвигов;

3. изменение фонда оплаты труда в целом по двум отраслям и по каждой отрасли в отдельности за счёт изменения средней заработной платы и среднесписочной численности работников.

Сделайте выводы.

 

Раздел 8

Выборочное наблюдение в статистике

Тема 8.1 Способы формирования выборочной совокупности

Практическое занятие №9 Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности


Цель работы

1.Формирование понятия способы формирования выборочной совокупности

2.Закрепление теоретических знаний на основе самостоятельной практической работы в рамках темы.

Порядок проведения работы

1.Записать в тетради для практических работ наименование работы, число, образовательные задачи работы.

2.Возобновить некоторые теоретические аспекты по теме, прочитав основные сведения данные в учебнике «Статистика» авторы В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, Е.П. Шпаковская.

3.Пользуясь карточкой-заданием в конце работы ответить на вопросы и решить задачи.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое ошибки выборки, генеральной совокупности?

2.Ошибки выборки, генеральной совокупности: их особенности.

3.Формулы расчётаошибки выборки, генеральной совокупности.

4. Привести примеры ошибки выборки, генеральной совокупности.

Практические задания

Задание 1. Вычисление среднего значения и доверительного интервала для непрерывного количественного признака

Для оценки скорости расчета с кредиторами в банке проведена случайная выборка 10 платежных документов. Их значения оказались равными (в днях): 10; 3; 15; 15; 22; 7; 8; 1; 19; 20.

Необходимо с вероятностью Р = 0,954 определить предельную ошибку Δ выборочной средней и доверительные пределы среднего времени расчетов.

Задание 2. Оценка вероятности (генеральной доли) р.

При механическом выборочном способе обследования социального положения 1000 семей выявлено, что доля малообеспеченных семей составила w = 0,3 (30%) (выборка была 2%, т.е. n/N = 0,02). Необходимо с уровнем достоверности р = 0,997 определить показатель р малообеспеченных семей во всем регионе.

Задание 3. Вычисление среднего значения и доверительного интервала для дискретного признака, заданного интервальным рядом.

В табл. 9.5. задано распределение заявок на изготовление заказов по срокам их выполнения предприятием.

Таблица 9.5 Распределение наблюдений по срокам появления

Срок выполнения заявок (мес.)

Число наблюдений fi(абсолютная частота)

Относительная частота рi (%)

Середина интервала (градации) признака xi

до 6

20

10

3

6-12

80

40

9

12-36

60

30

24

36-60

20

10

48

св.60

20

10

72

Всего

200

100%



Задание 4. Для определения скорости расчетов с кредиторами N = 500 предприятий корпорации в коммерческом банке необходимо провести выборочное исследование методом случайного бесповторного отбора. Определить необходимый объем выборки n, чтобы с вероятностью Р = 0,954 ошибка среднего значения выборки не превышала 3-х дней, если пробные оценки показали, что среднее квадратическое отклонение s составило 10 дней.



Раздел 8

Выборочное наблюдение в статистике

Тема 8.1 Способы формирования выборочной совокупности

Практическая работа № 10 Расчёт видов выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная


Цель работы

1.Формирование понятия способы формирования выборочной совокупности

2.Закрепление теоретических знаний на основе самостоятельной практической работы в рамках темы.

Порядок проведения работы

1.Записать в тетради для практических работ наименование работы, число, образовательные задачи работы.

2.Возобновить некоторые теоретические аспекты по теме, прочитав основные сведения данные в учебнике «Статистика» авторы В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, Е.П. Шпаковская.

3.Пользуясь карточкой-заданием в конце работы ответить на вопросы и решить задачи.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная?

2.Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная: их особенности.

3.Формулы расчётавидов выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная.

4. Привести примеры видов выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная.

Практические задания

Задание 1. Для определения зольности угля в порядке случайной выборке было обследовано 100 проб угля. В результате обследования установлено, что средняя зольность угля в выборке 16%,  = 5%. В 10-ти пробах зольность угля составила 20% с вероятностью 0,954 определить пределы, в которых будет находиться средняя зольность угля в месторождении и доля угля с зольность 20%

Задание 2.Для определения среднего срока пользования краткосрочным кредитом в банке будет произведена 5% механическая выборка, в которую попало 100 счетов. В результате обследования установлено, что средний срок пользования краткосрочным кредитом 30 дней при  9дней в 5-ти счетах срок пользования кредитом 60 дней.

Задание 3.Для определения среднего возраста мужчин, вступающих в брак, в районе была произведена 5% выборка с отбором единиц пропорционально численности типических групп

Внутри групп применялся механический отбор

Социальная группа

Число мужчин

Средний возраст

Средне квадратическое отклонение

Доля мужчин вступивших во второй брак, %

Рабочие

60

24

5

10

служащие

40

27

8

20


С вероятностью 0,954 определить пределы в которых будут находиться средний возраст мужчин, вступивших в брак, и долю мужчин, вступивших в брак вторично.

Задание 4.В цехе 10 бригад с целью изучения их производительности труда будет осуществлена 20% серийная выборка, в которую попали 2 бригады. В результате обследования установлено, что  с вероятностью 0,997 определить пределы, в которых будет находиться средняя выработка рабочих цеха.

Задание 5.В районе проживает 2000 семей.

Предполагается провести их выборочное обследование методом случайного бесповторного отбора для нахождения среднего размера семьи.

Определить необходимую численность выборки при условии, что с вероятностью 0,954 ошибка выборки не превысит 1 человека при среднем квадратическом отклонении 3 человека.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!